Актуальность. Проблема информационно-психологической безопасности личностидостаточно актуальна в настоящее время, так как «производство» информации в современном мире неуклонно растет, и этот рост не соответствует потребностям и возможностям современного человека. Известную рекомендацию «Кто владеет информацией, тот владеет всем» порой трудно осуществить вследствие несогласованности процессов создания, доставки и усвоения информации. Телевидение, Интернет, радио и другие СМИ обрушивают на нас огромный поток нужной и ненужной информации, порождая информационный стресс. Стресс проникает во все сферы нашей деятельности, становится частью нашей жизни. В этих условиях человек оказывается уже неспособным охватить всю поступающую информацию. Мало того, с этой задачей не всегда справляется даже программное обеспечение. Таким образом, большие объемы информации плюс высокопроизводительные сети дают в сумме так называемый информационно-психологический стресс, ликвидировать который не удается даже путем установки нового оборудования. Поэтому на современном этапе развития информационного общества возникла новая проблема - обеспечение информационно-психологической безопасности потребителя информации.
Вопросами психологического стресса в разное время занимались такие известные учёные, как О. Фогт, У. Кэннон, Й. Шульц, Г. Селье, С. Вульф, Г. Лазарус, М. Фридман, Г. Шварц, И. П. Павлов, Л. А. Орбели, Э. Геллгорн, Р. С. Немов, А. Г. Маклаков и др. Проблема информационного стресса, как разновидность психологического, широко освещается в работах В.Ф.Венды, А.И.Галактионова, Н.Д.Заваловой, Г.М.Зараковского, В.П.Зинченко, В.В.Лапы, Б.Ф.Ломова, В.А.Пономаренко, E.Hubbard, D.Salvendy, С.Wickens и др. Но до сих пор даже у современных авторов наблюдаются расхождения во взглядах на эту проблему.
Объектом данного исследования является феномен информационного стресса в современном обществе.
Предметом является информационно-психологическая безопасность личности.
Целью исследования является изучение проблем информационно-психологической безопасности личности в современном информационном пространстве и определение основных условий для предупреждения стрессовых ситуаций при взаимодействии человека с различными источниками информации.
Гипотеза: большой поток информации является пусковым механизмом для возникновения информационного стресса и формирует чувство тревоги и психической напряженности личности.
С учетом цели исследования, его объекта и предмета, а также сформулированной гипотезы решались следующие задачи:
- рассмотреть теоретические аспекты изучения феномена информационного стресса в современном обществе;
- изучить причины и природу возникновения информационного стресса;
- провести социологическое исследование по проблеме информационно-психологической безопасности личности в современном информационном пространстве;
- определить основные условия для высокой эффективности усвоения информации и предупреждения стрессовых ситуаций при взаимодействии человека с различными источниками информации.
Для решения поставленных задач нами были использованы следующие методы:
- теоретический анализ научной литературы (труды отечественных и зарубежных
авторов по проблеме исследования);
- общенаучные методы исследования: анализ, синтез, сравнение;
- анкетирование респондентов различных возрастных категорий;
- методики Лемура-Тесье-Филлиона, Т.А. Немчина;
- статистическая обработка информации.
Научная новизна исследования определяется высокой значимостью и недостаточной практической разработанностью проблемы и заключается в том, что нами были проанализированы стрессовые ситуации с позиции современного потребителя информации и определены основные пути формирования информационно-психологической безопасности личности.
Теоретическая и практическая значимость исследовательской работы определяется необходимостью изучения влияния большого потока информации на информационно- психологическую безопасность личности и предупреждением появления информационного стресса у потребителя информации.
ГЛАВА I. Теоретические аспекты изучения проблем информационно-
психологической безопасности личности в современном информационном пространстве
1.1. Причины и природа возникновения информационно-психологического стресса с точки зрения современных исследователей
Информационно-психологический стресс возникает по причине информационных перегрузок. При любом межличностном взаимодействии мозг человека получает большое количество информации, которую должен переработать. Чрезмерные объемы работы, многочисленные контакты увеличивают объем информации, вызывая переутомление.
