Повышение статуса педагогической профессии определяется базовыми ценностями и установками государственной политики в сфере образования. Это обусловлено, прежде всего тем, что нынешнее общество нуждается в социально активных профессионалах. Успешность деятельности и личностной реализации педагога в данной сфере становится ориентиром формирования профессионального мировоззрения и целостного сознания.
Идея успешности в педагогической деятельности напрямую связана с эффективностью труда педагога и личностным смыслом профессии. Педагогов, ориентированных на достижение успеха, отличает гражданская и профессиональная направленность личности, способность к самопознанию, умение реализовать научный подход к педагогическим явлениям, спроектировать модель целостного процесса своей деятельности и адаптировать ее к конкретным условиям, проанализировать накопленный опыт.
Итак, успешная деятельность – эффективная составляющая жизни. При сопровождении успешности воспитателей использовали сопутствующие шаги.
Шаг 1. Перспектива деятельности и дела
«Всегда вперед, после каждого совершенного шага готовиться к следующему, все помыслы отдавать тому, что предстоит сделать» (Н.Н. Буденко).
Перспективы руководителя ДОУ:
- формировать коллектив творческих единомышленников;
- создавать комфортный психологический климат в коллективе;
- организовывать интеллектуальную практическую базу для совершенствования профессионального мастерства (библиотека, методический кабинет, семинары, тренинги);
Перспектива воспитателя:
- создавать сплоченный детский коллектив с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка;
- работа с ценностями детского сада и самого воспитателя. Важно создать условия для появления единого смыслового поля и принятия ценностей дошкольного детства: принятие (поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства, как важного этапа в общем развитии человека, самоценность детства – понимание (рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребёнком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду; уважение личности ребёнка. Формируется ситуация доверия у педагогов к тем, кто их обучает, что является основной мотивацией для эффективного обучения.
- привлекать родителей для совместной работы;
- совершенствоваться профессионально (учеба в вузе, курсы повышения квалификации, посещение КМО);
- реализовать творческий, интеллектуальный и эмоциональный потенциал;
- устанавливать комфортные отношения с коллегами, оказывать взаимопомощь.
Перспективы мероприятий в ДОУ:
- реализовывать воспитательные и физические способности воспитателей и дошкольников;
- практиковать новые умения и навыки у детей;
- учить детей усваивать, перерабатывать и воплощать новые знания;
- формировать дружеские отношения в коллективе;
- устанавливать положительную обратную связь между взрослыми и детьми.
Шаг 2. Стимулирование
«Я убежден, что жизнь любого человека должна быть наполнена постоянными и неожиданными стимулами, которые будут побуждать его держаться каждый день на высоком уровне» (Б.Т. Вашингтон)
Стимулированием для членов коллектива могут быть:
- одобрение руководителя и коллег;
- благодарность родителей и детей;
- премия (в качестве поощрения могут быть деньги, билеты в театр, поездка на экскурсию);
- публичное признание профессиональных успехов и оказание почета коллеги
Но и эти профессионалы также нуждаются в поддержке.
Чем могут помочь родители ДОУ:
- организовывать мероприятия;
- участвовать в ремонте;
- давать полную информацию о ребенке.
Чем могут помочь воспитатели родителям:
- проводить семинары;
- предоставлять информацию об особенностях воспитанников;
- консультировать по вопросам образования и воспитания.
Чем воспитатели могут помочь руководителю ДОУ;
- самостоятельно принять решение и воплотить его в своей деятельности;
- предоставлять информацию, как о детях, так и проблемах, возникающих в группе;
- своевременно предлагать идеи по оптимизации деятельности ДОУ.
Заведующий может помочь воспитателям:
- своевременно реагировать на все сигналы от воспитателей о трудностях, связанных с коллегами, детьми, родителями;
- приглашать различных специалистов;
- поощрять и конструктивно критиковать воспитателей;
- доверять воспитателям, признавать их профессионализм;
- предоставлять сотрудникам возможность совершенствоваться.
Приглашенные специалисты могут оказать помощь:
- интеллектуальную;
- эмоциональную;
-физическую поддержку воспитателям, детям, родителям.
Шаг 5. Тактичность
«При помощи такта можно добиться успеха даже и в тех случаях, когда нельзя ничего сделать при помощи силы» (Д. Леббок).
Такт, как и благодарность, - значимый компонент профессиональной деятельности. Педагогический такт подразумевает:
- умение выслушать и обсудить возникшую проблему;
- принимать участие в проведении мероприятий по мере необходимости;
- одобрять удачные действия коллег;
- соблюдать конфиденциальность. Информация о коллегах, детях, семье не подлежит распространению; исключение составляют случаи, когда сокрытие подобной информации несет угрозу жизни или здоровью воспитанника;
- быть деликатным. Делать замечания, повышать тон в присутствии коллег, родителей, детей недопустимо, хвалить и поощрять всегда следует публично, порицать – наедине.
