Крипакова Т.Ю., Григорьева С.А., Софян А.Б. Профессиональное развитие педагогов как условие повышения качества образования
Библиографическое описание:
Крипакова Т.Ю., Григорьева С.А., Софян А.Б. Профессиональное развитие педагогов как условие повышения качества образования // Образовательный альманах. 2023. № 7 (69). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2023/69-1.pdf.
Перед государством и обществом стоит одна из важнейших задач – создание современной школы, стремящейся к гармонии между традициями и инновациями; школы, в которой качественное образование имеет возможность получить каждый ребенок, независимо от материальных и социальных различий. А это значит, что педагогам приходится адаптироваться к новым обстоятельствам и условиям, следовательно, постоянно учиться, осваивать новые навыки, расширять свой социальный, профессиональный, культурный кругозор.
Для поиска ответов на вызовы, которые стоят перед системой образования, разработан проект «Школа Минпросвещения России» (далее – Проект), который был запущен с сентября 2022 года в пилотных школах Российской Федерации. Целью проекта является «содействие обеспечению единого образовательного пространства Российской Федерации через формирование благоприятного школьного климата, развитие современной здоровьесберегающей мотивирующей образовательной и воспитывающей среды в каждой общеобразовательной организации, активизацию учебной, интеллектуальной, творческой, профориентационной и социальной деятельности, направленных на получение качественного образования каждым обучающимся, формирование национальной идентичности, традиционных духовно-нравственных ценностей, сохранение образовательного суверенитета страны».
В Проекте предусмотрены показатели оценивания деятельности общеобразовательных организаций по повышению квалификации – охват учителей диагностикой профессиональных компетенций (федеральной, региональной, самодиагностикой) и доля учителей, для которых по результатам диагностики разработаны индивидуальные образовательные маршруты, а также показатели – доля педагогических работников, прошедших обучение по программам повышения квалификации, размещенным в Федеральном реестре дополнительных профессиональных программ педагогического образования, и доля педагогических работников, прошедших обучение по программам повышения квалификации по инструментам ЦОС, размещенным в Федеральном реестре дополнительных профессиональных программ педагогического образования.
В период с ноября 2022 года по май 2023 года 9 дополнительных профессиональных программ повышения квалификации ГБУ «Информационно-методический центр» Невского района Санкт-Петербурга включены в Федеральный реестр дополнительных профессиональных программ:
· «Использование современных онлайн-платформ для повышения эффективности образовательного процесса в школе»;
· «Организация проектной и исследовательской деятельности обучающихся в условиях реализации ФГОС основного общего образования»;
· «Практика построения индивидуальных маршрутов обучающихся на основе результатов оценочных процедур (для основной школы)»;
· «Управление дошкольной образовательной организацией: современные мониторинговые технологии»;
· «Формирование антикоррупционного мировоззрения обучающихся основной и средней школы: теория и практика деятельности учителя»;
· «Особенности организации деятельности воспитателей с детьми раннего возраста (от 1,5 до 3 лет) в соответствии с ФГОС ДО»;
· «Организация деятельности воспитателя по развитию речи детей дошкольного возраста в соответствии с требованиями ФГОС ДО»;
· «Разработка и реализация индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся с ОВЗ в общеобразовательной организации»;
· «Реализация воспитательного потенциала уроков истории в соответствии с требованиями ФГОС».
20% общеобразовательных организаций, которые заполнили анкеты самодиагностики, показали результат: не менее 50% педагогических работников, прошедших обучение по программам повышения квалификации, размещенным в Федеральном реестре дополнительных профессиональных программ педагогического образования, в том числе по программам повышения квалификации по инструментам ЦОС.
Одно из ключевых условий эффективной реализации Проекта – поддержка и развитие личностных и профессиональных компетенций педагогических работников (условие «Учитель. Школьная команда»). В системе образования не представляется возможным создать современную обучающую и воспитывающую среду без компетентного, систематически повышающего свой профессиональный уровень педагога и руководителя, а также методического сопровождения педагогических кадров, позволяющего оказывать содействие педагогическим работникам в профессиональном росте и повышении квалификации.
До недавнего времени перед командой управленцев образовательных организаций стояла задача осуществлять непрерывный мониторинг программ повышения квалификации и других образовательных событий. Вместе с тем, существующая система в недостаточной степени учитывала интересы и потребности каждого педагога, а также существующие профессиональные дефициты (предметные, методические, психолого-педагогические).
В рамках национального проекта «Образование» перед всеми субъектами Российской Федерации поставлена задача разработать автоматизированные информационные системы, направленные на профессиональный рост каждого педагога. В Санкт-Петербурге – это АИС «Конструктор индивидуальной траектории профессионального роста», разработанная Центром непрерывного повышения профессионального мастерства (ЦНППМ СПб АППО). АИС Конструктор стартовал 1 октября 2021 года, и полтора года действия системы в Санкт-Петербурге более 40 тысяч педагогических работников и управленческих кадров активно используют Конструктор для построения индивидуальной траектории профессионального развития.