Информационный стресс - состояние информационной перегрузки, когда индивид не справляется с поставленной задачей, не успевает принимать правильные решения в требуемом темпе, будучи ответственным за последствия принятых решений [4,278]. Социальная среда - это то, опосредующее звено, которое стоит между социальной информацией и индивидом. Владение технологией рационального использования информационных ресурсов общества является одним из компонентов информационной культуры личности. [9,145] Именно Интернет обеспечивает быстрый удаленный доступ к многочисленным источникам информации, что делает «навыки работы в нем важным компонентом информационной культуры личности». [9, 146]
В настоящее время проблема изучения феномена информационного стресса приобрела новое значение, так как бурное развитие информационного общества породило информационный кризис. Благоприятные прогнозы первых теоретиков информационного общества сменились разочарованием, так как процесс его становления повлек за собой множество негативных последствий. В социально-психологическом плане эти последствия выразились, прежде всего, в сломе психологических барьеров из-за роста информационных перегрузок. В России проблема информационно-психологической безопасности является междисциплинарной и изучается в рамках многих наук: психологии, социологии, социальной информатики, социальной философии, культурологии, медицины, юриспруденции и др. Под информационно-психологической безопасностью личности понимается состояние защищенности психики от воздействия неблагоприятных информационных факторов. Что касается библиотечных исследований, то проблема информационно-психологической безопасности читателей только начинает изучаться в нашей стране только на теоретическом уровне. Между тем, как считают Г.М. Зараковский, Н. А. Калиновская, Д.Ю.Устимов, библиотекам должна принадлежать ведущая роль в решении проблем информационно-психологической безопасности личности читателя. Являясь неотъемлемой частью информационной сферы и важнейшим социальным институтом, они, наряду с другими учреждениями и социальными институтами (семья, школа и т.д.), призваны исследовать проблему безопасного существования читателя в современном информационном пространстве. Большой интерес в связи с этим представляет зарубежный опыт. Крупнейший зарубежный теоретик информационного общества Э.Тоффлер в своих работах впервые описал и обосновал негативные социально-психологические последствия информатизации и причины информационного стресса. Атрибутом информационного века, по Э.Тоффлеру, является возрастание темпов производства и распространения информации. [10, 215] Высокий темп производства и распространения информации требует от человека нового уровня адаптивности, который современному человеку еще недоступен. Человек и все общество в целом, не имея надежных механизмов адаптации, не владея позитивными стратегиями выхода из этого информационного стресса, подвержены болезни, которую Э.Тоффлер называет футуршок. [10, 216] Зарубежные исследователи информационных перегрузок, начиная с 1970-х гг., в большинстве своем были сторонниками количественного подхода, т.е. исходили из того, что информационные перегрузки вызываются большим количеством информации, которое обрушивается на современного человека. Обобщение данных научной литературы позволило установить, что специфическими причинами информационного стресса являются факторы, отражающие семантические, логические, пространственно-временные и другие нарушения информационных процессов взаимодействия человека с человеком. Наиболее распространенными стрессогенными факторами информационного содержания являются: избыточность и противоречивость информации; дефицит времени и высокий темп предъявления информации; неправильный выбор необходимой информации и отвлечение внимания; отказ информационной системы и помехи в сетях; блокировка сигнала, искажение информации и т.д. Помимо перечисленных информационных факторов, формирующих стрессогенный характер процесса любой деятельности, в качестве сопутствующих причин развития информационного стресса могут быть также индивидуальные психологические особенности личности.[9, 26] Таким образом, результаты ряда исследований позволяют считать, что стрессовые реакции человека на экстремальное воздействие, обусловливается совокупностью свойств и качеств, от которых зависит тип индивидуально-психологической реакции человека и характер доминирующей поведенческой активности в этих условиях.
1.2. Информационная культура как качественная характеристика
жизнедеятельности человека
В настоящее время мы вступаем в эпоху информационного общества, в котором главную роль будет играть информация – точная, своевременная и доступная. Информатизация осуществляется на базе расширяющегося использования компьютерной техники, средств связи и других новейших информационных технологий. В общих чертах информационное общество представляется как «общество, в котором будущее социальное и экономическое развитие зависят от использования информации». [8,67]
Можно сказать, что «процесс информатизации общества связан, с одной стороны, с использованием новых информационных технологий во всех сферах жизни, а с другой стороны, - с формированием информационной культуры личности». [6, 99]
В масштабах общества, «объективный процесс информатизации во многом связан с ростом влияния на все стороны общественной жизни интеллектуальных видов деятельности, предполагающих работу с большими объёмами информации». [1, 158] Это привело не только к осознанию роли информации, но и стало причиной формирования информационного подхода как к обществу в целом, так и к отдельным сторонам его жизни. Подобные изменения проявились на самых различных уровнях: на уровне межличностных отношений, на уровне малых и больших социальных групп, на глобальном уровне. Информационные сети охватывают весь мир, интеграция в информационной сфере развивается быстрее, чем в экономике. Поэтому огромную актуальность приобретает проблема формирования информационной культуры общества как основы для дальнейшего его развития.
