Оригинал материала размещен в выпуске № 07 (21) https://f.almanah.su/21.pdf
Краткая аннотация.
Данное внеурочное занятие проходит с опорой на образовательный компонент «Окружающий мир» в рамках кружка «Земля – наш дом», ориентировано на изучение блоков: Знакомые незнакомцы, с учетом преемственности экологического образования дошкольников и младших школьников, опирается на теоретический, практический и личностный опыт учащихся, полученный при изучении курса «Окружающий мир» на уроках. Обучающиеся в игровой форме знакомятся с правилами экологической безопасности на примере природного сообщества Лес.
Актуальность и новизна.
Воспитание экологической культуры - актуальнейшая задача сложившейся социально-культурной ситуации XXI века.
В условиях разностороннего глубочайшего экологического кризиса усиливается значение экологического образования в начальной школе как ответственного этапа в становлении и развитии личности ребенка.
Закон «Об экологическом образовании», принятый во многих регионах России, ставит своей задачей создание системы непрерывного всеобъемлющего экологического образования и является основанием для поиска и разработки эффективных средств экологического образования населения. Образование и воспитание школьников в области окружающей среды является в настоящее время одним из приоритетных направлений работы с обучающимися. Чем раньше начинается формирование экологической культуры у детей, чем целесообразнее организовать этот процесс, тем выше эффективность воспитания.
Современные условия жизни требуют от учителя начальных классов поиск новых форм обучения и воспитания. Для организации эффективного обучения младших школьников необходимо осуществлять нестандартный подход к общим педагогическим положениям. На обострение проблем массовая практика отреагировала так называемыми нетрадиционными формами проведения уроков, и идеи современной комплексной экологии начали активно внедряться в образовательную практику школы. Поэтому вполне целесообразным использовать для решения проблем экологического воспитания и образования именно эти, новые формы работы с детьми — нестандартные уроки в виде игровых занятий по экологии. Нетрадиционные формы — это импровизированные занятия, имеющие нестандартную структуру, и основным содержанием их является игра.
Предлагаемый вашему вниманию материал (конспект внеклассного мероприятия) поможет конструктивно организовать занятия и пополнить знания детей о комплексе современных экологических вопросов.
Основной целью данного занятия является формирование экологической культуры и развитие экологически сообразного поведения у младших школьников.
Задачи:
· Формировать навыки экологически грамотного и безопасного поведения в природе.
· Учить видеть и понимать красоту живой природы.
· Знакомить детей с существующими в природе взаимосвязями растений, животных и человека.
· Продолжить формирование умения и желания активно беречь и защищать природу, соблюдая правила экологической безопасности.
· Развивать способность оценивать состояние природной среды, принимать правильные решения по её улучшению, применяя умения и навыки правильного взаимодействия с природой.
· Развивать эмоционально доброжелательное отношение к природе, духовно-нравственные и эстетические чувства.
Коммуникативные УУД:
- уметь донести свою позицию до собеседника;
- слушать других, пытаться принимать другую точку зрения;
- читать в слух и про себя тексты выделять в них главное;
Регулятивные УУД:
-самостоятельно формулировать цели занятия после предварительного обсуждения (совместно с учителем);
- проговаривать предстоящую работу на уроке.
Познавательные УУД:
- формировать умение извлекать информацию, представленную в разных формах;
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Планируемый результат:
- повышение уровня заинтересованности в защите и охране природы;
- развитие организаторских способностей учащихся.
-умение анализировать, сравнивать и делать выводы из изученного материала.
Методы обучения: словесный, наглядный, практический.
Предметная область: Окружающий мир
Тип занятия: игра – путешествие.
Целевая группа: учащиеся 1 класса, включая детей ОВЗ.
- командное участие
Практическая реализация: к концу занятия, учащиеся создают на основе книги – раскладушки макет леса, макеты экологических знаков.
Ресурсное обеспечение: компьютер(ы) с выходом в интернет, принтер, проекционная система, сканер
Программное обеспечение: Веб-браузер, текстовые редакторы, программы электронной почты
Другие принадлежности: книга-раскладушка, разрезной материал для книги (изображения животных, растений, грибов), карточки с опорными словами,
шаблоны для экологических знаков, цветные карандаши, таблички названия команд.
