Актуальные вопросы начального общего образования

Воловичева Т.Н., Голоденко С.А. Как научить младших школьников создавать устные высказывания на учебные темы

Оригинал материала размещен в выпуске № 02 (28) https://f.almanah.su/28.pdf


Задача совершенствования устной речи школьников – одна из актуальных в современной методике. Не секрет, что младшие школьники, интуитивно усвоив в дошкольном возрасте азы устного общения, впоследствии теряют не успевшее развиться мастерство устной речи. Привычные тесты, бесконечные письменные «творческие» задания в рабочих тетрадях, экспресс-опросы не дают ученикам говорить, и к V классу выпускник начальной школы уже практически теряет навык устной повседневной и учебной коммуникации.
В бытовых ситуациях все чаще непосредственное устное общение заменяется своеобразным общением с помощью социальных сетей, СМС-переписки, где главное – написать быстро и не совсем обязательно грамматически верно. Написать, а не сказать.
На уроках, в том числе и на уроках русского языка, учителю тоже не всегда хватает времени на обучение школьников устной речи. Между тем Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования ориентирует на то, что современный младший школьник должен «...осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах».
Самая распространенная ситуация устного общения на уроках русского языка, как и на других уроках в начальной школе, возникает в процессе коммуникации при обсуждении учебной научной информации во время объяснения нового материала или во время проверки домашнего задания.
Очевидно, что устная речь ученика помогает ему продемонстрировать знания практически по всем предметам школьной программы, содержательный, верно построенный устный ответ всегда является свидетельством прочных знаний младшего школьника, информированности ученика, наиболее распространенной формой контроля и оценки знаний.
Как научить младших школьников отвечать устно на учебные темы?
Безусловно, обучение младших школьников устному ответу опирается на знания учащихся о тексте, его особенностях, на текстовые умения, которые формируются на протяжении всего обучения в начальной школе.
Во всех программах по русскому языку для начальной школы предусмотрена серьезная работа по знакомству учащихся с текстом как особым явлением, с признаками текста, с типами текста, огромное внимание уделяется определению типов текстов, озаглавливанию, написанию собственных текстов разных типов.
Сформированные коммуникативные умения, связанные с созданием текста вообще, текста определенного типа (например, умение определять тему и основную мысль текста, находить признаки текста, определять структурно-смысловые части текста и др.), являются опорными при обучении младших школьников созданию устного ответа.
Обучая устной речи, учитель должен учитывать, что «между письменной и устной речью много общего: один и тот же словарь, одни и те же способы связи слов и предложений, в основе обеих форм речи лежит внутренняя речь, в которой начинает формироваться мысль». Однако подлинная устная речь создается в момент говорения.
Т.А. Ладыженская отмечает следующие признаки устной речи:
1. Говорящий и слушающий не только слышат, но часто и видят друг друга.
2. Устная речь во многих случаях зависит от реакции слушателей, может изменяться в зависимости от этой реакции.
3. Говорение рассчитано на слуховое восприятие.
4. Говорящий говорит набело, исправляя по ходу изложения лишь то, что сумеет заметить в процессе речи.
Основная цель ученических ответов – «...сообщение информации, пользуясь которой школьники учатся анализировать, рассуждать, объяснять, доказывать свою точку зрения. Дидактическая направленность текстов такого рода отражается в том, «как материал отобран, систематизирован, в какой последовательности расположен, как оформлен в языковом отношении».
Для устного ответа характерна точность высказывания (в первую очередь имеется в виду терминологическая точность). Стремясь к точности изложения, «...школьники должны правильно употреблять терминологию предмета, понимать значение каждого употребленного ими термина».
В процессе работы над устными ответами формируется устная связная речь книжного типа, что имеет большое значение в учебной деятельности и способствует развитию умения выступать перед аудиторией.
При обучении школьников созданию устных высказываний на учебные темы целесообразно познакомить школьников с особенностями устного ответа. Для этого анализируются тексты-образцы (в том числе и негативного характера) с точки зрения их целей, содержания, структуры, языка.
Затем выполняются специальные задания, с помощью которых формируются умения создавать и располагать структурно-смысловые части устного ответа. На этом этапе также проводится анализ разнообразных текстов_образцов. Его цель – определить последовательность речевых действий и научить языковому оформлению своей речи. Задания также вырабатывают умение использовать слова и речевые формулы, которые служат средствами связи между отдельными частями устного ответа.
