Оригинaл материала размещен в выпуске № 12 (62) https://f.almanah.su/62.zip
Повышение статуса педагогической профессии определяется базовыми ценностями и установками государственной политики в сфере образования. Это обусловлено, прежде всего тем, что нынешнее общество нуждается в социально активных профессионалах. Успешность деятельности и личностной реализации педагога в данной сфере становится ориентиром формирования профессионального мировоззрения и целостного сознания.
Идея успешности в педагогической деятельности напрямую связана с эффективностью труда педагога и личностным смыслом профессии. Педагогов, ориентированных на достижение успеха, отличает гражданская и профессиональная направленность личности, способность к самопознанию, умение реализовать научный подход к педагогическим явлениям, спроектировать модель целостного процесса своей деятельности и адаптировать ее к конкретным условиям, проанализировать накопленный опыт.
Итак, успешная деятельность – эффективная составляющая жизни. При сопровождении успешности воспитателей использовали сопутствующие шаги.
Шаг 1. Перспектива деятельности и дела
«Всегда вперед, после каждого совершенного шага готовиться к следующему, все помыслы отдавать тому, что предстоит сделать» (Н.Н. Буденко).
Перспективы руководителя ДОУ:
- формировать коллектив творческих единомышленников;
- создавать комфортный психологический климат в коллективе;
- организовывать интеллектуальную практическую базу для совершенствования профессионального мастерства (библиотека, методический кабинет, семинары, тренинги);
Перспектива воспитателя:
- создавать сплоченный детский коллектив с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка;
- работа с ценностями детского сада и самого воспитателя. Важно создать условия для появления единого смыслового поля и принятия ценностей дошкольного детства: принятие (поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства, как важного этапа в общем развитии человека, самоценность детства – понимание (рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребёнком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду; уважение личности ребёнка. Формируется ситуация доверия у педагогов к тем, кто их обучает, что является основной мотивацией для эффективного обучения.
- привлекать родителей для совместной работы;
- совершенствоваться профессионально (учеба в вузе, курсы повышения квалификации, посещение КМО);
- реализовать творческий, интеллектуальный и эмоциональный потенциал;
- устанавливать комфортные отношения с коллегами, оказывать взаимопомощь.
Перспективы мероприятий в ДОУ:
- реализовывать воспитательные и физические способности воспитателей и дошкольников;
- практиковать новые умения и навыки у детей;
- учить детей усваивать, перерабатывать и воплощать новые знания;
- формировать дружеские отношения в коллективе;
- устанавливать положительную обратную связь между взрослыми и детьми.
Шаг 2. Стимулирование
«Я убежден, что жизнь любого человека должна быть наполнена постоянными и неожиданными стимулами, которые будут побуждать его держаться каждый день на высоком уровне» (Б.Т. Вашингтон)
Стимулированием для членов коллектива могут быть:
- одобрение руководителя и коллег;
- благодарность родителей и детей;
- премия (в качестве поощрения могут быть деньги, билеты в театр, поездка на экскурсию);
- публичное признание профессиональных успехов и оказание почета коллеги
Шаг 3. Благодарность
«Все прочие пороки подобны львам, волкам, гиенам, тиграм, порок неблагодарности – змея» (Ф. Гильпарцер).
Благодарность свидетельствует о вашем отношении к человеку, своевременной оценке его мыслей, поступков, деятельности, повышает самооценку,
Шаг 4. Помощь и поддержка
«В этом мире пользу приносит каждый, кто облегчает бремя другого человека» (Ч. Диккенс).
Труд воспитателя, безусловно, облегчает бремя многих людей. В каждой профессиональной деятельности существует свой этический кодекс.
Правила успешного воспитателя.
1. Милосердие и гуманизм – сердце воспитателя.
2. Творчество - отличительная черта.
3. Здоровый образ жизни – основа существования.
4. Уважение к коллегам, детям, родителям дошкольников – культура воспитателя.
5. Самосовершенствование, саморазвитие – доминанта поведения.
6. Профессиональная компетентность – дело чести.
Но и эти профессионалы также нуждаются в поддержке.
