Библиографическое описание:
Муравьева А.Ю. Ассоциативный метод обучения как способ выработки навыка правописания непроверяемой безударной гласной у младших школьников // Образовательный альманах. 2023. № 12 (74). Часть 3. URL: https://f.almanah.su/2023/74-3.pdf.
В соответствии с требованиями ФГОС НОО на уроках русского языка особое внимание уделяется формированию навыка функциональной грамотности. От того, насколько полно будут сформированы эти навыки в начальных классах, зависит дальнейшее обучение ребёнка в школе, его орфографическая и речевая грамотность, его способность усваивать родной язык в письменной форме.
Программой по русскому языку предусмотрено обязательное изучение слов, правописание которых правилами не проверяется.
Написание словарных слов – это одна из проблем, с которой сталкиваются ученики в начальной школе.
Каждый педагог знает, с каким трудом даётся изучение словарных слов, как быстро дети устают от монотонного повторения, как неохотно заглядывают на последнюю страницу учебника в словарь. Наблюдения показывают, что учащиеся, переходя из класса в класс, допускают ошибки в написании слов с непроверяемыми гласными.
Одной из главных задач, стоящих перед учителем начальных классов, является задача научить ребёнка писать эти слова без ошибок.
Работа по правописанию словарных слов – трудная и кропотливая. Она продолжается из урока в урок, оставаясь в памяти учеников после применения учителем особых приемов.
Для запоминания слов учителя часто используют следующие задания:
1. Чтение слова ребенком.
2. Объяснение значения слова.
3. Орфографическая работа над словом.
4. Заучивание правописания данного слова.
5. Запись слова в орфографический словарик.
6. Подбор однокоренных слов и т.д.
Практика показала, что работа над непроверяемыми написаниями, ориентированная только на механическое запоминание слов с такими орфограммами, малоэффективна.
Для организации эффективной деятельности учащихся по запоминанию написания словарных слов я предлагаю использовать приём ассоциативного запоминания словарных слов, как один из действенных приёмов, дающий прекрасные результаты.
Идею использования приёма ассоциативного запоминания я разработала на основе рекомендаций А. Погодиной, В. Агафонова.
С авторами полностью согласна, что в работе по усвоению слов с непроверяемым написанием приём ярких ассоциаций способствует прочному запоминанию словарного слова и развитию творческих способностей учащихся. Алгоритм ассоциативного запоминания работает на развитие альтернативного мышления ребенка, развивает его способность к самоанали зу, учит понимать самого себя, прислуши ваться к себе.
Для обеспечения результативности использования данного приёма необходимо соблюдать следующие педагогические условия, способ ствующие развитию орфографической зорко сти в ходе словарной работы на основе подбора ассоциативных образов:
– систематичность (от урока к уроку, от клас са к классу);
– использование заданий проблемно-поискового характера и игровых форм, направленных на усвоение и углубление знаний учащихся по лексическому значению и составу слова;
– систематическое применение опорных та блиц, составленных на основе вариантов ассоциа тивных образов.
Данная методика включает традицион ные приемы работы со словарными словами, до полненные приемами создания и использования ассоциативных образов. Основу ассоциативной методики запомина ния составляет активная учебная деятельность младших школьников.
Суть приёма: трудная орфограмма словарного слова связывается с ярким ассоциативным образом, который вспоминается при написании данного словарного слова, помогая правильно написать орфограмму.
Ассоциативное запоминание по могает согласовывать различные каналы вос приятия: визуальный, аудиальный и кинестети ческий.
При знакомстве с новым словарным словом работу на основе приёма ярких ассоциаций рекомендую проводить в определённой последовательности:
1) предъявление словарного слова;
2) объяснение лексического значения слова;
3) постановка ударения;
4) подчеркивание слога, который вызывает трудности при написании;
5) запись в словарь с выделением (размером, цветом, рисунком) сомнительной орфограммы;
6) нахождение ассоциативного образа, свя занного со словарем, и запись его, напротив, сло варного слова в словаре с выделением (размером, цветом, рисунком) одинаковых букв;
7) изображение словарного слова, объеди ненного с ассоциативным образом (рисунок, пересечение слов через сомнительную орфограм му), т.е. работа по опоре;
8) прочитывание словарного слова и четкое воспроизведение вслух найденного ассоциатив ного образа (по словарю и по опоре) с представлением их объединения и связывающей их сомни тельной орфограммы;
9) составление и запись предложений с новым словарным словом с выделением в словарном сло ве цветом сомнительной орфограммы, подбором родственных слов.
