В Прогнозе научно-технологического развития России на период до 2030 года поставлена цель – «обеспечение глобальной конкурентоспособности, технологического лидерства России в экономике и обществе будущего» (Прогноз, 2013). Ключевую роль в достижении этой цели играет образование. Указом Президента РФ от 7.05.2012 г. № 597 (п.1 подпункт «а» абзац 7) поставлена задача «обеспечить увеличение к 2021 году числа высококвалифицированных работников с тем, чтобы оно составляло не менее трети от числа квалифицированных работников» (Указ, 2012). Важным условием подготовки профессиональных кадров является профориентация. Более успешным в современном обществе становится человек, хорошо ориентирующийся на рынке труда, способный быстро овладевать востребованной профессией, новыми профессиональными функциями, а также выбирающий те виды труда, которые он способен выполнять высокопрофессионально, мастерски, качественно, т. е. в которых он имеет высокие конкурентные преимущества. В такой ситуации моя задача как воспитателя, возникает в содействии ребенку в допрофессиональном самоопределении, выборе подходящего вида труда с учетом его потребностей и возможностей, запросов и перспектив развития регионального и российского рынка труда. От того, сколь эффективной, личностно-ориентированной и практически-направленной будет ранняя профориентация в ДОУ, зависит, обнаружит ли дошкольник интерес к какому-либо труду, востребованному на рынке труда, приобретет ли опыт старательного, увлеченного занятия любимым делом, получения удовольствия и удовлетворения от его результатов, сколь эффективно, с пользой для себя и общества он будет выполнять в будущем свою социальную роль труженика, также неотъемлемую роль выполняет педагог, который впоследствии будет внедрять данные программы. В существующей практике дошкольного образования ранняя профориентация чаще всего сводится только к ознакомлению детей с профессиями и видами труда и формированию уважительного отношения к труду взрослых. Основными педагогическими средствами решения этой задачи выступают тематические занятия и беседы, виртуальные и реальные экскурсии, встречи с представителями профессий и профессионально-ориентированные сюжетно-ролевые игры, в отдельных случаях – исследовательская и проектная деятельность детей, экспериментирование и моделирование с целью изучения той или иной профессии. При этом дети не включаются в реальную профессиональную деятельность, не могут попробовать себя в разных профессиях. У нас в группе предусмотрена организация трудовой деятельности детей (дежурство по группе, самообслуживание, уход за растениями в группе, участие в посадке и выращивании растений и др.). В нашей группе имеются игровые пространства и атрибуты (мастерскими, профессиональными центрами) для профессионально-ориентированных сюжетно-ролевых игр (в магазин, ателье, парикмахерскую, больницу, гараж, пожарных и т. д.), через такую игру ребенок может понять, получится ли у него реально выполнять какую-либо профессиональную деятельность, получать полезные для людей результаты. На мой взгляд наиболее эффективными формой и методом профориентационной работы является ознакомительный рассказ. К примеру, особый эмоциональный отклик вызывают у детей встречи с интересными людьми, рассказы которых способствуют раскрытию тонкостей профессии. Это обогащает и расширяет представления ребенка о профессиональной деятельности конкретного человека, и возникающие вопросы звучат более предметно, что позволяет ребенку не только увидеть ситуацию как бы изнутри профессии, но и «примерить» эту ситуацию на себя. При этом следует отметить позитивное значение общения детей с взрослыми людьми. В целях профориентации целесообразно использовать эвристические познавательные беседы, проблемные задачи. Поставленные педагогом вопросы побуждают детей сравнивать и сопоставлять различные факты и делать выводы. По моему мнению, занятия по профориентации представляют собой эффективную форму организации деятельности детей. Желательно, чтобы на таких занятиях дети сначала получали информацию о работе людей различных профессий, а затем проигрывали увиденное в практической деятельности. Одной из эффективных форм профориентационной работы в дошкольном