Шаг 6.Ответственность
«Выиграл сражение не тот, кто дал хороший совет, а тот, кто взял на себя ответственность за его выполнение и приказал выполнить (Наполеон).
Сотрудники ДОУ ответственны:
- за создание и поддержку достойной репутации ДОУ;
- отбор профессиональных сотрудников;
- установление позитивных контактов с родителями;
- наблюдение, изучение и анализ поведения детей;
- коллегиальное решение проблем;
- распределение обязанностей оптимальным образом, по принципу взаимозаменяемости;
- привлечение специалистов разного профиля;
- организацию мероприятий, способствующих единению коллектива, воспитанию и образованию детей;
- анализ деятельности ДОУ и каждого сотрудника, совершенствование профессиональных знаний, умений, навыков.
Шаг 7. Творчество
«Если отнять у человека способность мечтать, то отпадет одна из самых мощных, побудительных причин, рождающих культуру, искусство, науку и желание борьбы во имя прекрасного будущего» (К.Г.Паустовский).
Педагогическая деятельность – творческий процесс. Здесь нужно учитывать и развивать творческий потенциал каждого из сотрудника, используя активные формы методической работы – «девичники», бенефисы, блицтурниры, творческие вечера, калейдоскоп творчества. Такие мероприятия демонстрируют все грани мастерства педагогов.
Шаг 8. Умение признавать и исправлять ошибки
Недопустимые ошибки воспитателя ДОУ:
- грубость по отношению к детям, родителям;
- физические наказания;
- высмеивание физических недостатков дошкольника;
- психическое насилие;
- сокрытие информации о травме, профилактической прививке или заболевании ребенка;
- принуждение воспитанника к приему пищи;
- недочеты в проведении мероприятий в ДОУ (образовательные, воспитательные, спортивные, развлекательные и т.д.), нарушения требований к организации и ходу (в том числе адекватность по возрасту, содержанию и физической нагрузке, непродолжительное время; учет всех видов деятельности; принцип всеобщего детского участия и отсутствие проигравших).
Шаг 9. «Живое участие»
Так называемое «живое участие» предполагает:
- уважение, такт, готовность прийти на помощь;
- стимулирование взаимодействия сотрудников и принятие коллегиальных решений;
- быструю и конструктивную помощь;
- предложения по оптимизации деятельности сотрудников ДОУ;
- постоянное совершенствование коллектива и создание новых образовательных программ;
Шаг 10. Конструктивная критика
«Критика только тогда плодотворна когда она, осуждая, указывает на то, чем бы должно быть то, что дурно» (Л.Н. Толстой).
Критиковать следует действия, а не личность.
Конструктивная критика должна:
- своевременно выявлять ошибки;
- анализировать причины;
- аккумулировать предложения по коррекции;
- принимать коллегиальное решение;
- оказывать помощь.
Высокая, успешная результативность работы воспитателей зависит от психологического климата в коллективе, который определяется, прежде всего, стилем управления заведующего. Так, в детском саду используется демократический стиль руководства, обеспечивающий высокую инициативу, активность, удовлетворенность воспитателей своей работой благоприятный психологический климат, сплоченность педагогического коллектива. Воспитатели единогласно принимают формы деятельности, способствующие успеху: проектирование, решение педагогических ситуаций, активно-игровые методы, практикумы и тренинги, профессиональные конкурсы, документальный анализ, написание творческих работ, оформление портфолио, дискуссионный клуб, часы заинтересованного информационного обмена, посещение видов детской деятельности у коллег с последующим анализом. Результаты профессиональной деятельности каждого воспитателя фиксируются в карте педагогической активности педагога (табл.1)
Карта педагогической активности воспитателя Ф.И.О__________________
Таким образом, формирование позиций успешной деятельности педагога дошкольного образования, несомненно, дело трудное и увлекательное. Профессиональная успешность создает реальные предпосылки к самореализации и развитию творческих способностей, воздействует на личность, помогает осознавать себя и значимость деятельности, а также стимулирует формирование интегративных социокультурных, интеллектуальных, нравственных качеств, степень развитости которых входит в профессиональную культуру всех специалистов, работающих в системе дошкольного образования.
Библиографический список:1. Белкин А.С. Ситуация успеха. Как её создать. М., 1991
2. Майер А.А., Богославец Л.Г. Сопровождение профессиональной успешности педагога ДОУ. Творческий центр «Сфера», Москва, 2012