Выделение самого понятия «информационная культура» в исследованиях произошло не так давно, что связано с современными процессами глобальной информатизации и бурным развитием информационных технологий. Нет сомнения, что информационная культура сегодня тесно связана с современными средствами массовой коммуникации. Информатизация и развитие информационных технологий влияют на формирование информационной культуры личности и качественно определяют её состав и свойства.[3, 68]
Понятие «информационная культура» рассматривалось многими исследователями. Вместе с тем среди специалистов до сих пор нет единого мнения относительно его содержания. Кроме того, информационная культура - это одно из самых молодых научных направлений.
Информатизация привела к значительным изменениям в области науки и образования. Возникают новые научные направления, применяются нетрадиционные подходы в исследованиях. В сфере образования появляются новые формы и методы обучения, связанные с использованием компьютеров, новых информационных технологий. Ещё более заметны изменения в содержании обучения, которое «ориентировано не только на передачу практических знаний и умений, но и на формирование информационного мировоззрения». [2, 133] Перед современными образовательными системами встала задача формирования у учащихся информационной культуры как необходимой основы для адекватного информационного поведения человека в современном обществе. Появление и развитие представлений об информационной культуре «связаны с необходимостью осознать, сформулировать новую информационную картину мира и поставить задачу освоения новых способов усвоения информации». [5,149]
Большинство исследователей сходится в том, что информационная культура связана, прежде всего, с совокупностью знаний, умений и навыков оперирования всеми видами информации. Такой подход можно назвать информационным, поскольку он ориентирован на характеристику информационной деятельности человека. При культурологическом подходе понимание информационной культуры расширяется и может рассматриваться как способ жизнедеятельности человека в информационном обществе, как составляющая процесса формирования культуры человека вообще. Здесь важно будет использовать личностный подход, разработанный в культурологии. Это даёт нам понимание категории «информационная культура личности» как «интегрального качества личности, характеризующего целостное единство ценностных установок, способностей, знаний, умений и устойчивых навыков информационной деятельности и ориентации в современном информационном обществе». [10, 74]
Таким образом, одной из важнейших функций информационной культуры личности является защита от информационного стресса, который во многом порождается дисбалансом между «давлением» все увеличивающихся потоков информации и способностью человека к её обработке.
ГЛАВА II. Экспериментальная работа по изучению проблем информационно- психологической безопасности личности на современном этапе
2.1. Процедура проведения социологического исследования и представление полученных результатов исследования
Термин «информационно-психологическая безопасность» сегодня имеет несколько различных трактовок. Однако чаще всего под информационно-психологической безопасностью личности понимается состояние защищенности психики от воздействия неблагоприятных информационных факторов. В России проблема информационно-психологической безопасности является междисциплинарной и изучается в рамках многих наук: психологии, социологии, социальной философии, культурологии и т. д.
С целью изучения проблемы безопасного существования личности в современном информационном пространстве, нами было проведено социологическое исследование.
В исследовании принимали участие молодые люди 16-20 лет.
Для проведения исследования мы выбрали обучающихся 10 классов в количестве 41 человека и 11 классов в количестве 25 человек, студенты 1 курса МПГУ
Для начала мы решили исследовать факторы, влияющие на состояние психологического здоровья обучающихся. Респондентам был предложен опросник «Подверженность стрессу». (Приложение I) Результаты обследования были занесены нами в таблицы (Приложение II), на основании которых мы можем сделать следующий вывод: 20% опрошенных показали низкий уровень подверженности стрессу, 63% - средний уровень и 17 % имеют высокий уровень по данному критерию, что наглядно представлено нами на диаграмме (Приложение III).
