Оригинал материала размещен в выпуске № 01 (27) https://f.almanah.su/27.pdf
Вопросам успешности функционирования кадет на первичных командных должностях в военных образовательных учреждениях уделяется достаточно много внимания. Отбор на первичные командные должности опирается в основном на анализ личностных качеств кадет и их способность к организаторской деятельности, что на наш взгляд является недостаточным. Это подтверждается тем, что зачастую после назначения кадет на первичную командную должность им не удается достаточно эффективно управлять своими сверстниками и обеспечивать порядок в воинском подразделении, что приводит к переназначению на должность старшины взвода и командира отделения вновь избранных кадет. Переназначение негативно отражается как на психологическом благополучии переназначенных кадет, так и психологическом климате воинского подразделения, способствуя его дестабилизации.
В связи с имеющимися трудностями назначения кадет на первичные командные должности особое внимание уделяется анализу причин недостаточной эффективности младших командиров. Одной из причин, снижающих эффективность функционирования кадет на первичных командных должностях, исходя из проведенного опроса кадет, является низкая конфликтологическая компетентность старшин и командиров отделения, их неспособность к конструктивному разрешению конфликтных ситуаций с которыми они встречаются в своей практической деятельности. Между тем, на практике данному фактору при психологическом отборе актива учебных подразделений не уделяется должного внимания.
Исследование данной темы способствует установлению взаимосвязи между способностью кадет к конструктивному разрешению конфликтов и взаимоотношениями в кадетском коллективе, выявляет динамические изменения в формировании конфликтологической компетентности. Практическая значимость исследования состоит в том, что оно позволяет выделить и проанализировать новый — дополнительный фактор, определяющий успешность функционирования кадет на первичных командных должностях. Результаты исследования могут быть использованы психологической службой военных образовательных организаций для повышения эффективности психологического отбора кадет на первичные командные должности и оценки успешности их функционирования.
К проведению исследования были привлечены кадеты 7-го класса (третьего года обучения в Корпусе), что позволило им получить опыт участия в исследовательской деятельности под руководством взрослых.
Целью исследования явилось установление взаимосвязи между конфликтологической компетентностью и успешностью функционирования кадет на первичных командных должностях. Объект исследования — конфликтологическая компетентность и взаимоотношения между кадетами в учебных подразделениях. Предмет исследования — способы разрешения конфликтных ситуаций, социометрический статус кадет в коллективах учебных подразделений.
Перед проведением исследования была выдвинута следующая гипотеза: конфликтологическая компетентность положительно влияет на формирование взаимоотношений в кадетском коллективе и является дополнительным фактором, определяющим успешность функционирования кадет в первичных командных должностях.
Планируемым результатом исследования являлась разработка рекомендаций по отбору кадет на первичные командные должности и методических материалов (памяток) практического характера по разрешению конфликтных ситуаций для актива роты и кадет военных учебных заведений.
В работе использовались следующие методы исследования:
1. теоретический: анализ и обобщение научной литературы по теме конфликта и формирования взаимоотношений в подростковом коллективе и воинском подразделении.
2. эмпирический: анкетирование кадет с помощью социометрического вопросника (методика Дж. Морено) и опросника по определению преобладающего способа разрешения конфликта (методика С. Томаса); обработка, анализ и сравнение полученных данных. Исследование проводилось в групповом режиме, в нем приняли участие 137 кадет морского кадетского военного корпуса: 78 шестиклассников и 59 десятиклассников.
В процессе исследования участникам предлагалось письменно выполнить ряд заданий:
- ответить на вопросы социометрической анкеты (заранее нами составленные);
- из предложенных тридцати пар суждений выбрать то суждение, которое является наиболее типичным для характеристики поведения обследуемого в конфликтной ситуации и отметить его на специальном бланке.
Обработка полученных результатов проводилась посредством составления социоматриц и их анализа (методика Морено) и при помощи компьютерной программы АРМ СПО (методика Томаса).
