НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Матющенко А.С. Загадка как средство народной педагогики в процессе обучения информатике

Библиографическое описание:
Матющенко А.С. Загадка как средство народной педагогики в процессе обучения информатике // Образовательный альманах. 2023. № 10 (72). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2023/72-1.pdf.

Народная педагогика – совокупность знаний и навыков воспитания, передающаяся в этнокультурных традициях, народном поэтичном и художественном творчестве, устойчивых формах общения и взаимодействия детей друг с другом и со взрослыми.

Источниками изучения народной педагогики являются фольклор, этнографические и антропологические материалы, археологические находки, мемуарная литература и др. Нормативные требования народной педагогики извлекаются преимущественно из устного народного творчества.

В народном сознании четко выражены идеи необходимости, природосообразности и непрерывности воспитания. Необходимость воспитания человека основана на наблюдениях за живой природой. Произведения фольклора, часто описывающие истинные события, являлись не только носителями педагогических идей, но и своего рода дидактическим материалом [1].

Загадки относятся к одному из средств народной педагогики, применяемых в обучение. Что же такое «загадка»?

Толковый словарь Ожегова определяет загадку как выражение, нуждающееся в разгадке, истолковании.

В энциклопедическом словаре [2] дано более детальное истолкование: «загадка - жанр народнопоэтического творчества; иносказательное поэтическое описание какого-либо предмета или явления, испытывающее сообразительность отгадывающего».

С учетом доминирования модельного подхода к объектам действительности, в [3] предложена другая дефиниция: загадка - это образная модель объекта, описываемая в аллегоричной форме совокупностью признаков, принадлежащим другим объектам. В этом определении загадка теряет принадлежность к народному фольклору. Но при этом загадки становятся орудием, посредством которого обучаемые могут оперировать моделями изучаемых объектов, выделять их ключевые признаки, представленные необычным образом. То есть такой подход делает определение загадок более динамичным, в рамках которого предполагается работа со специфическим способом кодирования информации. Соотнеся исходную информацию с информацией об известных ему объектах, учащийся отыскивает отгадку, называя описанный объект. Процесс отгадывания можно назвать процессом обработки информации, преобразование ее из исходного вида (описания характеристик объекта) в конечный (название объекта).

Из вышесказанного можно заключить, что загадка - один из приемов для описания загадываемого предмета, используя совокупность характеристик, присущих как ему, так и некоторым другим предметам, не имеющих связи с исходным предметом.

В основе создания загадок лежит сопоставление различных предметов реального мира по их отдельным качествам и признакам.

Условно загадки можно разделить на 3 типа:

1) загадки, описывающие свойства объекта;

2) загадки, описывающие характерные действия самого объекта (или совершаемые над ним;

3) загадки, описывающие характеристики объекта путем сравнения с другими объектами.

Временные рамки применения загадок в обучении коротки. В начальной школе (1-4 классах) они часто встречаются на уроках различных учебных дисциплин [4]. К 5-6 классу загадки применяются на уроках уже редко, а с 8 класса они в основном являются предметом внеурочной деятельности.

Целесообразность применения загадок на начальном уровне обучения обусловлена психологическими особенностями детей данного возраста.

Но обучающий потенциал загадок значительно больше. В их содержание легко вписываются понятия соответствующих предметных областей, а применение их возможно для всех возрастных групп обучаемых.

Если речь идет о подборе загадок, то основной методической задаче учителя является выделение ключевых признаков объекта, которые предстоит изучать на уроке.

При самостоятельной разработке загадок следует перевести описание признаков в поэтическую форму с соответствующими признаками сравнения с другим объектом. При составлении загадок можно придерживаться нескольких способов их создания:

· предметы сопоставляются на основе какого-нибудь внешнего сходства;

· предметы сопоставляются по цвету;

· предметы (явления) сближаются на основе каких-либо признаков их внутренней структуры;

· предметы (образы) сравниваются по их функции, по той роли, которую они роли выполняют в бытовой жизни народа;

· предметы сопоставляются по особенностям их движения.

