Аннотация: В данной статье выделены и проанализированы наиболее эффективные формы и методы патриотического воспитания, формирования духовных и нравственных ценностей у учащихся основной школы в соответствии с требованиями ФГОС, а также обобщен практический опыт по реализации задач патриотического воспитания современных школьников.
Ключевые слова: ФГОС, патриотическое воспитание, духовно-нравственные ценности, проекты, исследовательская деятельность.
Патриотическое воспитание всегда являлось одной из важнейших задач школы, ведь детство и юность - самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. В слове «патриотизм» заключены высшие смыслы человеческого существования, связанные с историей державы, с памятью ушедших поколений и их славных дел. К сожалению, современную историю стремятся переписать, уменьшив роль нашей страны во второй мировой войне, а подростки, имея доступ к различным источникам информации, не всегда умеют правильно в ней ориентироваться. Вот почему сегодня необходимо так организовать учебно-воспитательный процесс, чтобы формировать у детей любовь к родной стране и ее истории. Идея патриотизма должна стать объединяющим началом, тем стержнем, вокруг которого формируется активная позиция молодежи, обеспечивающая ее готовность к действиям во благо Отечества. Очень важно воспитывать у подрастающего поколения те общечеловеческие ценности, которые будут способствовать формированию убеждений в необходимости служения России.
Необходимо отметить, что в государственном образовательном стандарте основного общего образования (5-9 классы) обращается внимание на формирование личностных результатов освоения основной образовательной программы, которые должны отражать воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной. Без любви к своей стране и уважения к её истории невозможно воспитать гражданина и патриота России.
В своей педагогической деятельности мы осуществляем работу с детьми по гражданско-патриотическому воспитанию с учётом системно-деятельностного подхода и современных педагогических технологий. В работе ставим следующие цели:
— совершенствование системы патриотического воспитания, формирование у молодого поколения высоких чувств патриотизма и гражданской ответственности, создание системы ценностных ориентаций.
Для достижения этой цели решаем следующие задачи:
— формируем осознание российской гражданской идентичности;
— стимулируем познавательный интерес к историческому прошлому и настоящему страны; знакомим с историей и традициями края, достижениями людей;
— формируем духовно-нравственные ценности;
— прививаем чувство любви к своему Отечеству; способность нести личную ответственность за судьбу своей семьи, Родины; активную гражданскую позицию;
— развиваем чувство национального достоинства на основе толерантного отношения к другим народам России;
— воспитываем чувство уважения к ветеранам и людям старшего поколения.
Решая задачи патриотического воспитания, применяем как традиционные формы: классные часы, праздники, беседы, викторины, выставки рисунков, Уроки мужества, внеклассные мероприятия на патриотическую тему, выпуск стенных газет, экскурсионную деятельность, посещение музеев и выставок, встречи с ветеранами, так и инновационные формы: исследовательскую работу, участие в социальных проектах, школьных конференциях, составление презентаций к классным часам, виртуальные путешествия и другие.
Эту важную деятельность мы осуществляем по нескольким направлениям:
— через осознание причастности к судьбе малой Родины, ее прошлого, настоящего и будущего. Проводим мероприятия, направленные на познание историко-культурных корней, осознания неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ней, формирование гордости за сопричастность к деяниям предков и современников и исторической ответственности за происходящее в обществе, формирование знаний о родном городе. История Волгограда, с его героическим прошлым, дает неисчерпанные возможности в работе по патриотическому воспитанию.
Подробно остановимся на описании работы над самыми эффективными, по нашему мнению, формами. Прежде всего, это проекты, которые ученики выполняют на примере истории своей семьи. В начале учебного года предлагаем детям узнать об истории семьи и собрать материалы (что известно о бабушках, дедушках, прабабушках, прадедушках: в какое время они жили, где трудились). Перед созданием коллективного проекта вместе с учениками определяем цели и задачи, этапы работы. К концу 1 полугодия подводим итоги. Дети с интересом обсуждают факты биографии родных, рассматривают старые фотографии, составляют презентации. Затем учащиеся создают коллективный альбом «Моя семья»
Особое место занимает материал о судьбах фронтовиков: выясняется героическое прошлое родственников, участвовавших в боях за Родину. Так начинается сбор материала о жизни предков-участников Великой Отечественной войны, семейных реликвиях, хранящими память о войне. Выполненные работы (фотографии и сочинения) отбираем для участия в ежегодной городской акции «Сталинградские окна», а также на основе материалов составляем альбом «Мой прадед-герой».
В 2021-2022 году совместно с учениками 9-х классов мы работали над проектом «Дети Сталинграда». Нашлись дети, чьи родственники, будучи детьми, прошли войну, и те, которые познакомились с пожилыми людьми, детство которых пришлось на суровое время Сталинградской битвы. В течение всего учебного года ученики, встречаясь с ними, собирали материал об их трудной судьбе, нелегких испытаниях. Из этих впечатлений появились очерки, сочинения и эссе, и наиболее интересные из них были размещены в рукописной книге.
Такая работа делает учеников сопричастными к славным делам их предков, заставляет гордиться трудовыми и военными подвигами, вызывает уважение к ветеранам и ко всем пожилым людям, помогает задуматься и о своем будущем вкладе в развитие родной страны.
— через проведение Уроков Мужества, личные встречи с ветеранами и очевидцами военных событий. На героических примерах прошлого воспитываются нравственно-духовные качества учащихся, формируются умения оценивать события с позиции справедливости и гуманизма. Особенно ценно то, что никто другой не расскажет о реальных событиях так, как человек, прошедший через страшную мясорубку войны. Нам посчастливилось познакомиться с необыкновенным человеком-участником боёв на подступах к Сталинграду-Козловым Анатолием Венедиктовичем. Тогда ему было чуть больше 90 лет. Он настолько интересно рассказывал о танках и своей славной танковой бригаде, что ученики заинтересовались теми сражениями. Очень горько, что в 2018 году он ушел из жизни, но встречи с ним ребята никогда не забудут.
