Дополнительное образование: опыт, проблемы, перспективы

Ефимова С.С. Нейрографика как современный метод обучения рисованию

Оригинал материала размещен в выпуске № 07 (21) https://f.almanah.su/21.pdf


«Живопись должна быть поставлена выше всякой
деятельности, ибо она содержит все формы, как
существующие, так и не существующие в природе…»

Леонардо да Винчи

Изобразительное искусство - многогранный и уникальный вид художественного творчества, который разносторонне развивает человека. На моих занятиях в "Детской школе искусств им. Л. А. Старкова" дети не только рисуют, развивая мелкую моторику, что влияет на формирование умственных способностей и речи ребёнка, но и учатся мыслить, сравнивать, фантазировать, рассуждать и изобретать.
Приобщаясь к изобразительному искусству, каждый участник творческого процесса обогащает свой внутренний мир. На мой взгляд, занимаясь искусством, человек раскрывается внутренне и становится увереннее, добрее, гуманнее.
В современном изобразительном творчестве много разнообразных способов рисования: кляксография, монотипия, граттаж. В поиске новых приемов развития фантазии и воображения был найден современный метод "Нейрографика"
Слово «Нейрографика» состоит из двух частей: «нейро» - «нейрон», «нерв» и «графо» - «пишу», «рисую». Разработал метод Павел Михайлович Пискарев: врач – психолог, который активно применяет в своей врачебной практике методы арт-терапии, в том числе и метод «Нейрографика». Метод П. М. Пискарёва я трансформировала для практической деятельности на своих занятиях, с помощью «Нейрографики» дети учатся создавать быстрый рисунок; развивают фантазию, формируют желание расти, развиваться творчески и нестандартно; приобретают в свой арсенал «карманный» или мобильный метод рисования для творческого самовыражения. Данный метод дает возможность каждому ребёнку почувствовать себя настоящим художником вне зависимости от его возраста, уровня знаний и индивидуальных творческих способностей.
Этот метод уникален и прост. Для того чтобы освоить современный творческий метод «Нейрографика», необходимо выполнить 5 пошаговых действий:
1.       Актуализация темы. Первое, что необходимо сделать - выбрать тему для рисунка. Это может быть все что угодно: ваша мечта, приятное воспоминание, настроение сегодняшнего утра, событие или душевное состояние, которое вас тревожит.
2.       Выплёскивание напряжения на весь лист бумаги. Следующий шаг, внутри накопившееся эмоциональное состояние необходимо отдать бумаге, выплеснуться ему через спонтанно проведенные линии. Главное - не ограничивать, рисовать на весь лист, можно выходить за край бумаги.
3.       Округление углов. Посмотрев на лист, мы увидим множество пересечений линий. На данном этапе их необходимо «скруглить». В рисунке не должно быть острых углов. Слишком мелкие можно зарисовать полностью. Сразу всех острых углов на своем рисунке можно и не заметить. Предлагаю посмотреть на него с расстояния вытянутой руки или попросить взглянуть на работу соседа.
4.       Объединение. На данном этапе идёт работа с цветом – необходимо закрасить образовавшиеся полости любым цветом, выбранным самостоятельно.
5. Вербализация. На последнем этапе выделяем в творческих работах ту фигуру, предмет или образ, который наиболее значим на рисунке и «бросается в глаза». Маркером обводим получившийся образ. Необходимо сделать линию шире и ярче.
Итак, данная методика используется для усовершенствования у обучающихся навыков в живописи и графике. Проведение четких линий, без «волосатости», развивает у детей аккуратность и делает рисунок выразительным. Также данная методика развивает воображение, создаёт ситуацию успеха, т. к. даже с нулевым опытом рисования на практике "Нейрографику" может освоить каждый человек. Этот метод даёт понимание того, что любые спонтанно начёрканные линии могут превратиться в красивый и в неповторимый рисунок. В данном случае невозможно перекопировать или срисовать, работа получается эксклюзивной. Самостоятельный выбор цвета даёт возможность эксперементировать с оттенками, позволяет обучающимся выплеснуть свои эмоции, свое настроение.

Используемые источники:

1. Ольга Демиург Нейрографика: рисование со смыслом. – Издательство: Издательские решения, 2018.
2. https://www.neurograff.com/
3. https://www.piskarev.ru/--2
2019