НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Арсентьева Н.Н., Кокорина А.Г. Конспект мероприятия «Фольклорный праздник для детей «Игровой фольклор»

Оригинaл материала размещен в выпуске № 09 (11) https://f.almanah.su/11.pdf

Цель: формирование интереса к музыкальному фольклору, декоративно-народному творчеству – это формирование у детей познавательного интереса к быту и традициям своего народа; развитие творческой личности через развитие музыкальных способностей, декорирование русского наряда; формирование общей культуры воспитанников, развития их нравственных, интеллектуальных, физических, эстетических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности, формирования предпосылок учебной деятельности;
Задачи:
Обучающие:
-приобщение детей к миру народной культуры через детский музыкальный фольклор и декоративно-прикладное творчество.
-изучение истории родного края, культуры, быта, традиций;
-создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями;
Развивающие:
-развитие практических исполнительных навыков и умений в процессе изучения народных песен с использованием игровых действий;
-развитие творческой активности детей,
-формирование музыкальных и изобразительных способностей.
Воспитывающие:
-воспитание чувства принадлежности к русскому народу, его истории и культуре;
-воспитание уважения и любви к народной песне, как особо значимой области музыкально-народной культуры;
-формирование интереса детей и их родителей к миру традиционной русской культуры – национальному костюму;
-приобщение к музыкальной народной культуре, первичное знакомство с песенным фольклором, игрой на музыкальных инструментах, доступных каждому ребенку (ложки, дудочки), являются также фактором самопознания ребенка.
Народное творчество играет важную роль в активизации самопознании детей и выполняет следующие функции:
1. формирует целостное восприятие мира детей, целостную и гармоничную картину мира, формирует самосознание ребенка;
2. развивает социальное «Я», чувство «Мы»;
3. формирует этническое «Я», уважение и любовь к собственной культуре, толерантное отношение и интерес к другим;
4. развивает субъективное, личностное «Я» ребенка, формирует самоотношение и самооценку.
Ход мероприятия
Ведущий:
Фольклор – это устное народное творчество, включающее в себя большое количество жанров: сказки, пословицы, поговорки, потешки, частушки – это неоценимое богатство народа, народная мудрость, народное знание. Фольклор выражает вкусы, склонности, интересы народа.
«Фольклор создаётся всеми для всех и в рамках многовековых традиций. Во всём, что делал народ, - единые представления о красоте. Здесь нет разноречий. Единство представлений о красоте создавало единство стиля, и то, и другое, как броней, защищало народное искусство от безвкусицы» (Д.С.Лихачёв).
Термин «детский фольклор» появился в середине двадцатых годов 19 века. К нему относятся:
1.       тексты, которые сочиняют сами дети,
2.       тексты, которые сочиняют взрослые для детей,
3.       тексты, которые сочинили взрослые, но со временем они стали детскими.
Детский фольклор является частью мудрой древней народной педагогики:
- игровые приговорки и припевки, считалки, жеребьевки, приговорки, сечки, молчанки;
- фольклор со словесным игровым началом: дразнилки, уловки, отговорки, мирилки;
- колыбельные, пестушки, потешки, прибаутки.
Игровые припевы и приговорки
Играющие становятся в кружок, в середине на скамье сидит Дрёма. Хор поёт о Дрёме:
Сиди, Дрёма,
Сиди, Дрёма,
Выбирай-ай, Дрёма,
Выбирай-ай, Дрёма,
Бери-и, Дрёма,
Бери-и, Дрёма!
Дрёма встаёт со скамьи, выбирает кого-нибудь, и выбранный считается Дрёмой.
Русские народные жеребьевки
Дети дошкольного возраста применяют жеребьевку в виде игры. Двое, условившись, кто из них будет как называться, берутся за руки, остальные по одному проходят в образованные таким обра­зом воротца и отвечают на вопрос, становясь на сторону того, чье название выбрал.
Конь вороной
Остался под горой.
Какого коня,
Сивого или золотогривого?
