Сотская В.А. Развитие цифровой компетенции учителей-предметников для организации образовательного процесса
Библиографическое описание:
Сотская В.А. Развитие цифровой компетенции учителей-предметников для организации образовательного процесса // Образовательный альманах. 2023. № 5 (67). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2023/67-1.pdf.
Стратегической задачей развития и важнейшим направлением модернизации российской системы образования является повышение его качества. Рост качества образования напрямую связан с созданием новой образовательной среды, способствующей достижению нового уровня образовательных результатов, основанной на комплексном использовании средств информационных и цифровых технологий, обладающих огромными потенциальными возможностями для эффективной организации образовательного процесса. В настоящее время одним из важнейших направлений российской государственной политики является цифровизация всех сфер жизнедеятельности общества, в России реализуется приоритетный национальный проект «Цифровая экономика», а также ряд инициатив, направленных на создание необходимых условий, для развития цифровой экономики – «Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы», проект «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации». Для цифровой экономики требуются подготовленные кадры, таким образом, необходима модернизация системы образования и профессиональной подготовки, в том числе, внедрение цифровой образовательной среды с широким использованием цифровых инструментов учебной деятельности, возможности обучения граждан в течение всей жизни по индивидуальной учебной траектории.
В рамках национального проекта «Образование» в системе общего и среднего профессионального образования реализуется проект «Цифровая образовательная среда», который направлен на обеспечение обновления содержания образования, предоставление обучающимся и педагогам возможности свободно и безопасно ориентироваться и работать в цифровой среде, на обеспечение высокоскоростным интернетом педагогов и обучающихся, на повышение квалификации педагогов и руководителей в области современных технологий электронного обучения, на обновление информационно-технологической инфраструктуры образовательных организаций и системы образования в целом.
Исходя из вышеизложенного следует, что работа в цифровой среде требует развития профессиональных ИКТ-компетенций и формирование новых цифровых компетенций участников образовательных отношений.
Также профессиональная ИКТ-компетентность педагога отражена во всех компонентах профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) ». Содержание профессиональной педагогической ИКТ-компетентности, зафиксированное в ФГОС, основано на рекомендациях ЮНЕСКО «Структура ИКТ компетентности учителей».
Учитывая вышеизложенное, можно утверждать, что современный педагог должен постоянно заниматься саморазвитием в условиях неопределенности, знать и соблюдать правила безопасности в интернете, он должен овладеть поиском информации и уметь работать с информацией любого вида, управлять информацией и данными, владеть различными формами организации обучения, коммуникацией и кооперацией в цифровой среде.
В последние годы обострились противоречия между требованиями современных образовательных стандартов и низким уровнем цифровой грамотности среди учителей - предметников при организации образовательного процесса. Проблема состоит в том, что учителя испытывают трудности при работе со средствами обучения, ориентированными на следующие информационно-коммуникационные технологии: мультимедийные программы учебного назначения, образовательные Интернет-ресурсы, дистанционные курсы, интерактивное оборудование, цифровые лаборатории и электронные образовательных ресурсы и другие. В современном информационном обществе уровень владения информационно-коммуникационными технологиями учителей-предметников оказывается недостаточным. При этом одним из наиболее важных направлений работы должна стать подготовка учителей к дидактически грамотному использованию средств новых информационных технологий в учебной деятельности. Это очень важно, так как большая часть современных учителей не имеет или практически не имеет опыта использования компьютерной техники ни в каком виде деятельности.
П. Гилстер определяет цифровую грамотность как «умение понимать и использовать информацию, предоставленную во множестве разнообразных форматов и широкого круга источников с помощью компьютеров».
Иными словами «цифровая компетентность – это не только сумма общепользовательских и профессиональных знаний и умений, которые представлены в различных моделях ИКТ-компетентности, информационной компетентности, но и установка на эффективную деятельность и личное отношение к ней, основанное на чувстве ответственности».
В рамках реализации Стратегии «Цифровая трансформация образования» Министерство просвещения РФ обеспечивает создание условий для внедрения к 2024 году современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей формирование ценности к саморазвитию и самообразованию у обучающихся образовательных организаций всех видов и уровней, путем обновления информационно-коммуникационной инфраструктуры, подготовки кадров, создания федеральной цифровой платформы.
