Конфли́кт (от лат. conflictus — столкновение) определяется в психологии как отсутствие согласия между двумя или более сторонами. Конфликтная ситуация – это накопившиеся противоречия, содержащие истинную причину конфликта. Отношения к другим людям зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в детстве. Причём главным пространством таких отношений является не только сфера общения с равными – сверстниками, но и с взрослыми – педагогами и родителями. Особенностью педагогического общения является его противоречивость, возможность конфликтных ситуаций и высокая конфликтность. Конфликтность – это ситуация, при которой между людьми в процессе взаимодействия обостряются различные противоречия (межгрупповой и межличностный конфликт), противоречия между убеждениями, желаниями и действиями человека (внутри личностный конфликт). Конфликт возникает, когда люди преследуют недостижимые или взаимоисключающие обеими сторонами цели, или, когда есть стремление реализовать в процессе взаимоотношений несовместимые нормы и ценности. Потенциально конфликтогенные педагогические ситуации (М.М. Рыбаков): 1. Ситуации деятельности. Возникают в процессе выполнения учащимися успеваемости, заданий, учебной и внеурочной деятельности. Например, учащийся отказывается выполнять то или иное задание по различным причинам: трудности в усвоении учебного материала, утомление, некорректное замечание педагога, невыполнение домашнего задания. 2. Ситуации поведения. Возникают вследствие нарушения учащимися правил поведения. Данные ситуации становятся конфликтными, если педагог делает неверные выводы о поступке ученика или предъявляет завышенные требования к его поведению. 3. Ситуации отношений. Возникают, если затрагивают интересы и эмоции учащихся и педагогов в процессе педагогической деятельности. Ситуация становится конфликтно, если вызывает негативные эмоции у ее участников, если межличностные отношения подменяют деловые, если даются неоправданно негативные оценки личностным качествам учащегося. В школьном классе конфликты неизбежны, так как дети находятся вместе в течении длительного времени, происходят сложные групповые процессы – создание коллектива, консолидация отдельных групп, выделение лидеров и т.д. в классе собираются дети, имеющие разный опыт общения, привыкшие к разному образу и стилю жизни. В школе возможны конфликты не только между детьми, но и между взрослыми и детьми. Что делать, чтобы конфликтов было меньше? Можно значительно уменьшить количество конфликтов в школе, если заниматься формированием межличностных отношений в коллективе, организацией общения. Для этого необходимо: ü изучать и постоянно осуществлять контроль за формированием коллектива, выявить лидеров, в том числе и негативных, постараться переориентировать их негативную направленность на позитивную; ü определить детей с низким статусом, обычно это слабые или просто «другие» дети, попытаться изменить их статус посредством создания для них «ситуаций успеха»; ü организовать интересную, интенсивную деятельность, обеспечивающую занятость детей, эмоционально насыщенные формы взаимодействия; ü формировать нормы и традиции коллектива, в основе которых – забота, внимание друг к другу; ü организация игрового тренинга общения, способствующего формированию взаимопонимания, выработке принципов общения в детском коллективе, коррекции взаимоотношений между детьми. Как быть, если конфликты всё же возникают? Психологи К.Томас и Р. Килменн определили 5 стилей поведения в конфликтной ситуации: · стиль конкуренции – один из участников конфликта достигает своей цели путём подавления другого. Результат – конфликт «загоняется» вглубь: психологическое напряжение, дискомфорт, неблагоприятное эмоциональное состояние соперника; · стиль уклонения – один из участников уходит от конфликта, избегает его. Это происходит в следующих ситуациях: когда он чувствует себя неправым, ощущает безнадёжность ситуации, не хочет тратить силы. Уклоняющийся не получает полного удовлетворения от такого разрешения конфликта; · стиль приспособления – участник конфликта подчиняется другому, делает то, что он требует, перестаёт отстаивать