Или
Наливное яблочко
Или золотое блюдечко?
Сахару кусочек
Или красненький платочек
Считалки русские народные
Раз, два, три, четыре,
Пять, шесть, семь,
Восемь, девять, десять.
Выплывает Белый месяц!
Кто до месяца дойдет,
Тот и прятаться пойдет!
Катилося яблочко
Мимо сада,
Мимо огорода,
Мимо частокола;
Кто его поднимет,
Тот вон выйдет!
Дразнилки -поддёвки русские народные
— Скажи: «Арбуз».
— Арбуз.
— Ты – карапуз!
— Скажи: «Шило!».
— Шило.
— У тебя на носу мыло!
— Скажи: подушка!
— Подушка.
— Ты скользкая лягушка.
— Скажи: «Лес»!
— Лес!
— Твой брат балбес!
— Скажи: «Овес»!
— Овес.
— Хвать тебя за нос! (хватают за нос)
Небылицы перевертыши русские народные
Ехала деревня
Мимо мужика,
Вдруг из-под собаки
Лают ворота.
Он схватил дубинку
Разрубил топор,
И по нашей кошке
Пробежал забор.
Крыши испугались,
Сели на ворон,
Лошадь погоняет
Мужика кнутом.
Потешки
Игра «Музыкальный лес»
Дети попадают в воображаемый «волшебный лес», где на пути встречаются его жители. И первых, кого мы встречаем - это пчелка. Их голосок звонкий и яркий. Исполняем упражнение «Пчелки» - показ с голоса педагога - сначала слушаем, потом повторяем. Данное упражнение служит для формирования дикции и звукоформирования.
Упражнение «Пчелка» - потешка. Пчелка тоже живет в музыкальном лесу. Просыпается пчелка рано утром и летит собирать мед для своего домика. Садится пчелка на цветочки и поет песенку. Дети исполняют потешку со словами и мелодией.
У пчелы полно забот.
Собирать ей надо мед.
Над цветком она кружит.
Про дела свои жужжит.
Жи-жи-жи, жу-жу-жу, жа-жа-жа
В конце потешки каждый ребенок сам придумывает песенку пчелки, применяя слоги «жи-жи-жи»; «жу-жу-жу»; «жа-жа-жа» и т. д.
Данное упражнение развивает слух, интонацию, память, самостоятельное мышление, фантазию.
Хоровод
Русская народная песня «Ой, бежит ручьём вода»
1.Ой, бежит ручьём вода,
нету снега, нету льда
Ой, вода, ой вода,
Нету снега, нету льда.
Ой, вода, ой вода,
Нету снега, нету льда.
2.Прилетели журавли
И соловушки малы.
Журавли, журавли
И соловушки малы.
Журавли, журавли
И соловушки малы.
3.Мы весняночку поём,
Весну красную зовём.
Ой, поём, ой, поём.
Весну красную зовём.
Ой, поём, ой, поём.
Весну красную зовём.
В целях наиболее эффективного самопознания детям необходимо предлагать не только и не столько изучение предметов народной культуры, но также и возможность собственного творчества в русле арт-технологий.
Одной из основных арт-технологий самопознания является КОСТЮМОТЕРАПИЯ.
Костюмотерапия является основным методом в современной имиджелогии и терапии имиджем. Данное направление психолого-педагогической работы является важным фактором формирования образа самого себя.
Изготовление костюмов для показа музыкальной сказки «Теремок»
Задачи:
•           Вспомнить сюжет русской народной сказки «Теремок»;
•           Развивать музыкальный, ритмический, динамический слух;
•           Закрепить пройденный материал (артикуляционные упражнения, песни, игры);
•           Развивать актерское мастерство;
•           Развивать память, внимание;
•           Развивать артикуляцию;
•           Вызвать интерес, пробудить фантазию;
•           Воспитывать коммуникативные качества личности.
