НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Спорыхина В. И. Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования

Оригинал материала размещен в выпуске № 12 (50) https://f.almanah.su/50.pdf


Мелкая моторика — совокупность скоординированных действий человека, направленных на выполнение точных мелких движений кистями и пальцами рук и ног. Достигается скоординированным функционированием нервной, мышечной и костной систем, а также обычно, зрительной системой. Развитие мелкой моторики напрямую связано с развитием речи ребенка. По мнению И.М. Соловьёва одним из самых эффективных форм развития мелкой моторики являются занятия по изобразительной деятельности, где обращает внимание на недооценку коррекционно-развивающего значения рисования, ведь по рисункам детей можно проследить, как развивается ребенок, его мелкая моторика, какого уровня она достигает на каждом возрастном этапе.
Включение в работу с детьми нетрадиционных техник рисования позволяет развивать сенсорную сферу не только за счет изучения свойств изображаемых предметов, выполнение соответствующих действий, но и за счет работы с разными изобразительными материалами. Кроме того, осуществляется стимуляция познавательного интереса ребенка (использование предметов, которые окружают малыша каждый день в новом ракурсе - можно рисовать собственной ладошкой, пальчиками, использовать вместо кисточки колосок или листик березы). Происходит развитие наглядно - образного, и словесно - логического мышления, активизация самостоятельной мыслительной деятельности детей. (Чем я еще могу рисовать? Что я могу этим материалом нарисовать) За счет использования различных изобразительных материалов, новых технических приемов, требующих точности движений, но не ограничивающих пальцы ребенка фиксированным положением (как при правильном держании кисти или карандаша, создаются условия для развития общей моторной неловкости, развития мелкой моторики. Ведь вместо традиционных: кисти и карандаша ребенок использует для создания изображения собственные ладошки, различные печатки, трафареты, технику " кляксография". Созданию сложного симметричного изображения способствует техника " монотипия".
Именно нетрадиционные техники рисования создают атмосферу непринужденности, открытости, раскованности, способствуют развитию инициативы, самостоятельности детей, создают эмоционально - положительное отношение к деятельности. Результат изобразительной деятельности не может быть плохим или хорошим, работа каждого ребенка индивидуальна, неповторима.
В изобразительной деятельности идет интенсивное и познавательное развитие. Наиболее интересны для ребенка занятия по нетрадиционной техники рисования, по причине того,что ребенок на таких занятиях чувствует себя более раскованным, открытым, самостоятельным, доставляет много положительных эмоций,такие занятия не утомляют ребенка. Он может рисовать пальцами, различными материалами на различных поверхностях, смешивать всевозможные вещества и также рисовать ими, при этом работы не будут одинаковыми, они всегда будут отличаться друг от друга. На таких занятиях нет слова «нельзя».
 Учитывая возрастные особенности дошкольников, овладение разными умениями на разных возрастных этапах, для нетрадиционного рисования рекомендуется использовать особенные техники и приемы. Занятия нетрадиционной техникой рисования необходимы для того,чтобы ребенок почувствовал красоту и гармонию природы, чтобы лучше понимал себя и других людей, чтобы выражал оригинальные идеи и фантазии, в использовании тех или иных предметов для изображения какого- то образа на листе.
Нетрадиционные техники рисования – это переход от продуктивной к творческой деятельности; это комплекс умений, навыков, способов и приемов изображения, которые отображают предметы, объекты, явления окружающей действительности и художественного вымысла, свои впечатления и отношения к чему-либо по средствам различных материалов, которые не являются общепринятыми, традиционными (рисование поролоновой губкой, пенопластом, рисование пальчиками, методом тычка, расчесывание краски).
Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.
Именно поэтому, нетрадиционные методики очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом.
Существует много различных техник нетрадиционного рисования, их необычность состоим в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Например, какому ребенку будет неинтересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок. Ребенок любит быстро достигать результат в своей работе,

Библиографический список

1.        Давыдова, Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. В 2 ч. Ч. 1: пособие для педагогов ДОО, начальной школы, гувернеров, руководителям кружков дополнительного образования / Г. Н. Давыдова. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2007
2.        Давыдова, Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. В 2 ч. Ч. 2: пособие для педагогов ДОО, начальной школы, гувернеров, руководителям кружков дополнительного образования / Г. Н. Давыдова. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2007
3.Микляева, Н. В. Формирование контрольного этапа деятельности на основе техник рисования / Н. В. Микляева // Журнал «Дошкольное воспитание»-2018. №12
 4.Микляева, Н. В. Формирование мотивации творчества на основе техник рисования / Н. В. Микляева // Журнал «Дошкольное воспитание». – 2018. -№10
 5.Микляева, Н. В. Формирование операционального этапа деятельности на основе техник рисования / Н. В. Микляева // Журнал «Дошкольное воспитание». – 2018. - №11
6.Никитина, А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий: пособие для воспитателей и заинтересованных родителей / А. В. Никита. – СПб.: КАРО, 2016
7.Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий: пособие для воспитателей и методистов ДОО, студентов педагогических колледжей и вузов, преподавателей изобразительному искусству в детских студиях, родителей / Р. Г. Казакова [и др.]; под ред. Р. Г. Казаковой. – М.: ТЦ Сфера, 2006 (Серия «Вместе с детьми»)
2021