— исследовательская деятельность также является успешным и современным методом воспитания патриотизма. Известно, что в истории войны еще немало неизвестных фактов, так называемых «белых пятен», и современные школьники с интересом берутся изучать эти события. Так замысел провести большую исследовательскую работу возник после встречи с Козловым А.В. Учащимся 7 класса было интересно узнать все о танковой бригаде, в которой воевал ветеран. Начали работу 5 человек, через месяц к ней присоединились еще 10 учеников.
Анатолий Венедиктович участвовал в ожесточенных боях на подступах к Сталинграду, возле г. Калач. Бои были крайне значимыми, так как наши танковые армии получили приказ задержать во что бы то ни стало войска 6-ой немецкой армии под командованием Паулюса и не дать противнику беспрепятственно пройти к городу. Тогда враг был задержан на Дону почти на месяц, а значит, задача командования была выполнена. В результате наша армия получила возможность подготовиться к решающим боям за Сталинград.
После встреч с фронтовиком учащиеся всерьез увлеклись этими событиями и захотели заняться изучением этих боев. Их заинтересовало несколько вопросов: как проходили эти сражения, какой вклад внесла 158-я танковая бригада, в которой состоял Козлов А. В., какова дальнейшая судьба отдельной тяжелой танковой бригады и ее бойцов. Примечательно, что тема была выбрана детьми самостоятельно, как и определена задача и цели исследования, составление плана работы и распределение обязанностей.
Свою работу ученики начали с анкетирования сверстников, целью которого было выяснить, знают ли они о боях на подступах к Сталинграду в июле-августе 1942 года и, в частности, о роли танковых войск в этих сражениях. Как оказалось, почти 80 % подростков не знали ни об этих боях, ни о роли танковых войск в сражениях на подступах к городу.
Затем ребята определили роль танковых подразделений в боях, выяснили их неоценимый вклад в выполнение поставленной задачи. В результате они узнали, что 158-я отдельная тяжелая танковая бригада входила в состав 1-ой танковой армии под командованием генерала К.С. Москаленко, что она была сформирована в кратчайшие сроки к июлю 1942 года на основе танковой армии, воевавшей под Москвой. Экипажи были набраны в основном из сталинградцев. Командиром был назначен майор А.В. Егоров. В бригаду входило всего 70 танков: 35 тяжелых КВ и 35 средних Т-34.
За время исследовательской деятельности учащиеся изучили материалы военных мемуаров, прочитали книги командира танковой бригады А.В.Егорова «С верой в победу» и «Мы-танкисты», посетили фонды музея-заповедника «Сталинградская битва», где познакомились с воспоминаниями участников событий Д.Д. Шолохова, А.В. Козлова, выясняя подробности сражений и дальнейшую судьбу членов танковой бригады.
Так подростки выяснили, что в живых в то время из танковой бригады остался только Козлов А.В. и что существует памятник, установленный 22 декабря 1992 года к 50-летию Сталинградской битвы в честь всех погибших солдат и командиров 1-й танковой армии на Хорошевском кургане на высоте 174 метра недалеко от станции Голубинская, где проходили ожесточенные бои.
С ходом исследования учащиеся постоянно знакомили своих ровесников на классных часах. В конце учебного года в школе была проведена конференция НОУ по защите исследовательской работы.
В результате подростки не только узнали о легендарных боях, но и роли танковых войск, о которой до этого так мало знали. Они с огромным интересом изучали военные фотографии. Кроме того, почти все из них захотели заниматься поисковой работой, а также посетить легендарное место на Хорошевом кургане под Калачом. С тех пор самые активные ученики приезжают к памятнику и возлагают цветы погибшим танкистам.
Исследовательская работа дает огромные возможности в воспитании патриотизма у современных подростков: вызывает у них интерес к родной истории, уважение к ветеранам, формирует понимание необходимости чтить память о защитниках Родины, приобщает подростков к благородной работе по сохранению памятников солдатам войны. Эта деятельность позволяет ребятам становиться благороднее и человечнее, развивает чувство ответственности. Знакомясь с военными материалами, ученики пропускали через себя военные события, переживали за судьбу бойцов. «Картины боев всегда возникали перед глазами…Мы поняли, какой ценой была завоевана победа»,- делились впечатлениями учащиеся. Полученные данные мы использовали на классных часах и уроках Мужества, посвященных Сталинградской битве.
Сегодня задача воспитания патриотизма является как никогда актуальной, когда искажаются подлинные факты истории, умаляются подвиги солдат-освободителей, сносятся памятники, восхваляются те, кто воевал на стороне фашистов. Знать правду о войне, об ее истинных героях очень важно, и участие в патриотической работе помогает ребятам не только сделать важные открытия и посмотреть на события страшной войны глазами современных детей, но и не запутаться в ложной пропаганде и установить для себя верные нравственные ориентиры. Нужно помнить: лишь тот, кто уважает и ценит свою страну, способен трудиться на её благо и добивается значимых результатов.
Фотография 1. Встреча учащихся МОУ СШ № 102 с участником Сталинградской битвы Козловым А.В. на Уроке Мужества в феврале 2016 года
Библиографический список
1. Савенков А.И. Путь в неизведанное: как развивать свои исследовательские способности. - М.; Генезис, 2005.- 94с.2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержден Приказом Минпросвещения РФ от 31.05.2021 № 287.
3. Щербакова С.Г. Организация проектной деятельности в школе: система работы.-Волгоград, «Учитель», 2009. - 89с.