К ассоциативному образу предъявляются следующие требования:
1). Ассоциативный образ обязательно должен быть связан со словарным словом каким-либо признаком.
Сл. слово ↔ Ас. образ
Ассоциативная связь может быть по:
1. цвету;
2. форме;
3. действию;
4. материалу;
5. количеству;
6. месту расположения;
7. звучанию;
8. вкусу;
9. назначению и т.д.
2). Ассоциативный образ должен иметь в своем написании не вызывающую сомнений букву, которая является сомнительной в словарном слове.
Ассоциативная методика имеет также и другие виды:
1. Приём графических ассоциаций (запоминание на основе ярких рисунков, которые опираются на смысл и орфограмму слова).
2. Приём фонетических ассоциаций (метод В. Агафонова).
Приём графических ассоциаций просто не может не понравиться детям. Для того, чтобы запомнить словарное слово, ребенок выполняет рисунки на буквах, которые вызывают трудности в написании, либо надо сделать рисунок, обозначающий само слово и обыграть в нем запоминаемую букву.
Рисунки надо делать только на тех буквах, которые вызывают затруднения при написании, иначе происходит «нагромождение» образов. Рисунок должен обязательно соответствовать смыслу слова.
Процесс этот сколь увлекательный, столь и полезный. Дети с удовольствием рисуют, что не только позволяет им запомнить словарные слова, но и развивает воображение.
Приём графических ассоциаций больше других нравится детям. При запоминании написания словарного слова надо сделать рисунок, обозначающий само слово и обыграть в нем запоминаемую букву. Она может быть большая или маленькая, печатная или письменная, любого шрифта. Если взять, например, слово Магнит, то на картинке должны быть и сам магнит, и буква "А".
Эта картинка хорошо запоминается и легко вспоминается. Не стоит бояться, что каждый раз придется повторять этот путь; сначала вспомнить картинку, затем определить зашифрованную в ней букву и лишь затем правильно написать словарное слово. Со временем навык сокращается, свертывается и нужное слово само припоминается и пишется правильно, без промежуточного вспоминания картинки.
Приём фонетических ассоциаций предпочтителен в тех случаях, когда фраза из созвучия и словарного слова особенно удачна. Например, слово завтрАк. Созвучное ему слово рАк. Если эти два слова соединить в одной фразе, то получится – на завтрак раки. Придуманная фраза хорошо звучит и хорошо представляется, также может сопровождаться рисунком. Или, например, инженер – Женя – инженер, тарелка – тарелка-это тара.
Можно воспользоваться чудесной образной памятью детей и придумать для словарных слов свои правила – «неправильные». А можно это сделать с помощью ассоциаций, чтобы активно заработала эмоционально-образная память.
Принцип работы заключается в следующем: запоминаемое слово связываем с другим, в котором «проблемная» буква сомнений не вызывает. И по звучанию это слово должно быть похоже на словарное. Ассоциативная связь обыгрывается в стихотворении, сказке, загадке или шараде, и у словарного слова появится «приемный родственник», который поможет выделить и прочно запомнить нужную орфограмму. Чем такая связь между словами неожиданней, смешней и абсурдней, тем выше эффективность запоминания.
Возьмем, например, слово газета. Как запомнить, что оно пишется через «а», а не «о»? Подберем для него «приемного родственника» - слово газ. В этом слове звук «а» - ударный и написать здесь «о» просто невозможно. А само слово совпадает с первой частью слова газета. Осталось только связать их между собой.
При таком подходе дети легко запомнят словарные слова, будут правильно использовать их в речи, расширят свой словарный запас, будут развивать ассоциативное мышление. Кроме того, работая по этой методике, учащиеся будут получать удовлетворенность от проделанной работы.
Предлагаю несколько приёмов ассоциативной связи составленной в совместной деятельности с детьми на уроках русского языка.
автомобиль – машина тоже, две буквы о – как два колеса, на них она встанет, и ехать сможет.
алфавит - В азбуке есть алфавит,
Первым аист там стоит.
В алфавите буква «А»
Самой первой быть должна…
В греческом алфавите первая буква - альфа.
арбуз - ар- ар - ар у нас пожар; арбузом тушим мы пожар.
Ар –ар – ар на даче у нас пожар!
Бросим арбузы в жар,
Быстро потушим пожар.
арбуз – сладкий, алый, сахарный, красный, бархатный.
бЕреза – бЕлая - дерево
библиотека – библион - греч. – книга, библия
весело – или очень смешно.