Материалы:
•           обработанная ткань (полукруг) 50 см на 1м (по количеству и
•           цвету персонажей сказки)
•           бумажные формы кокошников и картузов, готовые маски персонажей сказки «Теремок»
•           оборудование для работы с красками
•           трафареты русских узоров отдельными элементами и в полосе по числу детей
•           оборудование для аппликации
•           стиплер, клей – карандаш, влажные салфетки
•           салфетки для изготовления цветов на кокошник и картуз
•           изготовленные сарафаны и косоворотки в предшествующей работе
«Здравствуйте, ребята! Вы уже представили себя в лесу, побывали на пасеке, осталось нарядиться в костюмы и показать русскую народную музыкальную сказку «Теремок». Только вот костюмы у нас не совсем готовы… На предшествующем занятии мы вспомнили и изготовили из бумаги, что носили в старину русские люди. Как называется эта одежда?»
Показ иллюстраций национального русского костюма, проговаривание названий
«Что же мы не доделали для полного облика русской девушки или парня?» (Головные уборы)
«Кто правильно назовёт русские головные уборы?» (Кокошник, картуз)
«А для сказки, сколько нужно костюмов?» (вспоминаем, перечисляем и считаем персонажей)
«Смотрите есть вот какая материя, какому персонажу, какой цвет подходит?» (светло-серый, зелёный, белый, оранжевый, тёмно-серый, коричневый).
Объяснение целей деятельности на занятии
Первая подгруппа: «Итак, сегодня мы декорируем головные уборы цветами из салфеток, у картуза один или несколько цветов с одной стороны у козырька, у кокошника по горизонтальной или вертикальной линии в середине».
Вторая подгруппа: декорирование костюмов для персонажей сказки. При помощи трафаретов, нанести узоры по линии края полукруга, по краю линии рук, и по центру - у девочек, как косоворотка - у мальчиков.
Выбор детьми деятельности
Стикеры одного цвета, со скрытым рисунком (кокошник, маска персонажа)
Практическое выполнение. Индивидуальная работа
Изготовление цветка:
Сложенную салфетку согнуть посередине и ещё посередине. Получится квадрат, скрепить степлером в середине. Обрезать уголки и сгибы. Распушить края круга формируя цветок. Приклеить.
Декорирование костюмов: Выбрать узор трафарета. Расправить ткань. Наложить трафарет. Спонжем нанести выбранную краску. Аккуратно поднять трафарет и перенести на следующее место.
- Мы закончили декорировать. Оставим сохнуть. Я прикреплю маски персонажей. А вы, тем временем, вспоминайте сказку:
Сказки любят все на свете!
Любят взрослые и дети!
Сказки учат нас добру и прилежному труду!
Говорят, как надо жить,
Чтобы всем вокруг дружить!
«Кто-кто в теремочке живет? Кто-кто в невысоком живет?»
(русская народная сказка «Теремок»)
Правильно, из сказки «Теремок»!
А теперь разучим попевку про Теремок:
Стоит в поле теремок.
Он не низок не высок.
Кто- кто в теремочке живет?
Кто- кто в невысоком живет?
(Дети разучивают попевку)
- А теперь постарайтесь отгадать мои загадки про героев сказки «Теремок»:
Маленький рост,
Длинный хвост,
Серая шубка,
Острые зубки. (Мышка)
- Давайте представим какая она? (маленькая, проворная, любопытная…)
Зелёная, но не трава.
Холодная, но не лёд.
Поёт, но не птица-
Вот такая небылица. (Лягушка)
- Как известно лягушки любят прыгать. Попробуем с вами музыкально изобразить как поет эту попевку прыгучая лягушка (педагог пропевает попевку отрывисто, дети повторяют)
Был он рус, но выпал снег,
Побелел пушистый мех,
И невидим он зимой
Волку с рыжею лисой! (Заяц)
- А зайчик у нас очень трусливый, сердце у него так и уходит в пятки.