Чем могут помочь родители ДОУ:
- организовывать мероприятия;
- участвовать в ремонте;
- давать полную информацию о ребенке.
Чем могут помочь воспитатели родителям:
- проводить семинары;
- предоставлять информацию об особенностях воспитанников;
- консультировать по вопросам образования и воспитания.
Чем воспитатели могут помочь руководителю ДОУ;
- самостоятельно принять решение и воплотить его в своей деятельности;
- предоставлять информацию, как о детях, так и проблемах, возникающих в группе;
- своевременно предлагать идеи по оптимизации деятельности ДОУ.
Заведующий может помочь воспитателям:
- своевременно реагировать на все сигналы от воспитателей о трудностях, связанных с коллегами, детьми, родителями;
- приглашать различных специалистов;
- поощрять и конструктивно критиковать воспитателей;
- доверять воспитателям, признавать их профессионализм;
- предоставлять сотрудникам возможность совершенствоваться.
Приглашенные специалисты могут оказать помощь:
- интеллектуальную;
- эмоциональную;
-физическую поддержку воспитателям, детям, родителям.
Шаг 5. Тактичность
«При помощи такта можно добиться успеха даже и в тех случаях, когда нельзя ничего сделать при помощи силы» (Д. Леббок).
Такт, как и благодарность, - значимый компонент профессиональной деятельности. Педагогический такт подразумевает:
- умение выслушать и обсудить возникшую проблему;
- принимать участие в проведении мероприятий по мере необходимости;
- одобрять удачные действия коллег;
- соблюдать конфиденциальность. Информация о коллегах, детях, семье не подлежит распространению; исключение составляют случаи, когда сокрытие подобной информации несет угрозу жизни или здоровью воспитанника;
- быть деликатным. Делать замечания, повышать тон в присутствии коллег, родителей, детей недопустимо, хвалить и поощрять всегда следует публично, порицать – наедине.
Шаг 6.Ответственность
«Выиграл сражение не тот, кто дал хороший совет, а тот, кто взял на себя ответственность за его выполнение и приказал выполнить (Наполеон).
Сотрудники ДОУ ответственны:
- за создание и поддержку достойной репутации ДОУ;
- отбор профессиональных сотрудников;
- установление позитивных контактов с родителями;
- наблюдение, изучение и анализ поведения детей;
- коллегиальное решение проблем;
- распределение обязанностей оптимальным образом, по принципу взаимозаменяемости;
- привлечение специалистов разного профиля;
- организацию мероприятий, способствующих единению коллектива, воспитанию и образованию детей;
- анализ деятельности ДОУ и каждого сотрудника, совершенствование профессиональных знаний, умений, навыков.
Шаг 7. Творчество
«Если отнять у человека способность мечтать, то отпадет одна из самых мощных, побудительных причин, рождающих культуру, искусство, науку и желание борьбы во имя прекрасного будущего» (К.Г.Паустовский).
Педагогическая деятельность – творческий процесс. Здесь нужно учитывать и развивать творческий потенциал каждого из сотрудника, используя активные формы методической работы – «девичники», бенефисы, блицтурниры, творческие вечера, калейдоскоп творчества. Такие мероприятия демонстрируют все грани мастерства педагогов.
Шаг 8. Умение признавать и исправлять ошибки
Недопустимые ошибки воспитателя ДОУ:
- грубость по отношению к детям, родителям;
- физические наказания;
- высмеивание физических недостатков дошкольника;
- психическое насилие;
- сокрытие информации о травме, профилактической прививке или заболевании ребенка;
- принуждение воспитанника к приему пищи;
- недочеты в проведении мероприятий в ДОУ (образовательные, воспитательные, спортивные, развлекательные и т.д.), нарушения требований к организации и ходу (в том числе адекватность по возрасту, содержанию и физической нагрузке, непродолжительное время; учет всех видов деятельности; принцип всеобщего детского участия и отсутствие проигравших).
