НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Михайлова А.М., Алексеева В.Т., Портнова Л.Г. Шаги к успешной деятельности воспитателей дошкольного образования и её факторы

Оригинaл материала размещен в выпуске № 12 (62) https://f.almanah.su/62.zip

Повышение статуса педагогической профессии определяется базовыми ценностями и установками государственной политики в сфере образования. Это обусловлено, прежде всего тем, что нынешнее общество нуждается в социально активных профессионалах. Успешность деятельности и личностной реализации педагога в данной сфере становится ориентиром формирования профессионального мировоззрения и целостного сознания.

Идея успешности в педагогической деятельности напрямую связана с эффективностью труда педагога и личностным смыслом профессии. Педагогов, ориентированных на достижение успеха, отличает гражданская и профессиональная направленность личности, способность к самопознанию, умение реализовать научный подход к педагогическим явлениям, спроектировать модель целостного процесса своей деятельности и адаптировать ее к конкретным условиям, проанализировать накопленный опыт.

Итак, успешная деятельность – эффективная составляющая жизни. При сопровождении успешности воспитателей использовали сопутствующие шаги.

Шаг 1. Перспектива деятельности и дела

«Всегда вперед, после каждого совершенного шага готовиться к следующему, все помыслы отдавать тому, что предстоит сделать» (Н.Н. Буденко).

Перспективы руководителя ДОУ:

- формировать коллектив творческих единомышленников;

- создавать комфортный психологический климат в коллективе;

- организовывать интеллектуальную практическую базу для совершенствования профессионального мастерства (библиотека, методический кабинет, семинары, тренинги);

Перспектива воспитателя:

- создавать сплоченный детский коллектив с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка;

- работа с ценностями детского сада и самого воспитателя. Важно создать условия для появления единого смыслового поля и принятия ценностей дошкольного детства: принятие (поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства, как важного этапа в общем развитии человека, самоценность детства – понимание (рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребёнком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду; уважение личности ребёнка. Формируется ситуация доверия у педагогов к тем, кто их обучает, что является основной мотивацией для эффективного обучения.

- привлекать родителей для совместной работы;

- совершенствоваться профессионально (учеба в вузе, курсы повышения квалификации, посещение КМО);

- реализовать творческий, интеллектуальный и эмоциональный потенциал;

- устанавливать комфортные отношения с коллегами, оказывать взаимопомощь.

Перспективы мероприятий в ДОУ:

- реализовывать воспитательные и физические способности воспитателей и дошкольников;

- практиковать новые умения и навыки у детей;

- учить детей усваивать, перерабатывать и воплощать новые знания;

- формировать дружеские отношения в коллективе;

- устанавливать положительную обратную связь между взрослыми и детьми.

Шаг 2. Стимулирование

«Я убежден, что жизнь любого человека должна быть наполнена постоянными и неожиданными стимулами, которые будут побуждать его держаться каждый день на высоком уровне» (Б.Т. Вашингтон)

Стимулированием для членов коллектива могут быть:

- одобрение руководителя и коллег;

- благодарность родителей и детей;

- премия (в качестве поощрения могут быть деньги, билеты в театр, поездка на экскурсию);

- публичное признание профессиональных успехов и оказание почета коллеги

Шаг 3. Благодарность

«Все прочие пороки подобны львам, волкам, гиенам, тиграм, порок неблагодарности – змея» (Ф. Гильпарцер).

Благодарность свидетельствует о вашем отношении к человеку, своевременной оценке его мыслей, поступков, деятельности, повышает самооценку,

Шаг 4. Помощь и поддержка

«В этом мире пользу приносит каждый, кто облегчает бремя другого человека» (Ч. Диккенс).

Труд воспитателя, безусловно, облегчает бремя многих людей. В каждой профессиональной деятельности существует свой этический кодекс.

Правила успешного воспитателя.

1. Милосердие и гуманизм – сердце воспитателя.

2. Творчество - отличительная черта.

3. Здоровый образ жизни – основа существования.

4. Уважение к коллегам, детям, родителям дошкольников – культура воспитателя.

5. Самосовершенствование, саморазвитие – доминанта поведения.

6. Профессиональная компетентность – дело чести.

Но и эти профессионалы также нуждаются в поддержке.

Чем могут помочь родители ДОУ:

- организовывать мероприятия;

- участвовать в ремонте;

- давать полную информацию о ребенке.

Чем могут помочь воспитатели родителям:

- проводить семинары;

- предоставлять информацию об особенностях воспитанников;

- консультировать по вопросам образования и воспитания.

Чем воспитатели могут помочь руководителю ДОУ;

- самостоятельно принять решение и воплотить его в своей деятельности;

- предоставлять информацию, как о детях, так и проблемах, возникающих в группе;

- своевременно предлагать идеи по оптимизации деятельности ДОУ.

Заведующий может помочь воспитателям:

- своевременно реагировать на все сигналы от воспитателей о трудностях, связанных с коллегами, детьми, родителями;

- приглашать различных специалистов;

- поощрять и конструктивно критиковать воспитателей;

- доверять воспитателям, признавать их профессионализм;

- предоставлять сотрудникам возможность совершенствоваться.

Приглашенные специалисты могут оказать помощь:

- интеллектуальную;

- эмоциональную;

-физическую поддержку воспитателям, детям, родителям.