Следующим этапом нашего исследования был социологический опрос по двум направлениям:«Стресс в моей жизни» и «Информационные навыки молодых людей» (Приложение IV). Результаты данного опроса отдельно по каждой из обследуемых групп мы занесли в таблицы и наглядно представили в виде диаграмм. (Приложение V). На основании представленных данных мы пришли к следующим выводам:
- к 11 классу увеличивается количество обучающихся, попадающих в стрессовые ситуации очень часто, такая же тенденция сохраняется и на первом курсе института, незначительно улучшается ситуация по данному показателю лишь на втором курсе обучения в высшем учебном учреждении;
- испытывают стресс от переизбытка информации (часто и очень часто) – 85% опрошенных;
- 51% респондентов после стресса чувствуют психическое напряжение, 38% отмечают хроническую усталость и 11% впадают в депрессивное состояние.
Итак, в ходе нашего исследования выяснилось, что использование в учебной деятельности избыточного количества информации, поступающей из сети Интернет или других источников, не добавляет обучающимся уверенности в себе, а, наоборот, провоцирует информационный стресс, приводит к состоянию неопределенности, неуверенности и смятения.
При этом десяти- и одиннадцатиклассники используют такие адаптивные стратегии, как фильтрация и группировка информации. Столкнувшись со значительным количеством информации старшеклассник прежде всего пытается выбрать среди материалов те, которые соответствуют какому-либо критерию, например, предложенному учителем.
Студенты 1 курса используют следующие стратегии: пропуск (удаление поступающей информации), фильтрация и группировка.
Таким образом, результаты исследования показали, что информационные навыки как у учащихся, так и у студентов развиты недостаточно. Особую сложность у них вызывает необходимость расширить тему до более общей категории (обобщение информации), а также найти сопредельные темы (т.е. установить логические связи между блоками информации). Сложность вызывают также следующие проблемы: необходимость прочитать все подходящие книги, найти ключевые слова, выбрать из альтернатив, обработать информацию при дефиците времени, отобрать наиболее важную информацию, сгруппировать, классифицировать информацию, собрать целостную картину из отдельных фрагментов, обилие ненужной информации в Интернете, обилие низкокачественной информации.
Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод о том, что влияние информационных технологий на интеллектуальную деятельность человека многообразно и до конца ещё не изучено. Необходима комплексная реорганизация образовательной системы, целью которой должно стать целостное развитие личности обучающихся, достижение ими высокого уровня образованности и информационной культуры при сохранении их психического и физического здоровья.
Особое внимание при внедрении и использовании информационных технологий необходимо уделять как рациональной организации учебного и рабочего процесса, так и диагностике, своевременному выявлению, профилактике стрессового состояния.
2.2. Психологический аспект проблемы и предупреждение стрессовых ситуаций при взаимодействии человека с различными источниками информации.
Чувства, которые опрошенные испытывают при информационных перегрузках, отражают психологический аспект проблемы.
На следующем этапе исследования мы использовалась шкала диагностики уровня психологического стресса PSM – 25 Лемура-Тесье-Филлиона (адаптирована Н.Е. Водопьяновой) (Приложение VI). Обработка результатов диагностического обследования осуществлялась нами следующим образом: была подсчитана сумма всех ответов в соответствии с ключом - интегральный показатель психической напряжённости (ППН). Результаты исследования наглядно представлены нами в таблице и на диаграммах (Приложение VII). Респонденты испытывают перманентный (постоянный) стресс, результат которого – целый букет хронических заболеваний, присущих большинству обучающихся. Симптомами стрессов (они присутствуют у наших респондентов) являются утомляемость, вялость, беспокойный сон или повышенная сонливость, головная боль или боли в животе, что тоже является показателем стресса на телесном уровне.
Далее нами был использован опросник НПН профессора Т.А. Немчина (Приложение VIII), с помощью которого мы измерили уровень нервно-психического напряжения в условиях ожидания сложной (экстремальной) ситуации, в нашем случае ожидания сдачи экзаменов, т.к. исследование проводилось с апреля по май. Результаты исследования наглядно представлены нами в таблице и на диаграммах (Приложение IX).
Итак, на основании полученных результатов исследования, мы можем сделать следующие выводы:
- учащиеся на протяжении обучения в 10-11 классах испытывают стрессы, чаще отрицательные, что приводит к утомлению, головной боли, страху перед уроками и учителями, снижению мотивации к учебе, что негативно влияет на качество развития и здоровье обучающихся;
- студенты также испытывают чувства нервно-психической напряжённости и психического дискомфорта, причём у студентов технического направления эти чувства выражены значительно ярче, чем у студентов-гуманитариев.
