Румянцева О.С. Исследовательская деятельность в начальной школе
Библиографическое описание:
Румянцева О.С. Исследовательская деятельность в начальной школе // Образовательный альманах. 2023. № 5 (67). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2023/67-1.pdf.
Исследовательская деятельность - это специально организованная, познавательная творческая деятельность учащихся, по своей структуре соответствующая научной деятельности, характеризующаяся целенаправленностью, активностью, предметностью, мотивированностью и сознательностью.
Главная цель исследовательского обучения — формирование у учащегося способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.
В условиях внедрения ФГОС ведущее место принадлежит сегодня исследовательской деятельности. Главной задачей и результатом этой деятельности является изменение учащегося, перевод его от незнания к знанию, от неумения к умению. Эта деятельность позволяет стимулировать интерес к знаниям, показывает необходимость их практического применения.
По требованиям ФГОС НОО дети готовят первые проекты под руководством учителя, уже начиная с первого класса. Но, учеников необходимо подготовить к новому виду обучения. Новому не только для детей, но и для большинства родителей. А именно они помогут ребенку выдвинуть как можно больше идей и записать их, а потом систематизировать; помочь ребенку кратко изложить самое главное и рассказать об этом другим людям.
Проведение исследовательской деятельности среди младших школьников играет важную роль в организации процесса познания, обеспечивает поисковую ориентацию учащихся, направленную на творческое развитие личности, накопление у детей представлений об окружающем мире, знаний, которые являются основой для последующего их осознания, раскрытия причин и взаимосвязей в окружающем детей мире, формирование трудолюбия, ответственности и самостоятельности.
В процессе проведения исследовательской деятельности учащиеся начальной школы приобретают практические навыки и умения, исследуют особенности предметов и явлений в окружающем мире.
Таким образом, у детей на подсознательном уровне формируется представление о некоторых нравственных нормах и закрепляются определенные формы поведения.
Участие младших школьников в исследовательской деятельности повышает уверенность в себе и развивает лидерские качества.
Задачи исследовательской деятельности:
-развивать у учащихся способность аналитически мыслить: классифицировать, сравнивать, обобщать собранный материал;
-познакомить обучающихся с методами исследования, их применением в собственном исследовании;
-обучить основам оформления работ;
-познакомить с основами применения информационных технологий в исследовательской деятельности;
-формировать опыт публичного выступления, способствовать формированию культуры речи.
Тема выбирается, учитывая интересы и потребности ребёнка. Она может быть:
-фантастической;
-экспериментальной;
-изобретательской;
-теоретической.
В начальных классах постепенно дети начинают больше проявлять самостоятельности в исследованиях. Самостоятельно составляют план, отбирают и ищут информацию, делают выводы и представляют свою работу. В итоге обучаются ориентироваться в информационном пространстве, находить выход в проблемной ситуации, получают навыки реального общения.
Долговременные исследования проводятся в рамках внеучебной деятельности. Все такие исследования, особенно, во внеурочной деятельности превращаются в исследовательские проекты.
Исследовательский метод обучения является одним из самых передовых методов в современной системе образования.
Он способствует накоплению у учащихся достоверных конкретно-образных представлений об окружающей действительности, фактических научных знаний, которые являются основой для последующего их осознания, обогащения, раскрытия причин и взаимосвязей в окружающем детей мире.
У учащихся формируются такие качества личности как трудолюбие, целеустремлённость, самостоятельность и другие. Они учатся работать в различных условиях, взаимодействовать с разными людьми, брать на себя различные роли.
В процессе включения младших школьников в исследовательскую деятельность перед учителем встает проблема организации решения единых учебно-исследовательских задач при различном уровне развития исследовательского опыта учащихся. В решении этой проблемы следует исходить из того, что необходимо подбирать такие приемы и формы работы, в которых ученики смогли бы проявить и обогатить свой индивидуальный исследовательский опыт. Удобнее всего организовывать исследовательскую деятельность на уроках окружающего мира, поскольку этому способствует сам изучаемый материал. Каждый предмет в начальной школе выполняет определённые функции, несёт в себе определённую нагрузку, служит пропедевтическим курсом к изучению предметов более глубоко.
Таким образом, использование исследовательского метода в начальной школе позволяет достигать высоких предметных образовательных результатов, приобщает учеников к научной деятельности. Способствует овладению ими универсальных способов учебной деятельности, творческому развитию личности, а главное, формированию социально адаптированной личности обучающихся. Главное для учителя – увлечь и «заразить» детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах, а также привлечь родителей к участию в школьных делах своего ребёнка.
Литература:1. Савенков А.И. Исследовательская практика: организация и методика / А.И. Савенков // Одарённый ребёнок. – 2005. – № 1.
2. Савенков А.И. Творческий проект, или Как провести самостоятельное исследование / А.И. Савенков // Школьные технологии. – 1998. – № 4.