Хвост пушистый бережёт
И зверюшек стережёт:
Знают, рыжую в лесу
Очень хитрую… (Лису)
- Лиса хитрая, изворотливая плутовка, у нее красивый пушистый хвост. Ребята, давайте покажем как лиса горделиво выхаживает красуясь своим хвостом и исполняет попевку. (Дети поют попевку изображая походку лисы, ленивую поступь, как она трогает свой хвост и т.д.)
Внешность собаки,
В сереньком фраке,
В лесу под кустами
Щёлкает клыками. (Волк)
- Ребята, а какой бывает волк в сказках? (злой, голодный, жестокий, он может быть, как глупым (сказка «Лиса и волк»), так и мудрым (сказка «Иван Царевич и серый волк») и т.д.). А как воет волк? Давайте попробуем с вами повыть (дети пробуют как вместе, так и по одному).
Хозяин лесной просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой. (Медведь)
- Медведь в сказках добрый, сильный, способен защищать слабых, найти справедливость, и единственное верное решение. Но вот беда – он такой неуклюжий, ведь именно он разрушил теремок. Покажите, как ходит косолапый медведь. Молодцы! Пропоем от лица медведя. Будем петь и изображать, как он неуклюже, неторопливо ходит.
- Молодцы, ребята! А теперь вспомним сюжет сказки «Теремок». Я буду вам задавать вопросы, а вы постарайтесь отвечать правильно:
1. Где стоит теремок? (в поле)
2. Кто первый прибежал к теремку? (мышка)
3. Какой высоты теремок? (не низок, не высок)
4. Кто пришел к теремку после лягушки? (заяц)
5. Кто развалил теремок? (медведь)
6. Сколько зверей собралось в теремке, когда к ним пришел медведь? (пятеро)
7. Кого первым позвала мышка жить в теремке? (лягушку)
8. Мышка-норушка, лягушка-квакушка, зайчик-побегайчик, лисичка-сестричка, а как звали волка? (волчок-серый бочок)
9. При каком условии звери были готовы простить медведя за его нелепый поступок? (если медведь поможет им построить новый теремок)
- Ребята, давайте поможем героям сказки построить новый теремок, чтобы места хватило всем, даже медведю? А без чего мы не можем построить дом? (ответы детей)
Загадаю вам загадки:
•           Головой железной бьёт
Тех, в кого он попадёт,
В пол забьёт и в потолок
Гвоздик острый... (молоток).
•           Очень важный инструмент.
Заготовит дров в момент.
У неё есть зубы:
Остры, а не тупы.
Догадались, что была
это нужная… (пила).
•           Весь я сделан из железа,
У меня ни ног, ни рук.
Я по шляпку в доску влезу,
А по мне все стук, да стук. (Гвоздь)
•           В нём сучки и нос лопатой,
Со спиною он горбатой.
Нарубил дров полон двор,
Как зовут его? (Топор)
•           Уховёртка хвалится –
Танцевать мне нравится.
Я с Шурупами дружу
И любого закружу.
"Посмотри!" Пустилась в пляс
И Шуруп в доске увяз. (Отвёртка)
•           Ленту мерную скрутили
И в футлярчик поместили.
Измерять длину по меткам
Помогает нам… (рулетка)
- Как они называются одним словом? (инструменты) Правильно, инструменты!
Исполнение фрагмента музыкально-игровой композиции «Теремок»
В организации обучения детей следует учитывать особенность музыкального фольклора – соединение в нём пения, слова и движения, т.е. можно говорить о развитии у детей основного вида творческой деятельности – импровизации. Включение детей в творческий процесс происходит постепенно. Сначала это ознакомление с материалом, затем воспроизведение и повторение, закрепление и уже потом предложение и поиск новых вариантов – всё это происходит в игровых формах, создающих у детей интерес к занятиям. Ритмичные хлопки, притопы в сочетании с игрой на детских музыкальных инструментах (шумовых) способствуют развитию музыкально-ритмического слуха, памяти, учат гармонично связывать пение с игрой. Эмоциональность в проведении занятий формирует у детей творческую активность. Музыкальные игры активизируют, создают необходимую атмосферу увлечённости. Связать вместе все эти аспекты можно в разработке сценария к музыкально-игровым композициям, где собирается воедино весь песенный материал совместно с устным фольклором и хореографическими движениями.