При этом исследователями, установлены ключевые отраслевые тренды цифровизации образования: использование цифровых образовательных ресурсов и мультимедиа технологий; развитие цифровой образовательной среды; развитие онлайн сервисов, цифровых инструментов и технологий для организации процесса обучения; геймификация образования; мобильное обучение; использование иммерсионных технологий (дополненная и виртуальная реальность); использование цифровых лабораторий; развитие облачных образовательных решений; использование социальных сетей в образовании; развитие дистанционного образования, массовых открытых онлайн-курсов (МООК); использование технологий искусственного интеллекта в обеспечении адаптивного / персонализированного обучения.
Цифровая трансформация процессов в системе образования включает и такие тенденции, как возникновение спроса на образовательные онлайн-платформы с контентом, создаваемым самими пользователями, мобильные и онлайн-курсы со смешанным учебным планом и проектно-ориентированным обучением и др. На смену традиционной школе приходит «цифровая» школа, развивается ИКТ-насыщенная, высокотехнологическая образовательная среда, и учитель дополняет данную среду, предопределяя её характер уже в действии, приспосабливает новые средства для достижения дидактических целей.
В настоящее время наиболее востребованной и актуальной формой организации образовательного процесса является смешанное обучение. Смешанное обучение – это совмещение традиционного и электронного обучения, включающее элементы самостоятельного контроля учеником пути, времени, места и темпа обучения.
В условиях цифровой трансформации каждый педагогический работник должен сам определять направления своего профессионального развития, разрабатывать индивидуальные траектории для самообразования. Создано немало инструментов, которые помогают самостоятельно оценить уровень своей ИКТ-компетентности.
Используя разнообразные инструменты диагностики, можно не только определить уровень цифровых навыков и компетенций педагогов, но и сформировать на базе оценки индивидуальные рекомендации по их развитию. Это позволит снизить затраты на обучение и сократить его длительность, поскольку работа будет носить целенаправленный характер.
Таким образом, мониторинг ИКТ-компетенций педагогических работников позволяет выявить образовательные дефициты и выстроить индивидуальные образовательные маршруты в рамках курсов повышения квалификации.
Цифровые компетенции позволяют педагогу свободно применять технологии для организации учебного процесса на всех этапах — от подготовки к занятиям до создания цифровой среды, которая помогает выстраивать индивидуальные образовательные траектории учащихся, анализировать и прогнозировать успеваемость.
Внедрение новых информационно-коммуникационных технологий в современный образовательный процесс поможет осуществить более качественную подготовку, развитию возможностей и интеллектуальных способностей учащихся. Именно поэтому важно уметь создавать ЦОР самому учителю.
Ю.А. Маренчук (канд. биол. наук), С.Ю. Рожков (канд. пед. наук), К.И. Зимин отмечают, что с помощью ЭОР учитель может обеспечить:
- разнообразие источников и способов предъявления учебной информации;
- индивидуализацию обучения (темп, объем и сложность учебных заданий);
- реализацию принципа интерактивной наглядности, обеспечивающей эффект погружения в обучающую программную среду;
- оперативность и объективность контроля и оценки;
Как показывает практика использования цифровых ресурсов на уроках, работа с ЦОР усилила наглядность уроков, дала возможность оживить урок, вызвать у учащихся интерес к изучаемому предмету (мотивация), подключила одновременно несколько каналов представления информации. Благодаря мультимедийному сопровождению занятий, экономится до 30 % учебного времени (КПД), нежели при работе у классной доски. Использование раздаточных цифровых материалов на дом помогло учащимся не только читать тексты к урокам, но и использовать дополнительную информацию образовательных сетевых ресурсов Интернет для более качественной подготовки к выступлениям, конференциям, проверочным и контрольным работам.
В рамках обучения педагогов навыкам цифровой компетентности рассматриваются вопросы, связанные с:
· цифровой трансформацией ОО;
· использованием функциональных возможностей нового компьютерного и мультимедийного оборудования;
· образовательными возможностями интернет-сервисов и образовательных платформ;
· перспективными цифровыми технологиями для интеграции в деятельность образовательной организации.