Приведем фрагменты уроков, посвященных обучению младших школьников созданию устного высказывания на учебную тему.
Фрагмент 1
Тема: «Учимся отвечать».
Задачи: сообщить минимум теоретических сведений об устном ответе; научить находить структурные части устного ответа; подготовить к созданию устного ответа.
Урок начинается с вступительного слова учителя:
– Текстов существует великое множество. Когда вы рассказываете об интересной книге – создаете один текст; описываете любимую игрушку – строите другой текст. Сегодня на уроке русского языка будем учиться создавать такие высказывания и анализировать их. Предлагаю вам послушать текст и определить, о каком высказывании идет речь.
«Мы не знаем, как пишется слово честный, то ли с буквой т, то ли без этой буквы. В этом слове есть непроизносимый согласный, поэтому при написании можно ошибиться. Мы знаем, чтобы не ошибиться в написании слова с непроизносимым согласным звуком в корне, надо подобрать такое проверочное однокоренное слово, в котором этот звук слышался бы отчетливо. Это слово честь. Следовательно, в слове честный напишем букву т.
Еще один пример: в слове чудесный не нужен лишний звук и буква, так как есть однокоренное слово чудесен».
Далее учитель организует беседу:
– Вы узнали, когда на уроке звучит такая речь?
По каким признакам вы поняли, что это действительно ответ?
Ученики отмечают, что один из них рассказывает правило о правописании слов с непроизносимым согласным звуком в корне, приводит примеры, ученики предполагают, что он отвечает на вопрос учителя.
– Каковы цели отвечающего ученика? (Цель – ответить на вопрос учителя, главное – показать знания, показать, что разбираешься в задании, в правиле, на этом основании учитель ставит ученику отметку.)
Учитель обобщает: «Действительно, речь идет о привычном для нас тексте – устном ответе по предмету. Вы увидели пример устного ответа по русскому языку. Отвечать ученику приходится часто на всех уроках: и на математике, и на музыке, и на чтении, и на окружающем мире. В основе устных ответов на учебные темы лежит воспроизведение определенной научной информации, умение пользоваться ею. Мы должны знать, как строится устный ответ, из каких частей он состоит. С этим мы и познакомимся на уроке».
– Послушайте внимательно три ответа ученика на одну и ту же тему и скажите, почему учитель поставил за ответы, в которых правильно изложен материал, разные отметки?
1-й ответ. «Чтобы не ошибиться в написании буквы согласного звука в корне слова, нужно изменить слово или подобрать такое однокоренное слово, в котором после проверяемого согласного стоит гласный».
2-й ответ. «Перед нами слово просьба. Чтобы не ошибиться в написании буквы согласного в корне такого слова (слышится [з’]), нужно изменить слово или подобрать такое однокоренное слово, в котором после проверяемого согласного стоит гласный: просьба просить. В слове просьба будем писать букву с, хотя слышим [з’]».
3-й ответ. «Перед нами слово просьба. Чтобы не ошибиться в написании буквы согласного в корне такого слова, нужно изменить слово или подобрать такое однокоренное слово, в котором после проверяемого согласного стоит гласный: просьба просить. В слове просьба будем писать букву с, хотя слышим [з’]. Приведу еще примеры подобных слов: легкий легок (напишем г в слове легкий, хотя слышим [х], зуб зубы (будем писать б в слове зуб, хотя слышим [п]). Итак, четко нужно применять правило, чтобы не ошибиться в написании».
Младшие школьники анализируют предложенный материал, отмечают, что учитель оценил высшей оценкой последний ответ потому, что в нем ученик не только ответил правильно, но и привел примеры и объяснил их. Тем самым он показал, что понимает материал.
Затем учитель обращает внимание учеников на структуру ответа:
– В устном ответе на вопрос, связанный с написанием слов по правилу, должны быть три обязательные части: теория (правило), примеры и объяснение этих примеров. Представим себе устный ответ в виде сказочного поезда, который мчит нас в страну родного языка. Как поезд формируется из
вагонов, так и наш ответ состоит из необычных вагонов. Как вы думаете, сколько их будет в нашем поезде и почему? (Их будет три, потому что ответ состоит из трех частей.)
На доске появляется плакат, на котором схематически изображен поезд с тремя вагонами. На каждый из них ученики прикрепляют таблички: «Теория (правило)», «Примеры», «Объяснение».
– Придумайте заголовок к рисунку.
Учащиеся оформляют записи в тетрадях, подбирают заголовки: «Три части устного ответа», «Из каких частей состоит ответ по русскому языку».
– Сможет ли наш поезд тронуться в путь? (Нет, не сможет, в нем нет машиниста, который поведет состав. Ученики треугольником выделяют в первом вагоне место для машиниста).
