НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Андреева И.В., Козырицкая Н.Б., Чемякина Я.В. Специфика использования дидактических игр для развития познавательной активности детей младшего возраста

Оригинал материала размещен в выпуске № 01 (15) https://f.almanah.su/15.pdf

В дошкольный период одним из наиболее эффективных методов познавательного развития детей дошкольного возраста ведущим видом деятельности является игра. Бесспорно, дидактическая игра несёт в себе большой обучающий потенциал. Дидактическая игра– это вид игры с правилами, выполняющая роль средства обучения дошкольников. Как сказано в новом словаре методических терминов и понятий, дидактическая игра – это игра, проводимая в учебных целях, главными из которых являются формирование речевых навыков и умений, повышение мотивации к изучению языка, заучивание готовых фраз и ситуационных клише. В дидактической игре цели обучения достигаются через решение игровых задач.
Отечественные исследователи рассматривают дидактическую игру как стимул познавательной деятельности, мотив решения дидактической задачи. Дидактическая игра предполагает не однотипность действий детей с четко выраженной учебной направленностью деятельности, а вариативность решения учебных задач и наличие значимой для дошкольника игровой мотивации. Это позволяет ребенку многократно повторять разнообразные практические операции, ощущая результаты умственных и самостоятельных практических усилий.
Проанализировав исследования А.К. Бондаренко, А.И. Сорокиной, Е.И. Удальцовой, А.П. Усовой, мы пришли к выводу, что структурные компоненты дидактической игры включают дидактическую и игровую задачи, игровые действия и правила, дидактический материал. Одним из основных элементов игры является дидактическая задача, которая определяется целью обучающего и воспитательного воздействия.
Можно отметить, что дидактическая задача определяется воспитателем и отражает его обучающую деятельность. Игровые действия составляют основу дидактической игры – без них невозможна сама игра. Игровые действия – это не всегда практические внешние действия, когда нужно что-то тщательно рассмотреть, сравнить, разобрать и др. Это и сложные умственные действия, выраженные в процессах целенаправленного восприятия, наблюдения, сравнения, припоминания ранее усвоенного, - умственные действия, выраженные в процессах мышления. Одним из составных элементов дидактической игры являются правила игры. Правила содержат нравственные требования к взаимоотношениям детей, к выполнению ими норм поведения. В дидактической игре правила являются заданными. Существуют разные варианты классификации дидактических игр дошкольников. Наиболее часто употребляемой является классификация дидактических игр, предложенная А.П. Усовой:
-           предметные;
-           настольно- печатные;
-           словесные игры.
Методику руководства дидактическими играми в детском саду разрабатывали А.К. Бондаренко, Л.А. Венгер, А.И. Сорокина, А.П. Усова.
Организация дидактических игр педагогом осуществляется в трех основных направлениях: подготовка к проведению дидактической игры, ее проведение и анализ. Таким образом, дидактическая игра рассматривается как специфическое средство обучения дошкольников. Структурные компоненты дидактической игры включают дидактическую и игровую задачи, игровые действия и правила, дидактический материал.
В младшем дошкольном возрасте основным видом мышления является наглядно-действенное, предполагающее непосредственный контакт ребенка с предметами и поиск правильного решения задачи путем проб и ошибок. Происходит переход от действия к мысли, и это становится возможным благодаря подражанию. Интеллектуальная деятельность формируется сначала в плане действия. Она опирается на восприятие и выражается в более или менее осмысленных целенаправленных предметных действиях. Можно сказать, что у ребенка на этой ступени лишь «наглядно-действенное» мышление или «сенсомоторный интеллект». При использовании дидактических игр в обучении воспитатели руководствуются основными принципами, приемами и методами педагогики.
З.М. Богуславская, А.К. Бондаренко указывают, что организация дидактических игр педагогом осуществляется в трех основных направлениях: подготовка к проведению дидактической игры, проведение, анализ.
В подготовку к проведению входят:
-           отбор игры в соответствии с задачами воспитания и обучения, углубление и обобщение знаний, развитие сенсорных способностей, активизация психических процессов;
-           установление соответствия отобранной игры программным требованиям воспитания и обучения детей определенной возрастной группы;
-           определение наиболее удобного времени проведения дидактической игры;
-           выбор места для игры, где дети могут спокойно играть;
-           определение количества играющих детей;
-           подготовка необходимого дидактического материала для выбранной игры;
-           подготовка к игре самого воспитателя;
-           подготовка к игре детей: обогащение их знаниями, представлениями о предметах и явлениях окружающей жизни, необходимыми для решения игровой задачи.