Шаг 9. «Живое участие»
Так называемое «живое участие» предполагает:
- уважение, такт, готовность прийти на помощь;
- стимулирование взаимодействия сотрудников и принятие коллегиальных решений;
- быструю и конструктивную помощь;
- предложения по оптимизации деятельности сотрудников ДОУ;
- постоянное совершенствование коллектива и создание новых образовательных программ;
Шаг 10. Конструктивная критика
«Критика только тогда плодотворна когда она, осуждая, указывает на то, чем бы должно быть то, что дурно» (Л.Н. Толстой).
Критиковать следует действия, а не личность.
Конструктивная критика должна:
- своевременно выявлять ошибки;
- анализировать причины;
- аккумулировать предложения по коррекции;
- принимать коллегиальное решение;
- оказывать помощь.
Высокая, успешная результативность работы воспитателей зависит от психологического климата в коллективе, который определяется, прежде всего, стилем управления заведующего. Так, в детском саду используется демократический стиль руководства, обеспечивающий высокую инициативу, активность, удовлетворенность воспитателей своей работой благоприятный психологический климат, сплоченность педагогического коллектива. Воспитатели единогласно принимают формы деятельности, способствующие успеху: проектирование, решение педагогических ситуаций, активно-игровые методы, практикумы и тренинги, профессиональные конкурсы, документальный анализ, написание творческих работ, оформление портфолио, дискуссионный клуб, часы заинтересованного информационного обмена, посещение видов детской деятельности у коллег с последующим анализом. Результаты профессиональной деятельности каждого воспитателя фиксируются в карте педагогической активности педагога (табл.1)
Карта педагогической активности воспитателя Ф.И.О__________________
Таким образом, формирование позиций успешной деятельности педагога дошкольного образования, несомненно, дело трудное и увлекательное. Профессиональная успешность создает реальные предпосылки к самореализации и развитию творческих способностей, воздействует на личность, помогает осознавать себя и значимость деятельности, а также стимулирует формирование интегративных социокультурных, интеллектуальных, нравственных качеств, степень развитости которых входит в профессиональную культуру всех специалистов, работающих в системе дошкольного образования.
Библиографический список:1. Белкин А.С. Ситуация успеха. Как её создать. М., 1991
2. Майер А.А., Богославец Л.Г. Сопровождение профессиональной успешности педагога ДОУ. Творческий центр «Сфера», Москва, 2012
Повышение статуса педагогической профессии определяется базовыми ценностями и установками государственной политики в сфере образования. Это обусловлено, прежде всего тем, что нынешнее общество нуждается в социально активных профессионалах. Успешность деятельности и личностной реализации педагога в данной сфере становится ориентиром формирования профессионального мировоззрения и целостного сознания.
Идея успешности в педагогической деятельности напрямую связана с эффективностью труда педагога и личностным смыслом профессии. Педагогов, ориентированных на достижение успеха, отличает гражданская и профессиональная направленность личности, способность к самопознанию, умение реализовать научный подход к педагогическим явлениям, спроектировать модель целостного процесса своей деятельности и адаптировать ее к конкретным условиям, проанализировать накопленный опыт.
Итак, успешная деятельность – эффективная составляющая жизни. При сопровождении успешности воспитателей использовали сопутствующие шаги.
Шаг 1. Перспектива деятельности и дела
«Всегда вперед, после каждого совершенного шага готовиться к следующему, все помыслы отдавать тому, что предстоит сделать» (Н.Н. Буденко).
Перспективы руководителя ДОУ:
- формировать коллектив творческих единомышленников;
- создавать комфортный психологический климат в коллективе;
- организовывать интеллектуальную практическую базу для совершенствования профессионального мастерства (библиотека, методический кабинет, семинары, тренинги);
Перспектива воспитателя:
- создавать сплоченный детский коллектив с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка;
- работа с ценностями детского сада и самого воспитателя. Важно создать условия для появления единого смыслового поля и принятия ценностей дошкольного детства: принятие (поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства, как важного этапа в общем развитии человека, самоценность детства – понимание (рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребёнком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду; уважение личности ребёнка. Формируется ситуация доверия у педагогов к тем, кто их обучает, что является основной мотивацией для эффективного обучения.
- привлекать родителей для совместной работы;
- совершенствоваться профессионально (учеба в вузе, курсы повышения квалификации, посещение КМО);
- реализовать творческий, интеллектуальный и эмоциональный потенциал;
- устанавливать комфортные отношения с коллегами, оказывать взаимопомощь.