ветер – Ветер дует или нет, всё равно надень берет! Закрывай скорее дверь! Ветер в терем залетел. С буквой ч темнеет
С буквой т в лицо нам веет.
волшебник – может быть злой и добрый.
воробей – слово не воробей. Робкий вор украл пшено, зря искали мы его.
газета – печать, бумага.
герой – а значит смелый.
Комбайн – колос, зерно, ходит по хлебному морю
кОнцерт - нОта, дО, хОр
кОрабль - вОлны, бОцман, кОк
конфета – конь ел конфеты.
коньки - как кони
корзина – по-другому короб. Корзина – то же, что и короб.
У Зины кот в корзине.
котлета - кот ел котлеты.
Лагерь – едут дети летом
лАдонь – лАпа
лимон – кислый, грипп, ангина, витамин, цитрус.
лопата – строить горку, строить дом.
юмОр – Очень смешнО умора.
ягода – я год не ела ягод.
язык – языком я говорю.
Результативность использования приёма
В течение трёх лет, данная методика апробировалась мною и коллегами и по результатам апробации можно сделать вывод:
1. С каждый год возрастает безошибочность написания словарных слов.
Диагностика запоминания словарных слов:
2. Повысилась успеваемость учащихся;
3. Улучшились результаты независимого тестирования по русскому языку:
Данные таблицы подтверждают эффективность использования, технологии запоминания написания словарных слов.
4. Дети стали активнее в конкурсах и интеллектуальных играх.
«Русский медвежонок», «КИТ», «Кенгуру», «Олимпу-с», «Эму – специалист», всероссийские дистанционные конкурсы.
Библиографический список
1. Словарная работа на основе метода ярких ассоциаций // Начальная школа. 2010. № 13.
2. Конкина -орфографическая работа на уроках русского языка // Начальная школа. 2004. № 7.
3. Гордеев подход к изучению слов с непроверяемыми написаниями // Начальная школа. 1995. № 1.
4. Жедек методов развивающего обучения на уроках русского языка в младших классах. Томск, 1992.
5. Агеева словарик. С-П., 1999.
6. 6. Ожегов русского языка. М., 1986.
7. 7. Успенский о словах. М., 1954.
8. 8. Шанская этимологический словарь русского языка. М., 1971.
9. 9. Этимологический словарь русского языка. М., 1964.
Муравьева А.Ю. Ассоциативный метод обучения как способ выработки навыка правописания непроверяемой безударной гласной у младших школьников // Образовательный альманах. 2023. № 12 (74). Часть 3. URL: https://f.almanah.su/2023/74-3.pdf.
В соответствии с требованиями ФГОС НОО на уроках русского языка особое внимание уделяется формированию навыка функциональной грамотности. От того, насколько полно будут сформированы эти навыки в начальных классах, зависит дальнейшее обучение ребёнка в школе, его орфографическая и речевая грамотность, его способность усваивать родной язык в письменной форме.
Программой по русскому языку предусмотрено обязательное изучение слов, правописание которых правилами не проверяется.
Написание словарных слов – это одна из проблем, с которой сталкиваются ученики в начальной школе.
Каждый педагог знает, с каким трудом даётся изучение словарных слов, как быстро дети устают от монотонного повторения, как неохотно заглядывают на последнюю страницу учебника в словарь. Наблюдения показывают, что учащиеся, переходя из класса в класс, допускают ошибки в написании слов с непроверяемыми гласными.
Одной из главных задач, стоящих перед учителем начальных классов, является задача научить ребёнка писать эти слова без ошибок.
Работа по правописанию словарных слов – трудная и кропотливая. Она продолжается из урока в урок, оставаясь в памяти учеников после применения учителем особых приемов.
Для запоминания слов учителя часто используют следующие задания:
1. Чтение слова ребенком.
2. Объяснение значения слова.
3. Орфографическая работа над словом.
4. Заучивание правописания данного слова.
5. Запись слова в орфографический словарик.
6. Подбор однокоренных слов и т.д.
Практика показала, что работа над непроверяемыми написаниями, ориентированная только на механическое запоминание слов с такими орфограммами, малоэффективна.
Для организации эффективной деятельности учащихся по запоминанию написания словарных слов я предлагаю использовать приём ассоциативного запоминания словарных слов, как один из действенных приёмов, дающий прекрасные результаты.
Идею использования приёма ассоциативного запоминания я разработала на основе рекомендаций А. Погодиной, В. Агафонова.
