Рычагова Т.Г. Познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФОП
Библиографическое описание: Рычагова Т.Г. Познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФОП // Образовательный альманах. 2023. № 8 (70). Часть 2. URL: https://f.almanah.su/2023/70-2.pdf.
Познавательное развитие по ФОП в ДОУ предполагает вовлечение ребенка в самостоятельную деятельность, развитие его воображения и любознательности.
Основные понятия, встречающиеся в ФОП ДО и непосредственно связанны с познавательным развитием дошкольников:
-познавательное развитие;
-познавательные интересы;
-познавательная деятельность;
-познавательные действия.
В детских учреждениях все создано для того, чтобы ребенок - исследователь смог удовлетворить свое любопытство. Чтобы эффективно развивать познавательную сферу считается организация и проведение действий, направленных на познание. Деятельность, какой бы она ни была, является важной составляющей для гармоничного развития ребенка. Ведь в процессе ребенок познает окружающее его пространство, приобретает опыт взаимодействия с различными предметами. Ребенок приобретает определенные знания и овладевает нужными навыками. В результате этого активизируются психические и волевые процессы, развиваются умственные способности и формируются эмоциональные черты личности. В ДОУ вся программа по воспитанию, развитию и обучению детей основана на ФОП. Поэтому воспитатели должны четко придерживаться разработанных критериев.
Познавательное развитие по ФОП в ДОУ определяет задачи:
- Поощрение любознательности, развитие и выявление интересов ребенка.
- Формирование действий, направленных на познание окружающего мира, развитие сознательной деятельности.
- Развитие творческих задатков и воображения.
- Формирование знаний о самом себе, других детях и людях, окружающей среде и свойствах различных предметов.
- Дети знакомятся с такими понятиями, как цвет, форма, размер, количество. Начинают осознавать время и пространство, причины и следствие.
- Дети получают знания о своей Отчизне, им прививаются общие культурные ценности. Даются представления о национальных праздниках, обычаях, традициях.
- Дошкольники получают представление о планете как всеобщем доме для людей, о том, как многообразны жители Земли и что у них общего.
- Узнают обо всем многообразии растительного и животного мира и работают с местными экземплярами.
Формы работы по развитию познавательной деятельности.
Главное условие работы с дошкольниками - ориентироваться на их возможности и развивать деятельность, направленную на изучение мира и окружающего пространства. Воспитателю следует так строить занятия, чтобы ребенок был заинтересован в исследовании, был самостоятелен в своих познаниях и проявлял инициативу.
К основным формам, направленным на познавательное развитие по ФОП в ДОУ, относятся: личная вовлеченность детей в исследование и разную деятельность; применение различных дидактических заданий и игр; использование приемов в обучении, которые помогают в становлении у детей таких черт, как воображение, любознательность и развитие речи, пополнение словарного запаса, формирование мышления и памяти.
Познавательное развитие в старшем дошкольном возрасте предполагает самостоятельные исследования детей. Для этого оборудуется несколько зон. К примеру, зимой раскладывается материал о холодном времени года в доступных детям местах. Это могут быть книга, карточки, тематические игры. В течение года материал меняется, чтобы дети каждый раз получали новую порцию идей для размышления. В процессе изучения предоставленного материала малыши исследуют окружающий мир.
Познавательное развитие по ФОП в ДОУ предполагает использование экспериментов и опытов. Их можно проводить в любой режимный момент: во время умывания, прогулки, игры, занятий.
Дети очень впечатлительны и податливы. Надо ставить перед ними задачи для размышления.
Темы по познавательному развитию выбираются с учетом возраста и требований ФОП.
После принятия детьми познавательной задачи под руководством воспитателя осуществляется её анализ: выявление известного и неизвестного. В результате анализа дети выдвигают предположения о возможном течении явления природы и его причинах. Их предположения бывают правильными и ошибочными, часто противоречивыми. Воспитатель должен выслушать и учесть все предположения, обратить внимание на их противоречивость. Если дети не выдвигают никаких идей, их должен выдвинуть сам воспитатель.
К эффективным методам познавательного развития дошкольников относится проектная деятельность, обеспечивающая развитие познавательных интересов детей, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.
Следует запомнить, что ФОП считает формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности одним из принципов дошкольного образования.
К концу пребывания в детском саду воспитатель должен помочь ребёнку освоить начальные представления в области естествознания, математики, истории. Научить, опираясь на собственные знания, принимать самостоятельные решения в разных видах деятельности.
Литература
1.Кригер Е.Э. «Педагогические условия развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста» / Е.Э. Кригер. - Барнаул, 2009.