Шаг 5. Тактичность

«При помощи такта можно добиться успеха даже и в тех случаях, когда нельзя ничего сделать при помощи силы» (Д. Леббок).

Такт, как и благодарность, - значимый компонент профессиональной деятельности. Педагогический такт подразумевает:

- умение выслушать и обсудить возникшую проблему;

- принимать участие в проведении мероприятий по мере необходимости;

- одобрять удачные действия коллег;

- соблюдать конфиденциальность. Информация о коллегах, детях, семье не подлежит распространению; исключение составляют случаи, когда сокрытие подобной информации несет угрозу жизни или здоровью воспитанника;

- быть деликатным. Делать замечания, повышать тон в присутствии коллег, родителей, детей недопустимо, хвалить и поощрять всегда следует публично, порицать – наедине.

Шаг 6.Ответственность

«Выиграл сражение не тот, кто дал хороший совет, а тот, кто взял на себя ответственность за его выполнение и приказал выполнить (Наполеон).

Сотрудники ДОУ ответственны:

- за создание и поддержку достойной репутации ДОУ;

- отбор профессиональных сотрудников;

- установление позитивных контактов с родителями;

- наблюдение, изучение и анализ поведения детей;

- коллегиальное решение проблем;

- распределение обязанностей оптимальным образом, по принципу взаимозаменяемости;

- привлечение специалистов разного профиля;

- организацию мероприятий, способствующих единению коллектива, воспитанию и образованию детей;

- анализ деятельности ДОУ и каждого сотрудника, совершенствование профессиональных знаний, умений, навыков.

Шаг 7. Творчество

«Если отнять у человека способность мечтать, то отпадет одна из самых мощных, побудительных причин, рождающих культуру, искусство, науку и желание борьбы во имя прекрасного будущего» (К.Г.Паустовский).

Педагогическая деятельность – творческий процесс. Здесь нужно учитывать и развивать творческий потенциал каждого из сотрудника, используя активные формы методической работы – «девичники», бенефисы, блицтурниры, творческие вечера, калейдоскоп творчества. Такие мероприятия демонстрируют все грани мастерства педагогов.

Шаг 8. Умение признавать и исправлять ошибки

Недопустимые ошибки воспитателя ДОУ:

- грубость по отношению к детям, родителям;

- физические наказания;

- высмеивание физических недостатков дошкольника;

- психическое насилие;

- сокрытие информации о травме, профилактической прививке или заболевании ребенка;

- принуждение воспитанника к приему пищи;

- недочеты в проведении мероприятий в ДОУ (образовательные, воспитательные, спортивные, развлекательные и т.д.), нарушения требований к организации и ходу (в том числе адекватность по возрасту, содержанию и физической нагрузке, непродолжительное время; учет всех видов деятельности; принцип всеобщего детского участия и отсутствие проигравших).

Шаг 9. «Живое участие»

Так называемое «живое участие» предполагает:

- уважение, такт, готовность прийти на помощь;

- стимулирование взаимодействия сотрудников и принятие коллегиальных решений;

- быструю и конструктивную помощь;

- предложения по оптимизации деятельности сотрудников ДОУ;

- постоянное совершенствование коллектива и создание новых образовательных программ;

Шаг 10. Конструктивная критика

«Критика только тогда плодотворна когда она, осуждая, указывает на то, чем бы должно быть то, что дурно» (Л.Н. Толстой).

Критиковать следует действия, а не личность.

Конструктивная критика должна:

- своевременно выявлять ошибки;

- анализировать причины;

- аккумулировать предложения по коррекции;

- принимать коллегиальное решение;

- оказывать помощь.

Высокая, успешная результативность работы воспитателей зависит от психологического климата в коллективе, который определяется, прежде всего, стилем управления заведующего. Так, в детском саду используется демократический стиль руководства, обеспечивающий высокую инициативу, активность, удовлетворенность воспитателей своей работой благоприятный психологический климат, сплоченность педагогического коллектива. Воспитатели единогласно принимают формы деятельности, способствующие успеху: проектирование, решение педагогических ситуаций, активно-игровые методы, практикумы и тренинги, профессиональные конкурсы, документальный анализ, написание творческих работ, оформление портфолио, дискуссионный клуб, часы заинтересованного информационного обмена, посещение видов детской деятельности у коллег с последующим анализом. Результаты профессиональной деятельности каждого воспитателя фиксируются в карте педагогической активности педагога (табл.1)

Карта педагогической активности воспитателя Ф.И.О__________________

Таким образом, формирование позиций успешной деятельности педагога дошкольного образования, несомненно, дело трудное и увлекательное. Профессиональная успешность создает реальные предпосылки к самореализации и развитию творческих способностей, воздействует на личность, помогает осознавать себя и значимость деятельности, а также стимулирует формирование интегративных социокультурных, интеллектуальных, нравственных качеств, степень развитости которых входит в профессиональную культуру всех специалистов, работающих в системе дошкольного образования.

Библиографический список:1. Белкин А.С. Ситуация успеха. Как её создать. М., 1991

2. Майер А.А., Богославец Л.Г. Сопровождение профессиональной успешности педагога ДОУ. Творческий центр «Сфера», Москва, 2012
2022