Новый цифровой ресурс представляет собой единую точку доступа ко всем образовательным событиям, которые проводятся в Санкт-Петербурге для педагогических работников и управленческих кадров. И педагоги, и руководители в один клик могут выбрать себе программу повышения квалификации, записаться на любое мероприятие, которое вызывает профессиональный интерес, причем зарегистрироваться можно как с компьютера, так и с мобильного устройства, поэтому «Конструктор индивидуальной траектории профессионального роста» называют также «ДПО в кармане». Таким образом, функционал системы направлен, в том числе, на автоматизацию планирования педагогом своего профессионального развития.
Конструктор помогает каждому педагогу определить профиль компетенций, создает уникальные условия для методического сопровождения с помощью тьютора при разработке и реализации индивидуальной траектории профессионального роста.
АИС «Конструктор индивидуальной траектории профессионального роста» предлагает широкий спектр возможностей для профессионального развития:
- на основе прохождения диагностической процедуры создается профиль профессиональных компетенций по 3-м направлениям: предметное, методическое, психолого-педагогическое;
- по результатам диагностики система предлагает перечень образовательных программ или событий для формирования индивидуального образовательного маршрута;
- тьюторы оказывают методическую поддержку при реализации индивидуальной траектории профессионального роста.
Пользователь системы имеет возможность самостоятельно записываться на интересующий его курс или другое образовательное событие. АИС Конструктор имеет единый календарь образовательных событий Санкт-Петербурга, благодаря чему у пользователя есть возможность на конкретную дату ознакомиться со списком образовательных событий, проводимых как в очном формате, так и в дистанционном.
Каждый пользователь АИС Конструктор может отследить историю своего участия в мероприятиях, получить документы и материалы мероприятий в личном кабинете.
Для формирования индивидуального образовательного маршрута как одного из показателей Проекта необходимо выполнить следующие условия:
1. пройти доступные тесты по компетенциям (предметные, методические, психолого-педагогические) – система автоматически составит персонифицированные образовательные треки;
2. принять участие в мероприятиях, назначенных системой, предложенных тьютором и добавленных самостоятельно пользователем.
Наряду с показателями, обозначенными в проекте «Школа Минпросвещения России», в Санкт-Петербурге утверждена Дорожная карта по итогам 2022 года, в соответствии с которыми в 2023 году 30% педагогических работников должны сформировать индивидуальные образовательные маршруты.
В Невском районе Санкт-Петербурга накоплен положительный опыт внедрения нового цифрового ресурса АИС Конструктор и формирования индивидуальных образовательных маршрутов:
· подготовлен видеоролик о системе;
· разработаны инструкции и алгоритмы деятельности в АИС Конструктор как с компьютера, так и с мобильного устройства;
· создана «Творческая группа по формированию эффективной модели оценки изменений в профессиональной деятельности педагогов по результатам прохождения курсов повышения квалификации, участия в образовательных событиях», задача которой заключается в том числе в обеспечении эффективной работы специалистов района в системе АИС Конструктор;
· организована консультационная деятельность, обеспечивающая непрерывное информационно-аналитическое и методическое сопровождение в системе;
· проведены выступления на педагогических советах в школах, а также совещания с руководителями дошкольных и общеобразовательных организаций о результатах и планах работы в АИС Конструктор, определены направления развития и поставлены задачи;
· реализована диссеминация успешных практик: с целью повышения эффективности работы по включению педагогических работников в систему профессионального роста проводятся встречи руководителей образовательных организаций, на которых предоставляется возможность рассказать о своем опыте, методических и управленческих находках и результатах их применения.
Для оказания своевременной поддержки образовательным организациям и педагогическим и руководящим работникам в Невском районе систематически проводится мониторинг формирования педагогами индивидуальных образовательных маршрутов. По результатам мониторинга принимаются решения о мерах поддержки педагогов и руководителей.
Кроме того, в соответствии с методикой выявления общеобразовательных организаций, имеющих низкие образовательные результаты обучающихся для повышения качества образования в рамках работы АИС Конструктор активно осуществляется деятельность с педагогами школ, обучающиеся которых продемонстрировали образовательные результаты ниже средних показателей (школы с низким образовательным результатом). Как результат проведенной работы – в 2023 году в Невском районе Санкт-Петербурга отсутствуют общеобразовательные организации с низкими образовательными результатами (ШНОР).
В данной статье представлен опыт Невского района Санкт-Петербурга. Совершенствование эффективной модели непрерывного профессионального роста педагогических работников остается ключевой задачей, обеспечивающей повышение качества образования.
2. Квеквескири Д.В. Непрерывное педагогическое образование как фактор профессионального развития педагога // Молодой ученый. 2023. № 26 (473). [Электронный ресурс]. URL: https://moluch.ru/archive/473/104289/ (дата обращения: 03.07.2023).
3. Концепция проекта «Школа Минпросвещения России» (поддержана Коллегией Министерства просвещения Российской Федерации, протокол от 8 апреля 2022 г. № ПК-1вн). [Электронный ресурс]. URL: https://smp.edu.ru/concept (дата обращения: 03.07.2023).