В целях повышения квалификации педагогических работников подготовлен электронный курс «Цифровые инструменты в работе учителя» на образовательной платформе CoreApp. Курс подходит для смешенной модели обучения. CoreApp – это бесплатная онлайн - платформа для создания и совершенствования образовательных материалов. Главной особенностью является то, что ученикам регистрироваться на курсе не обязательно. При прохождении урока им достаточно просто ввести свои фамилию и имя. Во-вторых, в нем можно разместить все то, что учителя обычно применяют на уроках: видеофайл, презентацию, документ, аудиозапись, картинки и фотографии. В-третьих, прямо в конструкторе есть возможность сделать задания разных типов: упражнение с открытым ответом, задание на заполнение пробелов или распределение информации, тест, опрос, задание с запрограммированным ответом.
Ссылка на курс - Вход для учеников. Код MYTZ. Цель курса: совершенствование профессиональных компетенций педагогов в области проектирования цифровых уроков.
Темы занятий представленные на курсе «Цифровые инструменты в работе учителя»: государственная политика в сфере общего образования, правила безопасности в сети интернет, сервисы и инструменты для работы с документами, для онлайн уроков, для обратной связи, для мотивации обучающихся, для изучения нового материала, для закрепления материала и проверки знаний. В курсе представлены лекции, презентации, документы, интерактивные упражнения, тесты.
Курс прошел апробацию на учителях средней общеобразовательной школы в количестве 35 человек. Для определения первоначального уровня сформированности профессиональных компетенций учителя была предложена самооценка своих ИКТ компетенций. Для этого была использована методика «Матрица квалификационных дефицитов».
По результатам входного анкетирования 52% педагогов находятся в голубой зоне – уровень владения средний. Лучше всего педагоги владеют общепользовательскими компетенциями, в меньше степени общепедагогическими. Наибольшее сложности вызывают предметно – педагогические компетенции. 52% педагогов оценивают свой уровень цифровых компетентностей как низкий и удовлетворительный, 34% повышенный и высокий уровень, и лишь 14% базовый уровень.
По результатам выходного анкетирования низкий уровень владения компетенциями отсутствует, удовлетворительный уровень с 43% уменьшился до 11%, базовый уровень повысился с 14% до 40%, также вырос повышенный уровень с 20% до 26% и высокий уровень с 9% до 23%.
Проведенная апробация, которая показала на начальном этапе анкетирования низкий и удовлетворительный уровень сформированности цифровых компетенций. В процессе обучения у большинства учителей получилось повысить свой уровень общепользовательских, общепедагогических и предметно-педагогических компетенций. Разработанная методика обеспечивает формирование цифровых компетентностей педагогов.
Библиографический список
1. Программа «Цифровая экономика Российской Федерации» (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2017 г. № 1632-р). – Текст: электронный // Правительство Российской Федерации: URL: http://static.government.ru/media/files/9gFM4FHj4PsB79I5v7yLVuPgu4bvR7M0.pdf (дата обращения 20.10.2020).
2. Солдатова Г.У. Психологические модели цифровой компетентности российских подростков и родителей / Г.У. Солдатова, Е.И. Рассказова. /Национальный психологический журнал. – 2014. – № 2 (14) – С.27-35. – URL: http://npsyj.ru/articles/detail.php?article=5102 (дата обращения 20.10.2020).
3. Солдатова Г.У., Рассказова Е.И. Итоги цифровой трансформации: от онлайн реальности к смешанной реальности // Культурно-историческая психология. 2020. Том 16. № 4. C. 87—97. DOI: https://doi.org/ 10.17759/ chp.2020160409 (дата обращения 15.06.2021).
4. Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 2 декабря 2019 г. № 649 «Об утверждении Целевой модели цифровой образовательной среды» URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_341443/ (дата обращения 12.06.2021)
6. Указ Президента РФ от 09.05.2017 № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы» URL: /http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_216363/ (дата обращения 12.06.2021)
7. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. N 544н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель) " https://base.garant.ru/70535556/