С авторами полностью согласна, что в работе по усвоению слов с непроверяемым написанием приём ярких ассоциаций способствует прочному запоминанию словарного слова и развитию творческих способностей учащихся. Алгоритм ассоциативного запоминания работает на развитие альтернативного мышления ребенка, развивает его способность к самоанали зу, учит понимать самого себя, прислуши ваться к себе.
Для обеспечения результативности использования данного приёма необходимо соблюдать следующие педагогические условия, способ ствующие развитию орфографической зорко сти в ходе словарной работы на основе подбора ассоциативных образов:
– систематичность (от урока к уроку, от клас са к классу);
– использование заданий проблемно-поискового характера и игровых форм, направленных на усвоение и углубление знаний учащихся по лексическому значению и составу слова;
– систематическое применение опорных та блиц, составленных на основе вариантов ассоциа тивных образов.
Данная методика включает традицион ные приемы работы со словарными словами, до полненные приемами создания и использования ассоциативных образов. Основу ассоциативной методики запомина ния составляет активная учебная деятельность младших школьников.
Суть приёма: трудная орфограмма словарного слова связывается с ярким ассоциативным образом, который вспоминается при написании данного словарного слова, помогая правильно написать орфограмму.
Ассоциативное запоминание по могает согласовывать различные каналы вос приятия: визуальный, аудиальный и кинестети ческий.
При знакомстве с новым словарным словом работу на основе приёма ярких ассоциаций рекомендую проводить в определённой последовательности:
1) предъявление словарного слова;
2) объяснение лексического значения слова;
3) постановка ударения;
4) подчеркивание слога, который вызывает трудности при написании;
5) запись в словарь с выделением (размером, цветом, рисунком) сомнительной орфограммы;
6) нахождение ассоциативного образа, свя занного со словарем, и запись его, напротив, сло варного слова в словаре с выделением (размером, цветом, рисунком) одинаковых букв;
7) изображение словарного слова, объеди ненного с ассоциативным образом (рисунок, пересечение слов через сомнительную орфограм му), т.е. работа по опоре;
8) прочитывание словарного слова и четкое воспроизведение вслух найденного ассоциатив ного образа (по словарю и по опоре) с представлением их объединения и связывающей их сомни тельной орфограммы;
9) составление и запись предложений с новым словарным словом с выделением в словарном сло ве цветом сомнительной орфограммы, подбором родственных слов.
К ассоциативному образу предъявляются следующие требования:
1). Ассоциативный образ обязательно должен быть связан со словарным словом каким-либо признаком.
Сл. слово ↔ Ас. образ
Ассоциативная связь может быть по:
1. цвету;
2. форме;
3. действию;
4. материалу;
5. количеству;
6. месту расположения;
7. звучанию;
8. вкусу;
9. назначению и т.д.
2). Ассоциативный образ должен иметь в своем написании не вызывающую сомнений букву, которая является сомнительной в словарном слове.
Ассоциативная методика имеет также и другие виды:
1. Приём графических ассоциаций (запоминание на основе ярких рисунков, которые опираются на смысл и орфограмму слова).
2. Приём фонетических ассоциаций (метод В. Агафонова).
Приём графических ассоциаций просто не может не понравиться детям. Для того, чтобы запомнить словарное слово, ребенок выполняет рисунки на буквах, которые вызывают трудности в написании, либо надо сделать рисунок, обозначающий само слово и обыграть в нем запоминаемую букву.
Рисунки надо делать только на тех буквах, которые вызывают затруднения при написании, иначе происходит «нагромождение» образов. Рисунок должен обязательно соответствовать смыслу слова.
Процесс этот сколь увлекательный, столь и полезный. Дети с удовольствием рисуют, что не только позволяет им запомнить словарные слова, но и развивает воображение.
Приём графических ассоциаций больше других нравится детям. При запоминании написания словарного слова надо сделать рисунок, обозначающий само слово и обыграть в нем запоминаемую букву. Она может быть большая или маленькая, печатная или письменная, любого шрифта. Если взять, например, слово Магнит, то на картинке должны быть и сам магнит, и буква "А".
Эта картинка хорошо запоминается и легко вспоминается. Не стоит бояться, что каждый раз придется повторять этот путь; сначала вспомнить картинку, затем определить зашифрованную в ней букву и лишь затем правильно написать словарное слово. Со временем навык сокращается, свертывается и нужное слово само припоминается и пишется правильно, без промежуточного вспоминания картинки.
