НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Рычагова Т.Г. Познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФОП

Библиографическое описание:
Рычагова Т.Г. Познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФОП // Образовательный альманах. 2023. № 8 (70). Часть 2. URL: https://f.almanah.su/2023/70-2.pdf.

Познавательное развитие по ФОП в ДОУ предполагает вовлечение ребенка в самостоятельную деятельность, развитие его воображения и любознательности.

Основные понятия, встречающиеся в ФОП ДО и непосредственно связанны с познавательным развитием дошкольников:

-познавательное развитие;

-познавательные интересы;

-познавательная деятельность;

-познавательные действия.

В детских учреждениях все создано для того, чтобы ребенок - исследователь смог удовлетворить свое любопытство. Чтобы эффективно развивать познавательную сферу считается организация и проведение действий, направленных на познание. Деятельность, какой бы она ни была, является важной составляющей для гармоничного развития ребенка. Ведь в процессе ребенок познает окружающее его пространство, приобретает опыт взаимодействия с различными предметами. Ребенок приобретает определенные знания и овладевает нужными навыками. В результате этого активизируются психические и волевые процессы, развиваются умственные способности и формируются эмоциональные черты личности. В ДОУ вся программа по воспитанию, развитию и обучению детей основана на ФОП. Поэтому воспитатели должны четко придерживаться разработанных критериев.

Познавательное развитие по ФОП в ДОУ определяет задачи:

- Поощрение любознательности, развитие и выявление интересов ребенка.

- Формирование действий, направленных на познание окружающего мира, развитие сознательной деятельности.

- Развитие творческих задатков и воображения.

- Формирование знаний о самом себе, других детях и людях, окружающей среде и свойствах различных предметов.

- Дети знакомятся с такими понятиями, как цвет, форма, размер, количество. Начинают осознавать время и пространство, причины и следствие.

- Дети получают знания о своей Отчизне, им прививаются общие культурные ценности. Даются представления о национальных праздниках, обычаях, традициях.

- Дошкольники получают представление о планете как всеобщем доме для людей, о том, как многообразны жители Земли и что у них общего.

- Узнают обо всем многообразии растительного и животного мира и работают с местными экземплярами.

Познавательное развитие включает в себя:

-Формирование элементарных математических представлений;

-Развитие познавательно – исследовательской деятельности;

-Ознакомление с предметным окружением;

-Ознакомление с социальным миром;

-Ознакомление с миром природы.

Формы работы по развитию познавательной деятельности.

Главное условие работы с дошкольниками - ориентироваться на их возможности и развивать деятельность, направленную на изучение мира и окружающего пространства. Воспитателю следует так строить занятия, чтобы ребенок был заинтересован в исследовании, был самостоятелен в своих познаниях и проявлял инициативу.

К основным формам, направленным на познавательное развитие по ФОП в ДОУ, относятся: личная вовлеченность детей в исследование и разную деятельность; применение различных дидактических заданий и игр; использование приемов в обучении, которые помогают в становлении у детей таких черт, как воображение, любознательность и развитие речи, пополнение словарного запаса, формирование мышления и памяти.

Познавательное развитие в старшем дошкольном возрасте предполагает самостоятельные исследования детей. Для этого оборудуется несколько зон. К примеру, зимой раскладывается материал о холодном времени года в доступных детям местах. Это могут быть книга, карточки, тематические игры. В течение года материал меняется, чтобы дети каждый раз получали новую порцию идей для размышления. В процессе изучения предоставленного материала малыши исследуют окружающий мир.

Познавательное развитие по ФОП в ДОУ предполагает использование экспериментов и опытов. Их можно проводить в любой режимный момент: во время умывания, прогулки, игры, занятий.

Дети очень впечатлительны и податливы. Надо ставить перед ними задачи для размышления.

Темы по познавательному развитию выбираются с учетом возраста и требований ФОП.

После принятия детьми познавательной задачи под руководством воспитателя осуществляется её анализ: выявление известного и неизвестного. В результате анализа дети выдвигают предположения о возможном течении явления природы и его причинах. Их предположения бывают правильными и ошибочными, часто противоречивыми. Воспитатель должен выслушать и учесть все предположения, обратить внимание на их противоречивость. Если дети не выдвигают никаких идей, их должен выдвинуть сам воспитатель.

К эффективным методам познавательного развития дошкольников относится проектная деятельность, обеспечивающая развитие познавательных интересов детей, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.

Следует запомнить, что ФОП считает формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности одним из принципов дошкольного образования.

К концу пребывания в детском саду воспитатель должен помочь ребёнку освоить начальные представления в области естествознания, математики, истории. Научить, опираясь на собственные знания, принимать самостоятельные решения в разных видах деятельности.

Литература

1.Кригер Е.Э. «Педагогические условия развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста» / Е.Э. Кригер. - Барнаул, 2009.

2.Программа ФОП.
2023