учреждении, которую я использую, является экскурсия, в ходе которой демонстрируются дошкольникам составляющие любой профессии. Экскурсии могут быть реальные и виртуальные (онлайн). В ходе экскурсий дети имеют возможность наблюдать за работой взрослых, наблюдение носит скорее информационный характер, так как участие детей в какой-либо профессиональной деятельности для дошкольника может быть только в виде исключения. Сюжетно-ролевые игры помогают закрепить полученную информацию о профессиях. Проигрывая действия родителей, воспитателей, продавцов, врачей, пожарных, полиции, дети опираются на увиденное в процессе наблюдения за взрослыми людьми. Творческая деятельность существенно обогащает и дополняет представления детей о профессиях. Можно провести конкурс рисунков по теме «Профессия моей мамы или моего папы»; сконструировать пожарную часть, больницу, слепить из пластилина предметы, которыми пользуются представители определенной профессии. Одна из интереснейших форм знакомства с профессиями родителей более полно отражена в проекте «Калейдоскоп профессий», где родители дошкольников готовят свои выступления для ребят в форме презентаций, рассказов, бесед, наглядно показывая свои трудовые действия, раскрывая свои мечты о профессии в дошкольном возрасте и ее реализацию в дальнейшем (мама-парикмахер демонстрирует умение создавать прически на длинные и короткие волосы девочек, стилист показывает как меняется ребенок с помощью несколько стильных предмета одежды, педиатр рассказывает как ведет прием детей в поликлинике, а дети повторяют действия на куклах). В процессе дети более подробно знакомятся с уже известными профессиями и осваивают современные (пиар-менеджер, ITконструктор, фрилансер т. д.) Эти представления помогают детям осознать, насколько важна та или иная профессия и значимость труда. Интересна в этом плане театрализация, совместное создание костюмов для постановок. Различные постановки, игры обогащают знания детей о профессиях, развивают речь, творческую активность, воображение. Теоретическое и практическое изучение вопросов по теме исследования позволяет мне утверждать, что работа с родителями является важной составной частью профориентационной работы в детском саду. Рекомендую проведение следующих мероприятий: 1) на производствах и учреждениях родителей планировать день посещения в очном или онлайн формате; 2) создание полноценной предметно-развивающей среды в ДОУ; 3) разработка совместно с родителями рассказа о профессии или специальности в доступной для ребенка форме. Результативность профориентационной работы можно оценить, проводя мониторинг в форме диалогов, анкетирования. По результатам первичного мониторинга выявлено, что наиболее результативные формы профориентации в разделе организационно-методической работы выносятся на педсоветы, мастер-классы, семинары, семинары-практикумы, консультации. Разработка методических рекомендаций по ранней профориентации ведется нами постоянно. Результаты помогают нам - воспитателям выявить и вовремя скорректировать профориентационную деятельность на начальном этапе дошкольного детства. Мы надеемся, что наши дети научатся быть инициативными в выборе интересующего их вида деятельности, получат начальные знания о существующих профессиях, осознают ценностное отношение к труду взрослых, будут проявлять самостоятельность, активность и творчество, что поможет их дальнейшему обучению в школе, а в будущем стать конкурентоспособными специалистами в выбранной сфере.
Библиографический список:
1. Веракса Н.Е., Галимов О.Р. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. Для занятий с детьми 4–7 лет. - М.: Мозаика-Синтез, 2015. 2. Губанова Н. Ф. Игровая деятельность в детском саду. - М.: Мозаика-Синтез, 2006. 3. Кондрашов В. П. Введение дошкольников в мир профессий: учебно-методическое пособие. – Балашов: Николаев, 2004 4. Кубайчук Н.П. Вопросы ранней профориентации детей дошкольного возраста// Проблемы и перспективы развития образования: матер. VI междунар. науч. конф. – Пермь: Меркурий, 2015 5. Нищева Н. В. Мамы всякие нужны. – СПб.: Детство-пресс, 2018 6. Сальникова Т. Г. Детям о профессиях. Ранняя профориентация детей старшего дошкольного возраста (6–7 лет). вып.1 – СПб.: Детство-пресс, 2017