Информационные технологии в современном образовательном процессе

Троицкая К. Е. Обзор электронных образовательных ресурсов, используемых при изучении предметной области «Технология»

Оригинал материала размещен в выпуске № 6 (44) https://f.almanah.su/44.pdf


В информационной системе обучения использование электронных образовательных ресурсов (ЭОР) становится не дополнением к привычным урокам, а неотъемлемой частью современного стиля преподавания. ЭОР способны стать помощником на любом этапе урока, будь то знакомство с новым материалом (использование иллюстративных материалов, визуальные или звуковые фрагменты), или самостоятельная работа (текстографические объекты), закрепление полученных знаний (мультимедийные презентации, интерактивные таблицы), или контроль с помощью электронных тестов.
Электронные образовательные ресурсы не намерены вытеснять другие средства обучения, напротив, существуют обстоятельства, когда более целесообразно применять традиционные методы обучения. Однако, в ситуациях, когда есть необходимость представления какого-либо сложного процесса визуализации явления, которое не встретишь в повседневной жизни, ЭОР, как никогда будут удобны педагогу, к тому же они смогут увлечь учеников и привить навыки для серьезной самостоятельной работы. Для организации интерактивного и дистанционного обучения рассмотрим наиболее востребованные электронные ресурсы. [1].
1. «PowToon» (рисунок 1) представляет собой онлайн платформу, позволяющую создавать анимационные презентации и анимированные образовательные видеоролики. Данный сервис бесплатный с дополнительными платными функциями. На сайте есть готовые шаблоны с функцией редактирования в рубрике Templates. Они разделены по категориям. Программа дает возможность загрузить изображения и видео. Также есть возможность добавить аудиоматериал или записать свой голос на платформе.
«PowToon» обладает простым интерфейсом с поддержкой Drag and Drop, готовых шаблонов и различных библиотек стилей. Каждый «слайд» создаёт собой сцену в сюжетной линии презентации или видео. Также есть кнопка экспорта, так что можно создавать презентации, чтобы поделиться ими на Youtube и Facebook, загрузить на свой ПК или воспроизводить с помощью проигрывателя «PowToon». Готовый контент экспортируется в виде файла MP4, его можно вставлять в веб-сайты. Кроме того, «PowToon» интегрирован с Google Drive для улучшения функциональности. [2]


Рисунок 1. Стартовая страницы онлайн платформы «PowToon».

2. «Moodle» (рисунок 2) (модульная объектно-ориентированная динамическая учебная среда) – это веб-система для организации дистанционного обучения и управления им, которая была запущена в 2001 году. «Moodle» дает возможность проектировать, создавать и в дальнейшем управлять ресурсами информационно-образовательной среды. Система имеет удобный интуитивно понятный интерфейс. Преподаватель самостоятельно, прибегая только к помощи справочной системы, может создать электронный курс и управлять его работой. Можно вставлять таблицы, схемы, графику, видео, флэш и др.
Ориентированная на дистанционное образование, система управления обучением «Moodle» обладает большим набором средств коммуникации. Это не только электронная почта и обмен вложенными файлами с преподавателем, но и форум, чат, обмен личными сообщениями, ведение блогов.
Единственным условием для пользователя является наличие доступа в Интернет.


Рисунок 2. Пример создания курса на платформе Moodle.

В системе «Moodle» существуют пять основных типов пользователей (5 основных ролей). Это администраторы, менеджеры, преподаватели-редакторы курсов, ассистенты (преподаватели без прав редактирования курса), студенты. «Moodle» отличается гибкой схемой наполнения. В нее можно загружать простые схемы вроде файлов и папок или более сложные: разделы Wiki, глоссарии (могут заполнять ученики), задания, различные формы тестирования. Самое главное преимущество, на которое сразу обращают внимание потенциальные пользователи, – бесплатное использование. Система работает по схеме оpen source – открытого исходного кода, за счет этого обширное сообщество программистов регулярно создает полезные расширения и модули. По набору функций и бесплатной схеме распространения система управления обучением «Moodle» оптимально подходит для вузов и компаний с небольшим бюджетом. С ее помощью преподаватели могут вести отчеты и следить за успеваемостью студентов, планировать тесты на несколько месяцев вперед, организовывать групповую работу. Малый бизнес и стартапы могут в «Moodle» создавать быстрые курсы для освоения профессиональных навыков: по работе с клиентами, финансовому планированию, менеджменту предприятия и прочему.[3]
3. «Библиотека МЭШ» (рисунок 3) — это библиотека «Московской электронной школы». В ней размещены учебные материалы: сценарии уроков, тесты, учебные пособия, художественная литература, фото- и видеохроника, аудиозаписи, видеоуроки, задания для самодиагностики и многое другое. Как воспользоваться учебными материалами, так и разместить их может кто угодно — для этого не обязательно быть учителем или учиться в школе. Весь контент проверяется специалистами, поэтому он современный, безопасный и соответствует возрастным особенностям школьников.
Библиотека МЭШ — это информационно-образовательная среда, включающая в себя возможности работы с разными образовательными материалами, которые были созданы учителями, авторами контента, а также департаментом информационных технологий.