- многие учащиеся и студенты при работе с большим количеством информационных источников испытывают апатию, депрессию, тревогу, упадок сил и синдром хронической усталости, который называют ещё синдромом физического и психоэмоционального выгорания. Таким образом, наша гипотеза нашла своё конкретное подтверждение.
Исходя из этого, можно утверждать, что эффективность усвоения любой предъявляемой информации определяется психофизиологическим состоянием человека. Каждый должен уметь целенаправленно управлять своим состоянием.
На основании изученной литературы и проведённого социологического исследования, нами были определены следующие основные условия для высокой эффективности усвоения информации и предупреждения стрессовых ситуаций при взаимодействии человека с различными источниками информации:
1) Желание усваивать новую информацию. Это основной принцип успешной информационной деятельности. Человек должен уметь сознательно вызывать и поддерживать у себя желание учиться новому.
2) Принцип радости. Любую деятельность, в том числе и информационную, надо выполнять с внутренней радостью, в условиях внутреннего психологического комфорта, на фоне положительных эмоций. Только в таком состоянии человек способен легко усваивать и перерабатывать большие объемы информации.
3) Принцип полного расслабления. Излишнее внутреннее физическое и психологическое напряжение резко снижает эффективность любой деятельности, в том числе и интеллектуальной. В древности по этому поводу говорили: «Стоящий на цыпочках долго стоять не сможет». Если в процессе обучения научиться расслабляться, снимать мышечные зажимы (блоки), особенно в районе лица, шеи, плеч и кистей рук, которые максимально представлены в коре головного мозга, то можно добиться высоких результатов в усвоении нужной информации.
4) Принцип тотального внимания или сосредоточенности («Быть здесь и сейчас»). Основным условием эффективного усвоения информации является то, что в течение всего времени усвоения человек должен быть полностью сосредоточен на изучаемой информации, мысленно находиться в своем внутреннем пространстве.
Таким образом, только одновременное наличие всех четырех условий позволит человеку реализовать себя и свои способности в любой интеллектуальной деятельности. Основным прикладным средством для введения в оптимальное интеллектуальное состояние является аутогенная тренировка (АТ) или психическая саморегуляция. В случае, если в процессе работы с информацией не соблюдать условия эффективности усвоения информации, может возникать утомление. Если своевременно не принимать меры по его снятию, могут появиться явления информационного стресса. Мы предлагаем для снятия утомления вариант АТ «Расширение сознания». (Приложение Х)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На современном этапе развития общества процесс информатизации связан, с одной стороны, с использованием новых информационных технологий во всех сферах жизни, а с другой стороны, - с формированием информационной культуры личности. Большие объемы информации, высокопроизводительные сети порождают так называемый информационно-психологический стресс. Таким образом, перед обществом возникает новая проблема – обеспечение информационно-психологической безопасности потребителя информации.
Я считаю, что информационную культуру личности следует изучать и формировать в контексте умений и навыков самостоятельного наращивания любых знаний, востребованных повседневной жизнью. И тогда понятие «информационная культура» включит очень многие составляющие: культуру поиска новой информации; культуру чтения и восприятия информации; умение перерабатывать большие массивы информации;
воспитание в себе терпимости к чужим точкам зрения и мнениям и др.
Изучив научную литературу по данной теме, и, проанализировав результаты проведённого социологического исследования, мы можем сделать вывод о том, что информационный стресс, как разновидность психологического, является неотъемлемой частью жизни любого человека.
В ходе экспериментального исследования выяснилось, что использование в учебной деятельности избыточного количества информации, поступающей из сети Интернет или других источников, не добавляет обучающимся уверенности в себе, а, наоборот, провоцирует информационный стресс, приводит к состоянию психической напряжённости, неопределенности, неуверенности и тревоги. Таким образом, наша гипотеза нашла своё конкретное подтверждение.
В связи со спецификой современного обучения, предъявляющего высокие требования к эмоциональным ресурсам учащихся, студентов, возникает необходимость в проведении информационно-просветительской работы. Лекции, беседы (в интересной, доступной форме) о причинах возникновения, профилактике и коррекции информационных стрессов помогут в воспитании стрессоустойчивости молодого поколения и обеспечат информационно-психологическую безопасность личности.