Приём фонетических ассоциаций предпочтителен в тех случаях, когда фраза из созвучия и словарного слова особенно удачна. Например, слово завтрАк. Созвучное ему слово рАк. Если эти два слова соединить в одной фразе, то получится – на завтрак раки. Придуманная фраза хорошо звучит и хорошо представляется, также может сопровождаться рисунком. Или, например, инженер – Женя – инженер, тарелка – тарелка-это тара.
Можно воспользоваться чудесной образной памятью детей и придумать для словарных слов свои правила – «неправильные». А можно это сделать с помощью ассоциаций, чтобы активно заработала эмоционально-образная память.
Принцип работы заключается в следующем: запоминаемое слово связываем с другим, в котором «проблемная» буква сомнений не вызывает. И по звучанию это слово должно быть похоже на словарное. Ассоциативная связь обыгрывается в стихотворении, сказке, загадке или шараде, и у словарного слова появится «приемный родственник», который поможет выделить и прочно запомнить нужную орфограмму. Чем такая связь между словами неожиданней, смешней и абсурдней, тем выше эффективность запоминания.
Возьмем, например, слово газета. Как запомнить, что оно пишется через «а», а не «о»? Подберем для него «приемного родственника» - слово газ. В этом слове звук «а» - ударный и написать здесь «о» просто невозможно. А само слово совпадает с первой частью слова газета. Осталось только связать их между собой.
При таком подходе дети легко запомнят словарные слова, будут правильно использовать их в речи, расширят свой словарный запас, будут развивать ассоциативное мышление. Кроме того, работая по этой методике, учащиеся будут получать удовлетворенность от проделанной работы.
Предлагаю несколько приёмов ассоциативной связи составленной в совместной деятельности с детьми на уроках русского языка.
автомобиль – машина тоже, две буквы о – как два колеса, на них она встанет, и ехать сможет.
алфавит - В азбуке есть алфавит,
Первым аист там стоит.
В алфавите буква «А»
Самой первой быть должна…
В греческом алфавите первая буква - альфа.
арбуз - ар- ар - ар у нас пожар; арбузом тушим мы пожар.
Ар –ар – ар на даче у нас пожар!
Бросим арбузы в жар,
Быстро потушим пожар.
арбуз – сладкий, алый, сахарный, красный, бархатный.
бЕреза – бЕлая - дерево
библиотека – библион - греч. – книга, библия
весело – или очень смешно.
ветер – Ветер дует или нет, всё равно надень берет! Закрывай скорее дверь! Ветер в терем залетел. С буквой ч темнеет
С буквой т в лицо нам веет.
волшебник – может быть злой и добрый.
воробей – слово не воробей. Робкий вор украл пшено, зря искали мы его.
газета – печать, бумага.
герой – а значит смелый.
Комбайн – колос, зерно, ходит по хлебному морю
кОнцерт - нОта, дО, хОр
кОрабль - вОлны, бОцман, кОк
конфета – конь ел конфеты.
коньки - как кони
корзина – по-другому короб. Корзина – то же, что и короб.
У Зины кот в корзине.
котлета - кот ел котлеты.
Лагерь – едут дети летом
лАдонь – лАпа
лимон – кислый, грипп, ангина, витамин, цитрус.
лопата – строить горку, строить дом.
юмОр – Очень смешнО умора.
ягода – я год не ела ягод.
язык – языком я говорю.
Результативность использования приёма
В течение трёх лет, данная методика апробировалась мною и коллегами и по результатам апробации можно сделать вывод:
1. С каждый год возрастает безошибочность написания словарных слов.
Диагностика запоминания словарных слов:
2. Повысилась успеваемость учащихся;
3. Улучшились результаты независимого тестирования по русскому языку:
Данные таблицы подтверждают эффективность использования, технологии запоминания написания словарных слов.
4. Дети стали активнее в конкурсах и интеллектуальных играх.
«Русский медвежонок», «КИТ», «Кенгуру», «Олимпу-с», «Эму – специалист», всероссийские дистанционные конкурсы.
Библиографический список
1. Словарная работа на основе метода ярких ассоциаций // Начальная школа. 2010. № 13.
2. Конкина -орфографическая работа на уроках русского языка // Начальная школа. 2004. № 7.
3. Гордеев подход к изучению слов с непроверяемыми написаниями // Начальная школа. 1995. № 1.
4. Жедек методов развивающего обучения на уроках русского языка в младших классах. Томск, 1992.
5. Агеева словарик. С-П., 1999.
6. 6. Ожегов русского языка. М., 1986.
7. 7. Успенский о словах. М., 1954.
8. 8. Шанская этимологический словарь русского языка. М., 1971.
9. 9. Этимологический словарь русского языка. М., 1964.