– В устном ответе таким «машинистом» будет начальная фраза. Она может быть такой: «В этом слове есть непроизносимый согласный звук». Начало в устном ответе представляет одну-две фразы, поэтому не будем считать его отдельной самостоятельной частью. Начальная фраза по смыслу
теснее всего связана с теорией.
Учитель предлагает проанализировать текст устного ответа, найти все его структурные части (текст распечатан для каждого ученика).
Как определить правописание безударных личных окончаний глаголов? Мы знаем, большинство глаголов относится к одному из двух спряжений – I или II.
Расскажу о правописании безударных личных окончаний глаголов. Возьмем такой пример: Они борются. Как же нужно рассуждать, чтобы определить, какое окончание нужно писать в этом глаголе: -ют или -ят?
Сначала ставлю глагол в неопределенную форму (ч т о д е л а т ь? бороться).
Смотрю, на что оканчивается глагол в неопределенной форме. Это нам нужно для того, чтобы определить спряжение глагола. Если глагол
оканчивается на -ить, то oн II спряжения. Все остальные глаголы I спряжения. Дальше обязательно надо посмотреть, не является ли слово исключением. Одиннадцать глаголов относятся ко II спряжению, хотя они не оканчиваются на -ить: смотреть, видеть, ненавидеть, терпеть, обидеть, вертеть, зависеть, гнать, дышать, держать, слышать. К I спряжению относятся два глагола: брить и стелить.
Теперь можно сделать вывод: глагол бороться оканчивается в неопределенной форме на -оть, исключением он не является, значит, этот глагол I спряжения. Осталось последнее. Нужно знать, какие личные окончания у глаголов I и II спряжения: глаголы I спряжения имеют окончания -ешь, -ет (в единственном числе), -ем, -ете, -ут, -ют (это окончания во множественном числе). Глаголы II спряжения – -ишь, -ит, -им, -ите, -aт, -ят.
Так как глагол борются I спряжения, то мы в нем пишем окончание -ют.
Нужно помнить: чтобы не ошибиться в написании окончаний глаголов, необходимо рассуждать именно в такой последовательности».
Анализируя, младшие школьники отмечают, что первый абзац начальная фраза – «машинист», далее следует теория (правило), затем ученик работает с примером, со словом бороться, объясняет, как определить его спряжение и написание окончания в этом глаголе. Это второй и третий вагоны. Последний абзац – это итог (вывод).
– Что еще необходимо, чтобы устный ответ получился связным, какие сигналы к отправлению поезда необходимы? Что вы заметили? Какие слова, фразы – сцепления использовал ученик в устном ответе, который мы проанализировали? (Школьники называют средства сцепления: мы знаем…, я расскажу о…, я посмотрю…, потом…, осталось последнее, вот и все правило.) Этот вопрос вызывает затруднения, учитель помогает учащимся на него ответить, дополняет слова и выражения, которые могут послужить мостиками: приведу пример, рассмотрим такой пример, обратимся к следующим примерам, в этом предложении.
Между вагонами поезда на плакате появляются таблички с обозначением языковых средств, выполняющих роль языковых
скреп в тексте устного ответа.
Учитель подводит итоги урока:
– Итак, сегодня мы узнали, как строится устный ответ на вопрос, связанный с написанием слов по правилу, из каких частей он состоит. Приготовьте дома устный ответ, объясняющий написание слов (их подберите сами).
Фрагмент 2
Тема: «Такие разные ответы!» (Создание устных ответов и анализ ответов одноклассников.)
Задачи: тренировать учащихся в создании устных ответов по орфографическим темам; формировать представление об особенностях анализа ответа одноклассника.
Урок начинается со вступительного слова учителя:
– Цель сегодня – научиться создавать устные ответы и анализировать свои ответы и ответы одноклассников. Поговорим о том, как быть строгим, но воспитанным при критической оценке чужого устного ответа. Вам нужно представить подготовленные дома устные ответы на вопросы по орфографическим темам. Наша задача – определить, можно ли высказывание назвать устным ответом, проанализировать, есть ли в
нем все структурные части, которые должны быть в устном ответе, есть ли слова-«скрепления»? (Выслушиваются ответы двух-трех учеников, ученики делают первые попытки проанализировать ответы одноклассников).
Затем учитель может предложить материал для создания устного ответа «здесь и сейчас». В качестве такого материала могут
быть предложены правило из учебника, языковой материал или иллюстрация к лингвистическому правилу, помогающие подобрать другие примеры; можно также использовать контрольные вопросы для повторения определенной темы и т.д.
На этом этапе урока выслушиваются ответы пяти-шести учеников, ответы сравниваются, анализируются.
Для грамотного анализа ответов одноклассников учитель предлагает памятку «Как анализировать устный ответ». Памятка создается на основе коллективного обсуждения разных памяток. Учитель может предложить любую из памяток.
Памятка 1