Анализ и обобщение научной литературы по теме конфликта и особенностей формирования взаимоотношений в подростковом коллективе и воинском подразделении, позволяет дать определение коллектива, как группы людей, объединенных на основе общественно значимых целей, общих ценностных ориентации, совместной деятельности и общения. Любой коллектив не может быть однородным. Каждый член группы в соответствии со своими деловыми и личностными качествами занимает определённый социометрический статус: звезды, предпочитаемого, принимаемого, пренебрегаемого, изолянта или отвергаемого. Взаимодействие в коллективе требует от членов группы умения разрешать конфликты. Конфликтологическая компетентность - осведомленность о возможных способах разрешения конфликтов и умение реализации конструктивного взаимодействия в конфликтной ситуации. В современной конфликтологии выделяют следующие способы (стратегии) разрешения конфликтов: компромисс, сотрудничество, избегание, приспособление и конфронтация. Все они имеют свои плюсы и минусы, но наиболее эффективными принято считать сотрудничество и компромисс.
По результатам проведённого исследования наиболее часто используемым способом поведения в конфликте для кадет-шестиклассников является приспособление (43%); для десятиклассников это компромисс, его используют соответственно 46% обследованных.
Для оценки эффективности использования кадетами различных способов разрешения конфликтных ситуаций, мы проанализировали соотношение различных социометрических статусов с предпочитаемыми кадетами способами разрешения конфликтных ситуаций.
При проведении сравнительного анализа установлено, что наиболее эффективными способами разрешения конфликтов, согласно результатам исследования, являются сотрудничество и компромисс. Кадеты, использующие их при разрешении конфликтных ситуаций, обладают достаточной конфликтологической компетентностью и пользуются большей популярностью в среде сверстников, что подтверждается результатами социометрического обследования (организационный и досуговый выбор).
Сравнительный анализ взаимосвязи между конфликтологической компетентностью кадет, занимающих первичные командные должности, и их социометрическим статусом показал, что командиры отделений и старшины, использующие при разрешении конфликтов эффективные способы разрешения конфликтов (сотрудничество и компромисс) занимают более высокий социометрический статус в коллективе (предпочитаемые и звезды). Они пользуются уважением и признанием со стороны сверстников, что способствует их успешности на первичных командных должностях.
В результате проведённого исследования выдвинутая гипотеза подтвердилась: конфликтологическая компетентность положительно влияет на формирование взаимоотношений в кадетском коллективе и является дополнительным фактором, определяющим успешность функционирования кадет в первичных командных должностях. Исходя из этого, сотрудникам психологической службы рекомендуется использовать опросники для определения конфликтологической компетентности при проведении психологического отбора кадет на первичные командные должности.
В работе с активом роты (особенно в младшем возрасте) важно повышать конфликтологическую компетентность кадет, способствуя развитию навыков партнерского взаимодействия у старшин и командиров отделений.
Кадетами, проводившими данное исследование, были разработаны буклеты для своих товарищей, в которых даны рекомендации по конструктивному разрешению конфликтных ситуаций. Приобретённый семиклассниками опыт реализации описанного проекта будет полезен им не только при взаимодействии с окружающими взрослыми и сверстниками, но и при проведении исследований по интересующей их проблематике.
Список используемой литературы
· 1. Ананьев Ю.П. Человек как предмет познания. Избранные психологические труды. М.: педагогика, 1980· 2. Андреева Г.М. Социальная психология. - Режим доступа: www.myword.ru;
· 3. Бескоровайная Л.С. Настольная книга классного руководителя. Ростов на дону: Феникс, 2002
· 4. Н.И. Дереклеева, М.Ю. Савченко Справочник классного руководителя: 5-9 классы.
· 7. Петровский А.В. Российская педагогическая энциклопедия. - Режим доступа: www.psylib.ru
· 9. Фридман Л.М. Пушкина Т.А. Изучение личности учащихся в ученическом коллективе.