Социальное воспитание и социальная адаптация личности

Ваганова Е.И., Каменских С.А., Косовских Я.В. Волонтерская работа как основа воспитательной деятельности в образовательном учреждении

Оригинал материала размещен в выпуске № 05 (19) https://f.almanah.su/19.pdf

Большая советская энциклопедия дает следующее определение слову «волонтер»: лицо, добровольно поступившее на военную службу (1). Значение данного слова сегодня изменилось: волонтер - это человек, добровольно ведущий определенный вид деятельности с целью принесения блага обществу. Не удивительно, что волонтерское движение возникло в учебных заведениях, ведь школа – это не только дающее знание, но и воспитывающее молодое поколение учреждение. Социально значимая деятельность – важная составляющая воспитательного процесса в учебном заведении.
Волонтерский отряд школы организован в сентябре 2017. Создавался на основе добровольного участия. В школе 41 класс, начальная школа пока не включена в волонтерскую работу. От каждого класса с 5-11 (24 класса) в волонтерский отряд входят по 2 человека, в отдельных классах до 5 человек (по желанию). Всего в отряде 52 человека. Роль волонтерского отряда – передача информации о школьных проектах классам, организация и проведение мероприятий. Управление отрядом происходит через конференцию в социальной сети «ВКонтакте», что обеспечивает быструю передачу информации и мгновенный обмен мнениями. Работа волонтерского отряда поддерживается школьной группой в сети, насчитывающей более 2000 человек. В данной группе размещается отчетность о проделанной работе, фотографии, видео с мероприятий, происходит информирование о дальнейших планах.
Цель воспитательной системы в школе – создание условий для формирования социально активной личности, умеющей быстро адаптироваться в современных условиях, стремящейся к постоянному самообразованию и самовоспитанию, обладающей экологическим сознанием, КТ-компетентностью, дизайнерским вкусом, что обеспечивает ее конкурентоспособность.
Направления деятельности волонтерского отряда соответствуют программе развития школы «Синергия», реализующей три основные городские технологии: эко, дизайн, телекоммникационную.
Деятельность отряда предопределена тематическими «кругами»: личность в коллективе, личность в семье, личность в профессиональном мире, личность гражданско-патриотической сфере. В данные тематические круги включаются школьные, районные и городские проекты. Четыре четверти учебного года соответствуют данной тематике и способствуют формированию необходимых качеств личности: развитие чувства коллективизма, умения сотрудничать (1четверть), привитие уважение к старшему поколению, осознание ценности семьи (2 четверть), создание основы для профессионального самоопределения (3 четверть), формирование гражданской позиции (4 четверть). Данные тематические «круги» не имеют четких границ, они взаимосвязаны, однако подобное тематическое деление позволяет решать возникающие насущные проблемы, актуализировать их для обучающихся.
За два учебных года отряд принял участие в реализации восьми школьных проектов.
Тематические направления 2017-2018: школьный проект «MAIL-GAME», районный проект «От любящих внуков», проект «Объединение городских мануфактур», проект «PROпрофессии».
Тематические направления 2018-2019 учебном году: дорога к эффективному общению (проект «В единстве наша сила»), дорога к семейной гармонии (проект «Человек семьей крепок»), дорога в профимир (проект «По галактике профессий»), проект «Дорога по родной земле».
«Роли» волонтерского отряда сменяются в зависимости от цели и тематики проектов: экстрапочта (передача писем между классами школы – переписка начального и среднего звена), арт-студия (живые чтение на тему семейных ценностей), СМИ (сбор информации и оформление виртуальной выставки об учебных заведениях Перми и Пермского края), социальная служба (создание и оформление подарков для ветеранов), социальная служба (составление лозунгов, приуроченных к Победе над фашизмом для воспитания подрастающего поколения), поисковый отряд (сбор информации о выпускниках школы и организация встреч).
Обучающиеся школы положительно отзываются о своей работе в волонтерском отряде: «Мне нравится активная жизнь, я люблю приносить пользу, с удовольствием принимаю участие в деятельности волонтерского отряда», «Ответственность – одно из положительных качеств волонтера, я принимаю участие в этом отряде, чтобы быть более ответственным и собранным», «У нас интересная и серьезная работа, мы руководим классами, и сами стараемся быть примером! Это здорово!»
Именно волонтерская работа стала основой самоуправления в школе и воспитательного процесса учебного заведения.
Интернет-ресурсы:
1. https://slovar.cc/enc/bse/1984536.html
2019