Перспективы мероприятий в ДОУ:
- реализовывать воспитательные и физические способности воспитателей и дошкольников;
- практиковать новые умения и навыки у детей;
- учить детей усваивать, перерабатывать и воплощать новые знания;
- формировать дружеские отношения в коллективе;
- устанавливать положительную обратную связь между взрослыми и детьми.
Шаг 2. Стимулирование
«Я убежден, что жизнь любого человека должна быть наполнена постоянными и неожиданными стимулами, которые будут побуждать его держаться каждый день на высоком уровне» (Б.Т. Вашингтон)
Стимулированием для членов коллектива могут быть:
- одобрение руководителя и коллег;
- благодарность родителей и детей;
- премия (в качестве поощрения могут быть деньги, билеты в театр, поездка на экскурсию);
- публичное признание профессиональных успехов и оказание почета коллеги
Шаг 3. Благодарность
«Все прочие пороки подобны львам, волкам, гиенам, тиграм, порок неблагодарности – змея» (Ф. Гильпарцер).
Благодарность свидетельствует о вашем отношении к человеку, своевременной оценке его мыслей, поступков, деятельности, повышает самооценку,
Шаг 4. Помощь и поддержка
«В этом мире пользу приносит каждый, кто облегчает бремя другого человека» (Ч. Диккенс).
Труд воспитателя, безусловно, облегчает бремя многих людей. В каждой профессиональной деятельности существует свой этический кодекс.
Правила успешного воспитателя.
1. Милосердие и гуманизм – сердце воспитателя.
2. Творчество - отличительная черта.
3. Здоровый образ жизни – основа существования.
4. Уважение к коллегам, детям, родителям дошкольников – культура воспитателя.
5. Самосовершенствование, саморазвитие – доминанта поведения.
6. Профессиональная компетентность – дело чести.
Но и эти профессионалы также нуждаются в поддержке.
Чем могут помочь родители ДОУ:
- организовывать мероприятия;
- участвовать в ремонте;
- давать полную информацию о ребенке.
Чем могут помочь воспитатели родителям:
- проводить семинары;
- предоставлять информацию об особенностях воспитанников;
- консультировать по вопросам образования и воспитания.
Чем воспитатели могут помочь руководителю ДОУ;
- самостоятельно принять решение и воплотить его в своей деятельности;
- предоставлять информацию, как о детях, так и проблемах, возникающих в группе;
- своевременно предлагать идеи по оптимизации деятельности ДОУ.
Заведующий может помочь воспитателям:
- своевременно реагировать на все сигналы от воспитателей о трудностях, связанных с коллегами, детьми, родителями;
- приглашать различных специалистов;
- поощрять и конструктивно критиковать воспитателей;
- доверять воспитателям, признавать их профессионализм;
- предоставлять сотрудникам возможность совершенствоваться.
Приглашенные специалисты могут оказать помощь:
- интеллектуальную;
- эмоциональную;
-физическую поддержку воспитателям, детям, родителям.
Шаг 5. Тактичность
«При помощи такта можно добиться успеха даже и в тех случаях, когда нельзя ничего сделать при помощи силы» (Д. Леббок).
Такт, как и благодарность, - значимый компонент профессиональной деятельности. Педагогический такт подразумевает:
- умение выслушать и обсудить возникшую проблему;
- принимать участие в проведении мероприятий по мере необходимости;
- одобрять удачные действия коллег;
- соблюдать конфиденциальность. Информация о коллегах, детях, семье не подлежит распространению; исключение составляют случаи, когда сокрытие подобной информации несет угрозу жизни или здоровью воспитанника;
- быть деликатным. Делать замечания, повышать тон в присутствии коллег, родителей, детей недопустимо, хвалить и поощрять всегда следует публично, порицать – наедине.
Шаг 6.Ответственность
«Выиграл сражение не тот, кто дал хороший совет, а тот, кто взял на себя ответственность за его выполнение и приказал выполнить (Наполеон).