Ход занятия.
1. Эмоциональный настрой.
Вступительное слово:
- Ребята, сегодня у нас необычное занятие, и начнём мы его с игры. Давайте представим, что мы цветочки и поиграем.
(Дети повторяют движения за учителем.)
Игра «Цветок»
Наши алые цветки
Закрывают лепестки.
Глазки закрывают
Головками качают.
Наши алые цветки
Расправляют лепестки
Глазки открывают,
Головками качают.
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет.
(Дети берутся за руки.)
Учитель:
- Давайте будем
Дружить друг с другом,
Как птица с небом,
Как ветер с морем,
Трава с дождями,
Как дружит солнце
Со всеми нами!
Все вместе:
- Давайте будем
К тому стремиться,
Чтоб нас любили
И зверь, и птица
И доверяли
Повсюду нам, как самым верным
Своим друзьям.
2. Актуализация ранее полученных знаний.
- Давайте сядем и подумаем, о чём же говорилось в этом стихотворении? (Ответы детей)
- А как вы думаете, о чём сегодня мы с вами будем беседовать на занятии?
- Какая наука изучает проблему защиты окружающей среды?
- Сегодня мы поговорим о том, как нужно правильно относится к природе.
- У вас на столах лежат опорные слова. С помощью этих слов, смоделируйте понятие экология (самостоятельная работа).
(Экология – наука о природном доме, о взаимоотношениях человека и природы)
3. Формирование новых знаний и умений.
- Какие еще слова вы знаете, у которых начало слова «эко»?
- Я предлагаю вам отгадать кроссворд. Я вам сейчас раздам карточки и задам вопросы. Вам надо будет подумать и найти правильный ответ. Капитаны будут поднимать карточку с верным ответом.
(Дети выбирают карточку с верным ответом.)
-Наука о связях живых существ со средой их обитания (экология)
-Как называются связи, которые изучает экология (экосвязи)
-Ученый, изучающий связь живых существ со средой их обитания (эколог)
-По ней мы будем идти, чтоб изучить экологическую проблему (экотропа)
- И вот сейчас мы с вами пройдёмся по экотропе, совершим экскурсию в летний лес. Вы ведь соскучились по лету? Но на улице у нас ещё не лето, поэтому экскурсия наша будет заочная, то есть мы побываем в лесу, прямо не выходя из класса.
(«Что такое лес? «Читает ученица. Чтение сопровождается презентацией)
Что такое лес?
Сосны до небес,
Берёзы и дубы,
Ягоды, грибы...
Звериные тропинки,
Пригорки и низинки,
Мягкая трава,
На суку сова.
Ландыш серебристый,
Воздух чистый-чистый
И родник с живой
Ключевой водой.
- Понравилась вам экскурсия?
-Что мы узнали, ребята, о лесе? (Лес — это деревья. Лес — это животные. Лес — это птицы. Лес- это трава. Лес- это цветы.)
- Ребята, лес приносит человеку огромную пользу, он очищает воздух, которым мы дышим, а если человеку нечем дышать, то он погибнет. Но всегда ли мы сами бережём лес, сажаем деревья. Не ломаем ветки, не рвём без причины цветы?
- Вот послушайте рассказ.
(«Жил был лес?» Читают ученики)
– Жил был лес. Обитали в лесу птицы. Птицы пели задорно и весело. Жили в лесу и звери. Резвились на полянах, охотились. Но однажды пришёл в лес человек. Построил рядом с лесом фабрики, заводы, дома, школы, дороги. Места для жизни ему не хватило. Стал человек тогда вырубать лес. Стал разжигать костры, и огонь погубил лес. Заводы и фабрики сбрасывали отходы в реки, лесные озера и загрязнили воду в лесу. Дым из труб заводов и выхлопные газы автомобилей на дорогах отравили воздух. Отдыхающие загрязнили природу леса мусором (бутылками, резиной, бумагой). Негде стало жить бедным животным. И ушли они из нашего леса далеко. Остался лес один. Тоскливо и страшно стало в лесу. И обратился тогда лес к нам с просьбой о помощи. “Помогите вернуть былую красоту, птиц и животных!”
