НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы преподавания предметов естественно-научного цикла

Шагалова И. В. Эффективность здоровьесберегающих технологий на уроках биологии

Оригинал материала размещен в выпуске № 7 (45) https://f.almanah.su/45.pdf


Аннотация: в статье рассматриваются цели и задачи здоровьясбережения в условиях образования, характеристики здоровьесберегающих технологий, классификация приемов и методов, позволяющих сохранить и укрепить здоровье обучающихся.
Ключевые слова: здоровьесбережение, природосообразность, здоровьесберегающие педагогические технологии.
Здоровье ребенка, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он живет. Для ребенка от 6 до 17 лет этой средой является система образования, так как с пребыванием в учреждениях образования связаны более 70 % времени его бодрствования. В то же время в этот период происходит наиболее интенсивный рост и развитие, формирование здоровья на всю оставшуюся жизнь, организм ребенка наиболее чувствителен к экзогенным факторам окружающей среды.
Функция сохранения и укрепления здоровья учащихся занимает особое место в деятельности педагогов в силу того, что сохранение физического и нравственного здоровья является первостепенной задачей любого образовательного учреждения. Т. И. Шамова и Т. М. Давыденко отмечают, что функция сохранения и укрепления здоровья учащихся в школе имеет основополагающее значение [2].
В законе РФ «Об образовании» говорится «…обязанность образовательного учреждения создавать условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся».
Задача учителя создать для ребенка такие условия обучения, которые не будут травмировать его организм и психику, а также дать подрастающему поколению знания о мере ценности здоровья и способах его сохранения. Задача школы состоит в том, чтобы подготовить учащихся к дальнейшей успешной плодотворной жизни, не достижимой без достаточного уровня здоровья. Состояние здоровья учащихся образовательных учреждений во многом зависит от организации специализированной системы условий школьной среды, способствующих формированию, сохранению и укреплению здоровья обучающихся, реализация которых возможна при тесном взаимодействии специалистов всех уровней образовательного и воспитательного процессов, внедряющих в учебный процесс здоровьесберегающие технологии.
В.О. Петров определяет - «Здоровьесберегающие образовательные технологии» как систему, создающую максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования (учащихся, педагогов и др.).
3доровьесберегающие образовательные технологии подразделяются на три подгруппы:
1. Организационно-педагогические технологии, определяющие структуру учебного процесса, частично регламентированную в СанПиНах, способствующих предотвращению состояния переутомления, гиподинамии и других дезаптационных состояний.
2. Психолого-педагогические технологии, связанные с непосредственной работой учителя на уроке, воздействием, которое он оказывает все 40 минут на обучающихся.
3. Учебно-воспитательные технологии, которые включают программы по обучению грамотной заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья обучающихся, мотивации их к ведению здорового образа жизни, предупреждению вредных привычек, просвещение их родителей.
Основные группы здоровьесберегающих технологий, которые могут использоваться в образовательном учреждении учителем это - педагогические и гигиенические.
Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения - обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Для достижения этой цели большую роль играет предмет «биология», преподавание которого позволяет органично вписывать принципы здоровьесбережения в темы уроков, в различные задания как на уроках, так и во время домашней работы.
На уроках биологии целесообразно использовать следующие здоровьесберегающие технологии:
1. Технология обеспечения безопасности жизнедеятельности:
- соблюдение правил ТБ на уроках и переменах.
2. Здоровьесберегающие образовательные технологии:
Организационно – педагогические технологии:
-построение уроков согласно требованиям методики и технологии их ведения, способствующих предотвращению состояния переутомления, гиподинамии и других дезадаптационных состояний.
Психолого–педагогические технологии, связанные с непосредственной работой учителя на уроке, воздействием, которое он оказывает на своих учеников:
-учет индивидуальных психофизических особенностей учащихся;
-создание доброжелательного психологического микроклимата в ученическом коллективе;
-минутка для шутки;
-релаксационные паузы.
Учебно–воспитательные технологии, включающие вопросы по обучению грамотной заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья учащихся, мотивации их к ведению здорового образа жизни, предупреждению вредных привычек:
-технология сотрудничества;
