НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Соколова С.В. Экспериментальное исследование состояния внимания детей дошкольного возраста с задержкой психического развития

Библиографическое описание:

Соколова С.В. Экспериментальное исследование состояния внимания детей дошкольного возраста с задержкой психического развития // Образовательный альманах. 2023. № 1 (63). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2023/63-1.pdf.

Внимание – один из тех познавательных процессов человека, в отношении сущности и права на самостоятельное рассмотрение которых среди психологов до сих пор нет согласия, несмотря на то, что его исследования ведутся уже много веков. Внимание – избирательная направленность на тот или иной объект и сосредоточенность на нем, углубленность в направленную на объект познавательную деятельность [1, c. 453]. Базовым психическим процессом, дающим возможность четко и ясно воспринимать предметы, явления, осмысливать их, контролировать свою деятельность и деятельность других является внимание. Оно занимает особое место среди психических явлений: внимание не самостоятельный психический процесс и не относится к свойствам личности.

Проблемы в развитии внимания у детей дошкольного возраста с ЗПР проявляются, прежде всего, в процессе обучения, так как у детей происходит нарушение уровня сенсорной, интеллектуальной и двигательной активности. Неустойчивость, сниженная концентрация, недостаточный объем и распределение внимания у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития обусловливают стойкие трудности при обучении в школе, выражающиеся в невнимательности, снижении уровня работоспособности, невозможности сосредоточиться на выполнении задания [2, c. 453].

Запас общих представлений, о себе и ближайшем окружении несколько отстает в формировании от возрастной нормы у всех детей. Дети называют свое имя и возраст, сколько лет будет через год, но отчество родителей назвать не могут. Ориентировка в пространстве и времени у детей сформирована недостаточно: последовательность «части суток» затруднена, времена года знают, но последовательность не устанавливают. Все дети в группе умеют составить целостный образ, выделяют фигуры на фоне, различают цвета основного спектра и их оттенки. Знают основные геометрические фигуры. Внимание у всех детей неустойчивое. Дети испытывают трудности сосредоточения на объекте. Объем внимания снижен. Детей необходимо стимулировать, обращать внимание на текущие вопросы. У всех детей имеются трудности в произношении звуков. Речь грамматически неправильна.

Работоспособность у испытуемых снижена, часто зависит от вида задания. Дети не всегда контролирует свою деятельность. Мотивация снижена. В целом, дети были доброжелательны, проявили интерес к занятиям.

Цель исследования: выявить уровень развития внимания у детей 5-6 лет с задержкой психического развития.

Задачи:

− определение теоретических и методологических основ изучения внимания у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР на основе анализа литературы по проблеме исследования;

− отбор оптимальных приемов по диагностике особенностей внимания у дошкольников с ЗПР;

− анализ и обобщение экспериментальных данных, интерпретация результатов исследования.

Для получения более точной информации, касающейся уровня развития свойств внимания детей с ЗПР, нужно применять методики, которые позволяют выявить уровень сразу нескольких показателей развития внимания. В исследовании приняли участие 4 мальчика и 6 девочек с задержкой психического развития, всего - 10 детей, в возрасте от 5 до 6 лет. Для диагностики уровня внимания была разработана диагностическая карта методик изучения уровня развития внимания детей 5-6 лет с ЗПР (Таблица 1).

Таблица 1 – Диагностическая карта методик изучения уровня развития внимания детей 5-6 лет с ЗПР

При проведении эксперимента учитывалась специфика детей. Экспериментатор проговаривал задание детям несколько раз, наглядный материал для обследования был подобран в соответствии с возрастом испытуемых, их индивидуальными возможностями и способностями. Обследование детей проводилось индивидуально.

Обобщенный результат по всем методикам констатирующего эксперимента представлен на рисунке 1.

Рисунок 1 – Обобщенный результат по всем методикам констатирующего эксперимента

По рисунку видно, что в группе преобладает низкий уровень развития всех свойств внимания – 80%, и только 20% (2 человека) из всех исследуемых старших дошкольников показали средний уровень. Эти данные показывают нам, что дети нуждаются в дополнительной корректирующей работе по развитию всех свойств внимания.

Таким образом, на основании эксперимента у старших дошкольников с ЗПР имеются различные нарушения развития внимания. Необходимо проводить коррекционную работу по развитию внимания у детей данной категории. На наш взгляд самой эффективной работой по развитию у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития будет правильно подобраны и разработаны игры и упражнения, которые представим в виде дополнительной программы к основной программе ДОУ. В следующей главе мы подробно опишем игры и упражнения по развитию внимания, которые входят в программу.

Задания в программе выполняются совместно с воспитателем группой или индивидуально, а потом некоторые игры и упражнения могут выполняться самостоятельно или даваться на дом. Педагог при выполнении задания помогает детям наводящими вопросами, каждый раз при выполнении задания каждого ребенка мотивирует и заинтересовывает в выполнении до конца. По окончанию занятия в независимости как выполнено задание (полностью, частично) воспитатель хвалит дошкольников, для поднятия у них самооценки и тем самым мотивируя выполнять каждый раз задания все лучше. Педагог старается сам не исправлять ошибки, а наводящими вопросами и небольшими подсказками подводит к ошибке самого ребенка и ее исправлению.

Список литературы1. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии СПб: Питер, 2020. – 960 с.

2. Специальная психология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. И. Лубовский, Т. В. Розанова, Л. И. Солнцева и др. – 2-е изд., испр. – М.: Академия, 2005. – 464 с.
2023