- Поможем лесу ребята, и исправим ошибки человека–
- Послушайте загадки. (Загадки о деревьях и кустарниках). Отгадайте загадку и найдите среди деревьев и кустарников то, о котором идёт речь в загадке. Эти деревья мы посадим в нашем лесу.
(Дети прикрепляют деревья, птиц, животных на книжку - раскладушку).
– Вот и выросли в нашем лесу новые красивые деревья.
- Ребята, что мы, люди, можем сделать, чтобы сохранить деревья.
- не ломать деревья
- не жечь костры в лесу
- убирать опавшую листву, ветки.
– Кого ещё не хватает в нашем лесу? – Не хватает зверей. Давайте поможем вернуться им в свой дом.
(Загадки о животных).
- Молодцы!
- Ребята как вы думаете, всегда ли человек относится к природе как другу?
- Послушайте ситуации.
Письмо №1 (Читает ученик)
Ребята играли в лесу. Девочки нарвали букеты лесных цветов, сплели себе венки на голову. Мальчики обнаружили под деревом муравейник и стали палками разрушать его. Им было интересно, как живут муравьи.
-Как вы оцените действия ребят? Всё ли правильно делали девочки? (цветы рвать нельзя, они могут исчезнуть навсегда).
-Как вы думаете, правы ли были мальчики? (муравейник – это дом муравьёв, разорять нельзя, этим мы приносим большой вред этим полезным насекомым)
Письмо № 2 (Читает ученик)
Катя и Петя гуляли в лесу. Вдруг в зарослях кустарника они увидели птичье гнездо. Птенцы открывали свои клювики и пищали. Мамы птенцов в гнезде не было. Петя схватил одного птенца из гнезда и стал его рассматривать.
- Как вы оцените поступок Пети?
-Он поступил жестоко, птенчик может погибнуть, а и мама может даже насовсем оставить гнездо. Петя поступил очень плохо.
-А вы всегда правильно поступаете? Или иногда делаете так же, как эти дети? (мы стараемся поступать правильно, подкармливаем птиц зимой, не разоряем муравейники)
4. Самостоятельная работа.
- У вас на столах лежат листы заготовки для экологических знаков. Нарисуйте экологические знаки к данным ситуациям или придумайте знаки к другим экологическим ситуациям.
5. Рефлексия.
- Вот и подошла к концу наша экскурсия в летний лес.
-Вы выдержали все испытания на экологической тропинке и побывали в роли экологов.
- О чем задумались?
- Все мы обязаны жизнью нашей планете - прекрасной Земле, стонущей от боли, взывающей о помощи и, увы, остающейся по-детски беззащитной перед людьми. Наша жизнь и наше будущее зависит от каждого из нас.
В заключении нашего мероприятия мы проведём игру «Цветущая планета»
- Давайте встанем в круг и бережно будем передавать мяч – глобус и произносить правила экологической безопасности.
- Что мы должны продолжать делать, чтобы наша планета оставалась всегда цветущей и красивой?
(Дети передают друг другу мяч-глобус и произносят свои пожелания)
(Не топтать и не рвать цветы. Расчищать родники. Сажать цветы и кустарники. Не ловить бабочек. Убирать мусор. Заботиться о птицах. Защищать братьев наших меньших. Бороться с нарушителями природы. Не разорять птичьи гнезда. Не разорять муравейники. Не забирать из леса домой животных. Не шуметь в лесу. Не засорять водоемы. Не вырезать надписи на деревьях. Не отрывать лапки насекомым и т.д.)
- Спасибо за работу.
Библиографический список
1. А. А. Плешаков учебник, рабочая тетрадь Окружающий мир 1 класс Москва, «Просвещение» 20172. Экологическая книга для чтения. Москва, «Современные тетради», 2008.
3. Зубарь О.А. https://ped-kopilka.ru/nachalnaja-shkola/vneklasnye-zanjatija-po-yekologi-dlja-mladshih-shkolnikov.html
4. Владимир Степанов «Всё для детей» http://allforchildren.ru/poetry/forest004.php