Абрамчик Н.М., Шестакова Н.П., Янцен Р.Х. Влияние комплекса упражнений на развитие навыков чтение у детей младшего школьного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи
Оригинaл материала размещен в выпуске № 05 (07) https://f.almanah.su/07.pdf
В научно–методической литературе вопросу развития навыков чтения у детей младшего школьного возраста уделено большое внимание. По данным различных авторов, распространенность нарушений чтения среди детей младшего школьного возраста с нормальным интеллектом довольно велика. В европейских странах насчитывается до 10% детей с нарушением чтения. В России нарушения чтения наблюдаются у 5% детей начальных классов массовой школы. В связи с этим появилась необходимость в создании комплекса упражнений, влияющих на развитие навыка чтения у детей младшего школьного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Для этого необходимо: 1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования. 2. Провести диагностику навыков чтения учеников 2 классов на предмет овладения умением беглого и осознанного чтения. 3. Описать особенности выявленных отклонений от нормы и уровень развития навыка чтения у детей младшего школьного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. 4. Подобрать и апробировать комплекс упражнений по развитию навыка чтения у детей младшего школьного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и проверить его эффективность. 5. Провести мониторинг качества использования определенного комплекса упражнений по развитию навыка чтения у данной категории детей. 6. Определить комплекс упражнений, наиболее эффективно способствующих развитию навыка чтения у детей младшего школьного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и проверить его эффективность. Предполагаем, что использование комплекса упражнений в развитии навыка чтения у детей младшего школьного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи будет эффективным, если педагог и логопед: - включает в работу упражнения на формирование фонематического слуха, восприятия, анализа и синтеза, пространственных представлений, зрительного анализа и синтеза; - использует комплексы упражнений с постепенным усложнением материала и видов работы с ним. Экспериментальное исследование проводилось на базе МБОУ Туимской СШ № 3. В исследовании принимали участие учащиеся вторых классов в составе: экспериментальной группы (ЭГ) и контрольной группы (КГ) по 10 человек каждая. Были получены следующие данные: 40% детей ЭГ и КГ владеют достаточной скоростью для понимания прочитанного. 40% детей ЭГ и 30% детей КГ читают преимущественно по слогам. Такой способ чтения в норме усваивается детьми в первом классе. 40% детей КГ и ЭГ читают преимущественно словами. Высокий уровень понимания прочитанного не показали дети ни КГ, ни ЭГ. Высокий уровень развития навыка чтения про себя показали 10% детей КГ и ЭГ. Лишь 10% детей КГ владеют третьим способом чтения про себя. После проведения констатирующего эксперимента был составлен и апробирован комплекс упражнений, направленных на развитие навыка чтения у детей младшего школьного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи, который включал два блока: «Формирование функционального базиса навыка чтения» и «Коррекция несовершенного навыка чтения». Экспериментальный комплекс включал различные задания и упражнения, направленные на коррекцию и развитие пространственного восприятия, пространственных представлений, зрительного восприятия, зрительной памяти, слухового восприятия, фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза, зрительно-моторной координации, слухоречевой памяти, произвольного внимания. По результатам, полученным при повторном исследовании, можно сделать вывод: после формирующего эксперимента учащиеся стали более осознанно и быстро читать, овладели более сложным способом чтения. Результаты стали следующими: 45% детей ЭГ и 50% детей КГ владеют достаточной скоростью для понимания прочитанного. Снизился процент учеников, читающих по слогам – 30% детей ЭГ и 25% детей КГ. Увеличился процент учеников, читающих полными словами – 50% и 55% детей соответственно. Высокий уровень понимания прочитанного не показали дети ни КГ, ни ЭГ, но увеличилось количество детей, освоивших осмысленное чтение текста, в обеих группах. Высокий уровень развития навыка чтения про себя показали 15% детей КГ и ЭГ. Разработанный комплекс игр и упражнений способствовал преодолению нарушений чтения у детей младшего школьного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Выдвинутая гипотеза о том, что использование комплекса коррекционных упражнений в развитии навыка чтения у детей младшего школьного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи будет эффективным, подтвердилась. Библиографический список: 1. Величенкова О.А., Русецкая М.Н. Логопедическая работа по преодолению нарушений чтения и письма у младших школьников. – М.: Национальный книжный центр, 2015. 2. Ефименкова Л.Н. Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического восприятия. – М.: Национальный книжный центр, 2011. 3. Корнев А.Н. Основы логопагологии детского возраста: клинические и психологические аспекты / А.Н. Корнеев. – СПб.: Речь, 2006.