Памятка «Пять П»

1. Полно? Обо всем ли сказано? Что опущено?
2. Правильно? Все правильно? Есть ли неточности, ошибки?
3. Последовательно? Все ли было по порядку изложено? Были ли нарушения? Повторы?
4. Примеры? Приводились ли? Удачно ли они иллюстрировали теоретические положения?
5. Пояснения? Разъяснялись ли примеры? Насколько точно и понятно?

Памятка 2

1. Общее впечатление от ответа.
2. Полнота и глубина изложения материала.
3. Логичность, последовательность, убедительность ответа, доказательность выдвигаемых положений.
4. Соответствие стилю, разнообразие словаря, правильность речевого оформления, выразительность речи.
5. Какие советы товарищу вы могли бы дать на будущее?

Памятка 3

1. Излагался ли материал последовательно?
Какие бы моменты ты подчеркнул особо, на чем стоило заострить внимание?
2. Достаточно ли полным был ответ? Какие важные детали выпали из ответа?
3. Доказательными ли были объяснения? Какими примерами их можно было бы усилить?
4. Сделан ли обобщающий вывод?
5. Какие допущены ошибки? Была ли речь ученика грамотной и выразительной?
Младшие школьники анализируют свои высказывания и ответы одноклассников, пользуясь коллективно выбранной или составленной памяткой.
Работа по обучению устному ответу не ограничивается несколькими уроками. Важно систематически продолжать работу на уроках русского языка и литературного чтения, наблюдать над особенностями устных ответов по другим предметам. Обучение устным высказываниям на учебные темы можно начинать в любом классе начальной школы, все зависит от желания учителя вести такую работу, от подготовленности класса, от тем, которые изучаются на конкретных уроках.
Заметим, что работа над устным ответом вызывает интерес младших школьников, а многие учащиеся, почувствовав особый интерес к данному виду высказывания, создают более грамотные устные ответы на учебные темы в реальной школьной практике, становятся более свободными в разных ситуациях устного общения.

Библиографический список

1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (1–4 кл.). [Электронный ресурс]. URL: http://www. http://минобрнауки.рф.
2. Ладыженская Т.А. Устная речь как средство и предмет обучения. [Текст] // Т.А. Ладыженская. М.: Флинта: Наука, 1998.
3. Салькова Л.В. Требования к устным развернутым ответам учащихся. [Текст] / Л.В. Салькова // Педагогическая риторика: Учеб. пос. / Под ред. Н.А. Ипполитовой. М., 2001. С. 301–309.
2020