-групповые технологии;
-интерактивные игровые технологии;
-технология личностно–ориентированного обучения;
-педагогические методы и приемы оптимизации и индивидуализации образовательного процесса.
Социально адаптирующие и личностно-развивающие технологии, включающие технологии, обеспечивающие формирование и укрепление психологического здоровья учащихся, повышение ресурсов психологической адаптации личности:
-социально-психологические тренинги;
-программы социальной и семейной педагогики, к участию в которых целесообразно привлекать не только школьников, но и их родителей, а также педагогов;
Лечебно – оздоровительные технологии:
- физминутки;
- смена видов деятельности;
- аэрация воздуха;
- зарядка для глаз.
3. Экологические здоровьесберегающие технологии, направленные на создание природосообразных, экологически оптимальных условий жизни и деятельности учащихся, гармоничных взаимоотношений с природой:
-обустройство пришкольной территории;
- зеленые растения в классе;
- живой уголок;
- участие в природоохранных мероприятиях [1].
Эффективным методами в рамках здоровьесберегающих технологий являются проблемно-поисковый и метод проектов. Они всегда ориентированы на самостоятельную деятельность учащихся через организацию индивидуальной, парной, групповой форм работы. Ученик, анализируя фактический материал и оперируя им, расширяет и углубляет знания при помощи ранее усвоенной информации. А поэтапная смена деятельности данных методов не дает ученику утомить свой организм.
Особое внимание хотелось бы уделить одному из принципов развивающего обучения: включать в процесс обучения не только рациональную, но и эмоциональную сферу. В нейрофизиологической и нейропсихологической литературе широкое распространение получила теория функциональной ассиметрии мозга, которая в общем понимании трактуется так, что правое полушарие – это все художественное, интуитивное, а левое – рационально-логическое. Поэтому в основу когнитивного стиля личности положена концепция функционального доминирования работы левого и правого полушарий и связанных с этим особенностей «предпочтений» восприятий. Необходимо учитывать, что правое полушарие воспринимает всю новую информацию, передает ее в левое полушарие, оставляя себе копию в виде образов (возникает проблемная ситуация. Учащиеся выдвигают гипотезу (интуиция). В этот момент работает правое полушарие. Затем предлагается ученикам объяснить явление, процесс, действие, закономерность и т.д. И здесь включается логическое мышление. Эта цикличность приводит к левополушарной гармонизации. Оба полушария в работе. Эта технология является здоровьесберегающей, потому что она развивает оба полушария. Это снимает психологический стресс, улучшает гармонизацию полушарий.
Неотъемлемой частью здоровьясбережения на уроках являются физкультминутки. Необходимо отметить, что двигательная активность является мощным биологическим стимулятором жизненных функций растущего организма. Потребность в движениях составляет одну из основных физиологических особенностей детского организма, являясь условием его нормального формирования и развития.
Движения в любой форме, адекватные физиологическим возможностям детей, всегда выступают как оздоровительный фактор –этим можно объяснить высокую эффективность самых разнообразных методик и форм проведения занятий, когда их основой является общее воздействие на организм в сочетании со специальными физическими упражнениями. Существенной стороной влияния физических упражнений является повышение эмоционального тонуса, улучшается настроение, появляется чувство радости, удовольствия. Физические упражнения при правильном психолого-педагогическом подходе являются мощным оптимизирующим фактором.
Физкультминутки проводятся в классе под руководством учителя или подготовленного ученика. В занятие обязательно нужно включать простейшие упражнения для глаз, неплохо проводить массаж биологически активных точек на теле. Тренировка дыхания, в свою очередь, не занимая много времени, позволяет не только развивать дыхательную систему, но и способствует повышению культуры общения. Нужно отметить, что на психическое здоровье детей положительно влияет обстановка в классе.
В кабинете биологии
Таким образом, главная задача реализации здоровьесберегающих технологий – такая организация образовательного пространства на всех уровнях, при которой качественное обучение, развитие, воспитание учащихся не сопровождается нанесением ущерба их здоровью.
Библиографический список:
1.       Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. - М.: АРКТИ, 2003. - 272 с.
2.       Управление образовательными системами: учебное пособие для студ. выс. учеб. заведений/ Т.И. Шамова, Т.М. Давыденко. Под ред. Т.И.Шамовой - 3-е издание., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 348 с.
2021