свои интересы. Человек жертвует иногда не только своими интересами, но и достоинством; · стиль компромисса – участники конфликта частично уступают друг другу, заключают как бы временное перемирие. Это поверхностный уровень решения проблемы, так как конфликт не разрешается полностью, а лишь откладывается; · стиль сотрудничества – происходит открытое обсуждение возникшей конфликтной ситуации, нужд и желаний каждого человека, поиск решения, позволяющего удовлетворить каждого. Стиль сотрудничества – это наиболее оптимальный стиль поведения в конфликтной ситуации, так как конструктивное разрешение конфликта предполагает достижение совместной цели при условии удовлетворённости партнёров. Как разрешать конфликты, возникающие между детьми? Прежде всего надо постараться выяснить источники конфликта. Наиболее распространённые причины конфликтов в детской среде: Ø борьба за лидерство; Ø ущемление достоинства или амбиций одного из детей; Ø неподтверждение ролевых ожиданий, например: одна из конфликтующих сторон считала другую своей подругой, а та не поддержала её в ситуации, когда надо «выручать»; Ø психологическая несовместимость; Ø примитивный тип общения одного из противников: для него конфликтное поведение является нормой, он грубит, «задевает» других, провоцирует их на конфронтацию. Как действовать в ситуации конфликта между детьми педагогу? Психологи выделяют прямые и косвенные методы погашения конфликтов. Прямой метод погашения конфликтов: Примирение – на основе компромисса, который не ущемлял бы личного достоинства обеих сторон: педагог поочерёдно приглашает к себе враждующих и просит каждого изложить суть и причины столкновения, при этом пресекаются попытки очернить другого, выслушиваются только факты, а не эмоции. Затем педагог принимает решение. Конфликтующие высказывают свои претензии друг другу в классе. Решение принимается на основе выступления детей и объявляется от лица группы. Если конфликт не утихает, педагог обращается в службу медиации. Прямые методы позволяют зачастую снять внешнее напряжение, сгладить ситуацию, но при этом могут загнать конфликт «вглубь», а не разрешить его. Поэтому предпочтительнее использовать другие методы. Косвенные методы погашения конфликтов: Прежде всего надо дать конфликтующим возможность выговориться, «выпустить пар». Задача педагога – не оценивать, не делать замечания, а внимательно слушать до тех пор, пока не выйдут все отрицательные эмоции и конфликтующие не будут готовы принять спокойно и разумно доводы педагога и друг друга. Педагог повторяет, уточняет высказанное обеими сторонами, пытается помочь им определить суть разногласий, сформулировать проблему, которую надо решить. После этого следует предложение конфликтующим найти выход: «Что будем делать?» Посредник выслушивает предложения обеих сторон, подталкивает их к достижению компромисса или совместному решению проблемы. Учителя предпочитают учеников послушных, не доставляющих хлопот, и явно недоброжелательно относятся к «трудным» ученикам, не щадят их самолюбие, вступают с ними в конфликт. В своём противостоянии с недисциплинированными учениками учителя стараются заручиться поддержкой класса. С этой целью поведение, учёба, прилежание, отрицательные качества характера осуждаются учителем на классных мероприятиях и на уроках на фоне положительных примеров из числа хорошо успевающих школьников. Всё это оскорбляет их достоинство, наносит им глубокую психологическую травму, восстанавливает против класса, против примерных учеников. В результате они оказываются в изолированном, отверженном положении, испытывают чувство одиночества и неполноценности. В течение первого года обучения проводится колоссальная работа по сплочению коллектива, закладываются понятия "дружба", "уважение", "правила", "личное пространство". На этом этапе большое значение уделяется изучение интересов и особенностей каждого ребенка и поиску общих "точек соприкосновения" между конкретными ребятами и классом в целом. На классных часах проводятся беседы о взаимоуважении, о ценности дружбы и взаимопонимания в коллективе. Полученная информация закрепляется через специально подобранные