Актуальные вопросы инклюзивного и коррекционного образования

Гутова Н.Н. Конспект непосредственно образовательной деятельности по теме «Автоматизация звука Р в слогах, словах «Перелетные птицы»

Оригинaл материала размещен в выпуске № 02 (04) https://f.almanah.su/04.pdf

Цель: автоматизация звука [Р]
Задачи:
Образовательные:
·           Формировать правильно артикуляционный уклад при произнесении звука Р
·           Закрепить знания о характеристике звука
·           познакомить ребёнка с перелетными птицами
·           автоматизировать звук Р в слогах, словах
·           учить образовывать сложные прилагательные
Развивающие:
·           развивать мелкую моторику
·           развивать подвижность органов артикуляции
·           развивать фонематический слух
Воспитательные:
·           формировать положительную мотивацию на занятии;
·           воспитывать самоконтроль за речью, желание заниматься
Средства:
- методические (картинки перелётных птиц, альбом Н.Э.Теремковой Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР.
- технические (ноутбук, диск DVD с изображением по теме «Перелётные птицы»).
Основная часть:
Здравствуй, Алиса!
Скажи, какое время года сейчас у нас на улице?
А по каким признакам мы можем понять, что наступила осень?
А как мы называем птиц, которые улетали от нас осенью в тёплые края, а весной возвращают к нам?
Сегодня на занятии мы поговорим с тобой о перелетных птицах и повторим как правильно произносить звук [р], и потренируемся его правильно произносить в слогах и словах.
Беседа о птицах.
Давайте познакомимся с некоторыми перелетными птицами.
Скворец. Перелётная птица с блестящими чёрными перьями в частых светлых крапинках. Песня скворца состоит из свистов, скрипов, подражаний другим птицам и различным шумам. Эта птица может точно воспроизвести и плач ребёнка, и мяуканье кошки, и звуки сработанной автомобильной сигнализации… Скворцы уничтожают вредных насекомых в садах и огородах. За это люди строят им домики-скворечники.
Жаворонок. Маленькая серенькая птичка. Летает жаворонок высоко. Трели жаворонка можно услышать рано утром.
Ласточка. Спинка у ласточки чёрная, брюшко белое или рыжеватое, а хвост раздвоении похож на вилочку, Деревенская ласточка делает свои гнёзда из глины, смешанной с тонкой соломой. Считается, что если ласточка свила гнездо в чьём-то доме, то она принесла хозяину удачу. Ласточка кормится в воздухе, ловя на лету насекомых.
Журавль. Журавль крупная птица. У журавля длинная шея, длинный клюв, широкие крылья, длинные ноги. Журавли бывают серые и белые.
Чтобы четко, правильно произносить звуки нужно подготовить наш язычок. Для этого сделаем артикуляционную зарядку.
Артикуляционная гимнастика. Звук Р.
Жил-был Веселый Язычок. Вот однажды он решил он пойти погулять в детский парк. Сделал зарядку «Массаж языка». Выглянул из домика – тепло, солнечно. И он решил погреться на солнышке, как блинчик на сковородке «Блинчик». Погрелся и отправился в путь. Пришел язычок в парк и решил покататься на качелях «Качели». Пощелкал кончиком от удовольствия «Лошадка», поиграл на «Гармошке». А потом Язычок полакомился «Вкусным вареньем», которое было в красивом « Ковшике-чашечке» и съел «Конфетку». Посмотрел на « Часики» Было уже поздно. И покатился домой. «Почистил зубки» Язычок и лег спать в свою теплую постельку.
Автоматизация звука Р изолированно.
Скажи, как рычит тигр?
Анализ артикуляции звука
- губы в улыбке
- между зубами широкое расстояние
- язычок поднят вверх и дрожит
- горлышко поёт
- воздушная струя сильная и тёплая.
Характеристика звука Р.
А какой это звук гласный или согласный?
Развитие фонематического восприятия.
Хлопни в ладоши, когда услышишь звук Р.
Н-т-п-р-а-с-в-к-р-п-р-л-к-р-м-р
Та-со-ра-то-гу-ру-то-за-ро-ту-шы-ры-та-ру-пы-ра
Сорока-голубь-журавль-галка-дрозды-воробей-зяблик-грач.
Автоматизация звука Р в слогах.
Прилетели птицы и они очень любят петь песни. Давай вместе с птицами споем. Повторяй.
Ра-ро-ру
Ры-ро-ра
Ру-ра-ры
Тра-тро-тру
Бро-бры-бра
Кру-кро-кры
Ару-ары-аро
Уры-уро-ура
Физминутка.
Тили- тели, тили- тели- Скрестить большие пальцы, помахать ладошками.
С юга птицы прилетели!
Прилетел к нам скворушка- Поочередно сгибать пальцы на обеих руках, начиная с мизинца левой руки.
Серенькое перышко.
Жаворонок, соловей
Торопились: кто скорей.
Цапля, лебедь, утка, стриж,
Аист, ласточка и чиж- Снова, скрестив большие пальцы, помахать ладошками.
Все вернулись,прилетели,
Песни звонкие запели! Указательным и большим пальцами сделать « клюв» - « птицы поют».
Игра «Четвертый лишний?»
На картинках демонстрируются изображение разных птиц, а ребёнок выбирает лишний объект и словесно обосновывает свой выбор.
Голубь, ласточка, скворец, кукушка. Кто лишний? – голубь, так как он зимующая птица.
Ворона, воробей, голубь, скворец.
Соловей, жаворонок, воробей, ласточка.
Игра «Какой? Какая?» Образование сложных прилагательных.
- Дружок, мы с тобой познакомились с перелетными птицами. Они очень красивые и разные. Скажи, как можно назвать аиста, если у него длинный клюв.
Аист какой? – Длинноклювый.
У Аиста красный клюв – красноклювый.
У Грача черные глаза – черноглазый.
У Лебедя длинная шея – длинношеий.
У журавля широкие крылья – ширококрылый.
У Цапли длинные ноги – длинноногая.
У Лебедя короткие лапы – коротколапый.
Итог.
Алиса, с кем мы сегодня познакомились?
Каких перелетных птиц ты запомнила?
Какой звук повторяли?
2018