Рисунок 3. Интерактивная презентация на платформе «Библиотека МЭШ».

Библиотека МЭШ объединяет в себе разнообразный современный образовательный контент. Интерактивные образовательные материалы вовлекают ребенка в образовательный процесс и помогают ему быстрее разобраться с определенной темой урока. Повторение пройденного материала, подготовка к тестам и контрольным работам, а также возможность присутствовать на уроке из дома по причине болезни — все это помогает ребенку не отставать от образовательной программы и быстро адаптироваться к требованиям современного мира. В электронной библиотеке сегодня опубликовано более тысячи учебных пособий и учебников. И их количество постоянно растет. В ее наполнении участвуют крупнейшие российские издательства и ИТ-компании.[6]
4. «Google Classroom» или «Гугл Класс» (рисунок 4) — интернет-сервис для онлайн - обучения. Позволяет создавать курсы, проводить вебинары и тестировать учеников.
По сути, компания Google собрала в одном сервисе несколько своих инструментов. Среди них диск для хранения файлов, Google Docs для публикации текстовых лекций, презентации, опросы, сервис для видеовстреч и календарь для планирования обучения.


Рисунок 4. Пример разработанного курса в системе «Google Class».

Компания Google разработала сервис для школ, техникумов, вузов и некоммерческих организаций. Здесь есть необходимый минимум для запуска онлайн-обучения: от редактора курсов до удобного календаря для планирования занятий. Главный недостаток — нет журнала успеваемости, а также поддержки стандартов SCORM, Tin Can (xAPI) и cmi5. Это одна из главных причин, почему сервис пока не стал основным инструментом онлайн - обучения для образовательных учреждений по всему миру.[4]
5. «LearningApps» (рисунок 5) – полностью бесплатный онлайн сервис, позволяющий создавать интерактивные упражнения для проверки знаний. Для создания и сохранения собственных заданий необходимо зарегистрироваться. Создав задание, вы можете тут же опубликовать его или сохранить для личного пользования. Доступ к готовым ресурсам открыт и для незарегистрированных пользователей. Вы можете использовать задания, составленные вашими коллегами, скопировав ссылку внизу задания («привязать» означает выводить задание в уменьшенной рамке поверх страницы вашего личного сайта). Можно также скачать любое задание в виде архива файлов и загрузить их на личный сайт. Кроме того, можно создать аккаунты для своих студентов и использовать свои ресурсы для проверки их знаний прямо на этом сайте. Также у «LearningApps.org» предусмотрена возможность подключения к разработке заданий-приложений учащихся (для них тоже создаются аккаунты).[5]
Имеется возможность совместного решения учащимися некоторых видов заданий. Присутствует возможность создания аккаунтов для своих учащихся и использования своих ресурсов для проверки их знаний прямо на этом сайте. Каждый учитель может использовать тот или иной модуль для решения конкретных задач в своей предметной области: для закрепления теоретических и практических знаний, их проверки; могут служить удобной оболочкой для организации различных конкурсных мероприятий; для активизации познавательной деятельности обучающихся; задания можно создавать и редактировать в режиме онлайн, используя различные шаблоны; применение всевозможных типов интеллектуальных интерактивных заданий; создание аккаунта для своих учеников — учитель может создавать группу из обучающихся, для которой будет собирать «упражнения» и приглашать учащихся к работе. готовые упражнения легко встраиваются в блоги и сайты, можно использовать и при работе оффлайн.


Рисунок 5. Страница шаблонов и заданий онлайн сервиса «LearningApps».

В результате анализа наиболее распространенных электронных образовательных ресурсов можно заключить, что все указанные системы обладают своими очевидными достоинствами и недостатками, но по совокупности возможностей, доступности и ценовой политики наиболее эффективной является платформа «Moodle».

Библиографический список

1. Использование электронных образовательных ресурсов нового поколения в учебном процессе: Научно-методические материалы / Бордовский Г. А., Готская И. Б., Ильина С. П., Снегурова В. И. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2007. — 31 с. (дата обращения: 3.05.2021).
2. Смирнова Е.А; Горохова А.А. Организация самостоятельной работы учащихся на уроках технологии с применением информационно-коммуникационных технологий. В сборнике: Опыт применения ИКТ в технологическом и естественнонаучном образовании: состояние, проблемы, перспективы. Материалы XI Всероссийской научно-практической конференции. 2018. С. 125-129.
3. «Онлайн платформа PowToon» URL: https://www.powtoon.com/ [Электронный ресурс]. (дата обращения: 15.05.2021).
4. «Система дистанционного обучения студентов ГСГУ» URL: http://dist.gukolomna.ru/moodle/ [Электронный ресурс]. (дата обращения: 18.05.2021).
5. «Онлайн сервис Google Classroom» URL: https://edu.google.com/products/classroom/ [Электронный ресурс]. (дата обращения: 24.05.2021).
6. «Онлайн сервис «LearningApps» URL: https://learningapps.org/ [Электронный ресурс]. (дата обращения: 25.05.2021).
7. «Информационная образовательная среда «Библиотека МЭШ» URL: https://uchebnik.mos.ru/catalogue [Электронный ресурс]. (дата обращения: 28.05.2021).
2021