игры и внеклассные мероприятия. Например, игра "Мы с тобой похожи". Когда ученики приходят в первый класс, многие из них испытывают сильнейший стресс в установлении контактов с некоторыми ребятами. Часто возникают конфликтные ситуации, в основе которых лежит элементарное незнание друг друга. Пока человек незнаком, он может вызывать у меня тревогу, потому что он мне неизвестен, непонятен и, значит, может быть опасен. С целью получения знаний друг о друге мы проводим игры на поиск общих интересов. Цель: создание положительного эмоционального фона, знакомство с предпочтениями участников, создание ощущения сопричастности к другим участникам игры. Основное содержание: ведущий стоит в центре круга, остальные ребята вокруг него; ведущий выбирает одного человека и говорит: " Мы с тобой похожи тем, что учимся в одном классе, подойди ко мне, пожалуйста, и дай мне руку!"; выбранный человек подходит к ведущему и продолжает игру, выбирая следующего участника. Выбор схожих параметров между участниками в течении игры не ограничивается. Это может быть принадлежность к одному классу, городу, планете, общие увлечения, внешние или внутренние общие факторы (цвет волос, рост, футбол и прочее). При затруднениях в выборе признака учитель всегда готов помочь ребенку, заранее подготовив список возможных общих признаков. В завершении этой игры ребята наглядно видят, что все они связаны чем - то общим. Эта информация дает им понимание целостности коллектива и возможности находить общие увлечения и видеть друг в друге то, что отзывается, что понятно и привычно. Возрастные особенности первоклассников предполагают сиюминутную непосредственность, спонтанность, что может привести к нарушению личных границ другого ребенка и возникновению конфликтной ситуации. Для профилактики подобных инцидентов проводятся упражнения на развитие саморегуляции и произвольности поведения в течении всего учебного дня, а также учителем проговариваются возможные фразы, которые ребенок может использовать для погашения конфликта ("Прости, я случайно!", "Сожалею, что причинил тебе неудобства!", "Представляю, как я тебе помешал, Прости, пожалуйста!" и др). В течении последующих трех лет обучения работа над сплочением коллектива и профилактики конфликтных ситуаций продолжается подобным образом. Любая учебная ситуации рассматривается на основе принципов взаимоуважения и сотрудничества. В рамках классных часов и внеклассных мероприятий дети овладевают элементарными знаниями психологии, конфликтологии, учатся распознавать свои чувства и уметь ими управлять. Фрагмент занятия "Полезные и вредные чувства" В рамках этого занятия дети исследуют чувства, которые могут появиться в конфликтной ситуации: злость, гнев, раздражение, ярость, обида, страх, растерянность, бессилие и др.. Сначала все эти чувства называются ребятами и фиксируются учителем на доске. Затем в процессе дискуссии выясняется, как эти чувства могут помешать самому человеку и его собеседнику. Чтобы не нанести вреда себе (своему телу, здоровью) и другому, ребятам даются рекомендации "Как справится с чувствами в конфликте": · дыхательные техники; · навык переключения; · активные физические действия, не касающиеся других людей (рвать бумагу, лепить из пластилина, попрыгать, похлопать в ладоши, сделать легкий гимнастический комплекс упражнений и т. п.). В работе с детьми по вопросам профилактики конфликтных ситуаций огромное значение имеет работа учителя с родителями. На первом собрании учитель знакомит их с принципами своей работы, в том числе, по вопросам формирования сплоченного детского коллектива. Чтобы родители понимали и поддерживали специфику профилактической работы учителя и принимали все педагогические методы и формы работы с их детьми, регулярно на собраниях проводятся элементы тренинговых занятий. В рамках таких занятий родители имеют возможность узнать друг друга лучше, прояснить непонятные моменты, научится мыслить как единая команда.
Библиографический список
1.Бенилова Е.В.Влияние стиля общения с детьми на их развитие,деятельность и интеграцию.М.:Наука,2015.152с. 2.В.И.Сперанский Общая конфликтология.М.:Наука,2015.236с. 3