Сотрудники ДОУ ответственны:
- за создание и поддержку достойной репутации ДОУ;
- отбор профессиональных сотрудников;
- установление позитивных контактов с родителями;
- наблюдение, изучение и анализ поведения детей;
- коллегиальное решение проблем;
- распределение обязанностей оптимальным образом, по принципу взаимозаменяемости;
- привлечение специалистов разного профиля;
- организацию мероприятий, способствующих единению коллектива, воспитанию и образованию детей;
- анализ деятельности ДОУ и каждого сотрудника, совершенствование профессиональных знаний, умений, навыков.
Шаг 7. Творчество
«Если отнять у человека способность мечтать, то отпадет одна из самых мощных, побудительных причин, рождающих культуру, искусство, науку и желание борьбы во имя прекрасного будущего» (К.Г.Паустовский).
Педагогическая деятельность – творческий процесс. Здесь нужно учитывать и развивать творческий потенциал каждого из сотрудника, используя активные формы методической работы – «девичники», бенефисы, блицтурниры, творческие вечера, калейдоскоп творчества. Такие мероприятия демонстрируют все грани мастерства педагогов.
Шаг 8. Умение признавать и исправлять ошибки
Недопустимые ошибки воспитателя ДОУ:
- грубость по отношению к детям, родителям;
- физические наказания;
- высмеивание физических недостатков дошкольника;
- психическое насилие;
- сокрытие информации о травме, профилактической прививке или заболевании ребенка;
- принуждение воспитанника к приему пищи;
- недочеты в проведении мероприятий в ДОУ (образовательные, воспитательные, спортивные, развлекательные и т.д.), нарушения требований к организации и ходу (в том числе адекватность по возрасту, содержанию и физической нагрузке, непродолжительное время; учет всех видов деятельности; принцип всеобщего детского участия и отсутствие проигравших).
Шаг 9. «Живое участие»
Так называемое «живое участие» предполагает:
- уважение, такт, готовность прийти на помощь;
- стимулирование взаимодействия сотрудников и принятие коллегиальных решений;
- быструю и конструктивную помощь;
- предложения по оптимизации деятельности сотрудников ДОУ;
- постоянное совершенствование коллектива и создание новых образовательных программ;
Шаг 10. Конструктивная критика
«Критика только тогда плодотворна когда она, осуждая, указывает на то, чем бы должно быть то, что дурно» (Л.Н. Толстой).
Критиковать следует действия, а не личность.
Конструктивная критика должна:
- своевременно выявлять ошибки;
- анализировать причины;
- аккумулировать предложения по коррекции;
- принимать коллегиальное решение;
- оказывать помощь.
Высокая, успешная результативность работы воспитателей зависит от психологического климата в коллективе, который определяется, прежде всего, стилем управления заведующего. Так, в детском саду используется демократический стиль руководства, обеспечивающий высокую инициативу, активность, удовлетворенность воспитателей своей работой благоприятный психологический климат, сплоченность педагогического коллектива. Воспитатели единогласно принимают формы деятельности, способствующие успеху: проектирование, решение педагогических ситуаций, активно-игровые методы, практикумы и тренинги, профессиональные конкурсы, документальный анализ, написание творческих работ, оформление портфолио, дискуссионный клуб, часы заинтересованного информационного обмена, посещение видов детской деятельности у коллег с последующим анализом. Результаты профессиональной деятельности каждого воспитателя фиксируются в карте педагогической активности педагога (табл.1)
Карта педагогической активности воспитателя Ф.И.О__________________
Таким образом, формирование позиций успешной деятельности педагога дошкольного образования, несомненно, дело трудное и увлекательное. Профессиональная успешность создает реальные предпосылки к самореализации и развитию творческих способностей, воздействует на личность, помогает осознавать себя и значимость деятельности, а также стимулирует формирование интегративных социокультурных, интеллектуальных, нравственных качеств, степень развитости которых входит в профессиональную культуру всех специалистов, работающих в системе дошкольного образования.
Библиографический список:1. Белкин А.С. Ситуация успеха. Как её создать. М., 1991
2. Майер А.А., Богославец Л.Г. Сопровождение профессиональной успешности педагога ДОУ. Творческий центр «Сфера», Москва, 2012