Сказка - наиболее доступный жанр фольклора для детского восприятия. Музыкально-игровая композиция «Стоит в поле теремок» позволяет быстро и легко запомнить сценарий, так как герои сказки знакомы ребенку с раннего детства, активно принять участие в исполнении потешек, игр, считалок.
На занятиях устанавливается неформальная обстановка, которая способствует развитию коллективного творчества, проявлению сотрудничества и заинтересованности, самоотдачи и самовыражения.
Итог
Использование на занятиях игровых форм фольклора, делает занятия эмоциональными, интересными, что способствует лучшему усвоению материала. Потешки способны корректировать поведение детей, создавать у них хорошее настроение, считалки и игровые песни позволяют проявить самостоятельность, активность, развить фантазию и проявить инициативность, вокальные упражнения в игровой форме приводят к наиболее быстрому развитию музыкального слуха чувства ритма, запоминанию мелодической линии, формированию народной манеры пения.
Библиографический список
1.       Мерзлякова С.И. «Учим петь детей 4 - 5 лет.» Песни и упражнения для развития голоса. ФГОС, М. Сфера, 2017
2.       Методика преподавания в школе фольклора. / Под ред. Браз С.Л. М., 2002.
3.       Мешко Н.К. «Искусство народного пения». Практическое руководство и методика обучения народному пению, Москва, 1996г.
4.       Науменко Г.М. Фольклорный праздник в детском саду и в школе. - М., Линка - пресс, 2000, 224 с.
5.       Обряды и обрядовые праздники. – Академия наук, 1988.
6.       Сборник « Русские народные сказки для маленьких»- М.2006г.
7.       «Цветной мир» изобразительное творчество и дизайн в детском саду и начальной школе №1 2011г
8.       М.А. Качесова «Сказки и краски» сборник №25, г. Томск 2006г
9.       Равчеева И.П. «Организация, проведение и формы музыкальных игр». Интеллектуально-творч. развитие старших дошк. ФГОС,Учитель, 2015
Приложение
Русская народная песня «Теремок»
Музыкально-игровая композиция (обработка Т. Попатенко)
Для игры под эту песню выбираются звери – Мышка-норушка, Лягушка-квакушка, Зайчик-побегайчик, Лисичка-сестричка, Волчок-серый бочок, Медведь косолапый. Остальные дети берутся за руки и образуют круг (теремок). Звери находятся за кругом.
Стоит в поле теремок, теремок,
Он не низок не высок, не высок.
Вот по полю, полю мышка бежит,
У дверей остановилась и стучит
«Кто-кто в теремочке живет?
Кто-кто в невысоком живет?
Стоит в поле теремок, теремок,
Он не низок не высок, не высок.
Вот по полю, полю квакушка бежит,
У дверей остановилась и стучит
«Кто-кто в теремочке живет?
Кто-кто в невысоком живет?
Таким образом появляются и остальные звери. Зайчик говорит, что он «Зайчик-побегайчик». Лисичка - что она «Лисичка-сестричка». Волк – волчок-серый бочок. Ведущий:
- Что за шум? Что за треск?
Почему кусты гнутся? Сучки ломаются?
Кто же к нам пробирается?
Медведь (про медведя от его имени)
«Кто-кто в теремочке живет?
Кто-кто в невысоком живет?»
(все называют себя)
Медведь: «А я медведь косолапый! Пустите меня к себе жить!
Все: «Сильно ты медведь большой! Развалишь наш теремок!»
Ведущий: - Забрался медведь на крышу и развалил весь теремок. Испугались зверушки! Разбежались! Что же им сейчас делать? Подумали звери и решили построить новый! Принялись они дружно за работу! Получился у них теремок на Славу! Радуются да приплясывают вокруг домика!
Вот и сказочки конец, а кто слушал - МОЛОДЕЦ!
2018