Проведение дидактических игр включает:
-           ознакомление детей с содержанием игры, с дидактическим материалом, который будет использован в игре;
-           объяснение хода и правил игры;
-           показ игровых действий;
-           определение роли воспитателя в игре;
Подведение итогов игры – это ответственный момент в руководстве дидактической игрой, так как по результатам, которых дети добиваются в игре, можно судить об её эффективности, о том будет ли она с интересом использоваться в самостоятельной игровой деятельности ребят. Анализ проведенной игры направлен на выявление приемов её подготовки и проведения, какие приемы оказались эффективными в достижении поставленной цели, что не сработало и почему. Анализ позволит выявить индивидуальные особенности в поведении, характере детей, и правильно организовать индивидуальную работу с ними.
При работе с детьми младшего возраста перед воспитателями стоит задача развития индивидуальной игры каждого ребенка. В ходе игры одни дети много знают, смело отвечают, действуют уверенно, другие знают меньше и держатся несколько в стороне, замкнуто. Бывает и так, что ребенок знает много, но не проявляет смекалки, находчивости, отличается быстротой и гибкостью мышления.
Труднее удается выявить индивидуальные особенности у детей замкнутых, малоактивных. Такие дети любят чаще оставаться в роли наблюдающих за игрой, болельщиков. Они боятся, что не справятся с игровой задачей. Нерешительность, неуверенность в себе преодолевается в игре. Играя вместе с детьми, воспитатель незаметно дает им более легкие вопросы и задания. Удачные решения, следующие одно за другим в разных играх, вселяют в ребят уверенность в своих силах и постепенно помогают им преодолеть стеснительность.
Так, с помощью игр выявляются индивидуальные особенности детей, посредством этих же игр педагог устраняет нежелательные проявления в характере своих воспитанников и развивает необходимые компоненты для успешного обучения:
- мотивационный (желание узнавать новое);
- интеллектуальный (развитие умственных способностей детей);
- практический (применять полученные знания и умения в жизни).
Дидактическая игра организует поведение ребенка, формирует сосредоточенную деятельность, умение действовать рядом с другими и не мешать им. На этом этапе важно научить детей действиям с игрушками, использованию их по назначению, нужно вызывать интерес к разным игрушкам, показывать их игровые возможности. В дидактической игре есть предпосылки для возникновения коллективной игры: появляется интерес к деятельности других детей, эмоциональная отзывчивость.
Решая через игру и в игре дидактические задачи, воспитатель должен сохранить игровую деятельность интересную, близкую детям, радующую их. Дидактическая игра входит в целостный педагогический процесс и не изолирована от других форм и средств воспитания и обучения; представляет сочетание наглядности, слова воспитателя и действий самих детей с игрушками, игровыми пособиями, предметами, картинками и т.д. При проведении образовательной деятельности с детьми младшего возраста воспитателю надо помнить, что нельзя переутомлять детей, всегда необходимо следить за правильной позой ребенка, нельзя водить детей для наблюдений в такие места, где им может грозить какая-либо опасность.
Вместе с тем необходимо избегать излишней развлекательности игры, она должна быть интересной, умной. В руководстве игрой и в ее развитии важны темп и смена игры.
Каждая игра должна содержать элемент новизны.
Нельзя навязывать детям игру, которая кажется полезной, игра — дело добровольное. Ребята должны иметь возможность отказаться от игры, если она им не нравится, и выбрать другую игру.
Эмоциональное состояние воспитателя должно соответствовать той деятельности, в которой он участвует. В отличие от всех других методических средств игра требует особого состояния от того, кто ее проводит. Необходимо не только уметь проводить игру, но и играть вместе с детьми.
Особенностью дидактической игры и ее завершающим концом является результат. Для воспитателя результат игры является показателем уровня достижений детей или в усвоении знаний или в их применении, в установлении взаимоотношений детей в игре. Для детей результат игры выступает как определенное достижение.
Библиографический список:
1         Бондаренко, А. К. Дидактические игры в детском саду: пособие для воспитателей детского сада / А. К. Бондаренко. – М.: Просвещение,1991. – 160 с.
2         Выготский, Л. С. Проблемы развития психики. Собр. соч.: В 6 т. / Л. С. Выготский. – М.: Педагогика,1983. – Т. ІІІ. – 366 с.
3         Дошкольная педагогика / под ред. В.И. Логиновой, П.П. Саморуковой. –М.: Просвещение, 2004. – 456 с.
4         Кригер, Е. Э. Педагогические условия развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста / Е. Э. Кригер. – Барнаул, 2000. - С.32- 35.
2019