Также при составлении загадок стоит придерживаться определенных принципов. К таким принципам относятся [3]:

· принцип научности – должны быть задействованы признаки, обязательно принадлежащие загадываемому объекту; они могут быть как ключевыми, так и второстепенными;

· принцип систематичности и последовательности - Гармоничное включение загадки в процесс обучения, опора на нее в ходе работы с учебным материалом;

· принцип наглядности – использование образов объектов, уже сформированных у школьников к моменту работы над загадкой. В загадке должен обязательно фигурировать как минимум один ключевой признак;

· принцип соответствия возрастным и индивидуальным особенностям – пересекается с принципом наглядности и требует учета жизненного опыта, сформированного к моменту использования загадки;

· принцип сознательности и активности – загадка должна способствовать самостоятельному поиску ответов на учебные задачи, связанные с загадываемым объектом, осознанность ассоциативных связей;

· принцип вариативности – один и тот же объект может быть представлен в различных загадках с выделением разных признаков; для каждой категории учащихся могут использоваться разные загадки, в которых фигурирует один и тот же объект;

· принцип толерантности – ответ на загадку может быть высказан любым учеником вне зависимости от его знаний в данной предметной области.

Использовать загадки можно либо на этапе мотивации овладения новым понятием в качестве элемента занимательности, либо на этапе обобщения и систематизации. В первом случае в начале урока загадывается некий объект, который подлежит усвоению; в ходе изложения материала, когда выделяются некоторые существенные признаки объекта, ученики, получая дополнительную информацию, должны распознать объект. Во втором случае при обобщении и систематизации материала по определенной теме учащиеся рассматривают объект в новом для себя ракурсе, когда выделяются не явные его признаки, а признаки, присущие другим объектам, но сходные по ассоциации с признаками загадываемого объекта. После нахождения ответа целесообразно обсудить, какие признаки объекта были задействованы и в чем выражается сходство. [3].

Далее приведены примеры загадок для нескольких содержательных линий.

Содержательная линия «Информация и информационные процессы»

1) С помощью такого устройства

Откопировать книгу можно.

Тексты, картинки любые

Станут с ним цифровыми. (Сканер)

2) А в заключение - сказка

С загадкой и подсказкой:

У дисковода-папы

Под крышей - мама-плата,

Но дочки с ними не живут -

У людей нашли приют.

Умненькие дочки

Запоминают строчки,

Запоминают все, что есть,

Что может с них компьютер счесть.

Все дочки-девочки равны,

Лишь отличаются они

Объемом памяти и платьем,

И в этом девичье их счастье!

Зовут красавиц просто - Стешки,

А по компьютерному -... (флешки).

Содержательная линия компьютера

1) Скромный серый колобок,

Длинный тонкий проводок,

Ну а на коробке –

Две или три кнопки.

В зоопарке есть зайчишка,

У компьютера есть... (мышка)

2) На столе он перед нами, на него направлен взор,

Подчиняется программе, носит имя … (монитор).

Содержательная линия «Алгоритмизации и программирования»

Не каждый совершить сумеет сам

Процесс создания компьютерных программ.

Искусство это тщательно планируем,

А сам процесс зовется... (программированием)

Содержательная линия «Информационных технологий»

Если мой компьютер «заболеет»,

Вылечить его я сам сумею.

Не боюсь вредоносных программ,

Повредить ничего им не дам.

Как вредители те называются,

Что заразны и вмиг размножаются? (Вирусы)

Содержательная линия «Информационные технологии»

1) Сетевая паутина оплела весь белый свет.

Не пройти детишкам мимо. Что же это? (Интернет)

2) Всемирная сеть, иль, еще, паутина,

Найдешь в ней про все – про людей, про машины.

Каких только сведений разных в ней нет!

Зовется она, знаешь ты,... (Интернет)

Загадки способствуют развитию памяти ребенка, его образному мышлению, быстроте умственных реакций. Загадка учит ребенка сравнивать признаки различных предметов, находить общее в них и тем самым формирует у него умение классифицировать предметы, отбрасывать их несущественные признаки. Другими словами, с помощью загадки формируются основы теоретического творческого мышления. [6]

В заключение хотелось бы отметить, что применение загадок на уроках информатики можно рассматривать как средство реализации межпредметной связи.

Библиографический список

1. Российская педагогическая энциклопедия: в 2 т. Т.2 М-Я / гл. ред. В. В.Давыдов. – М.: Большая Российская энциклопедия» - 1999

2. Российский энциклопедический словарь: в 2 кн. Кн. 1. А-Н / гл. ред. А. М. Прохоров. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2001. - 863 с.

3. Зубрилин А. А. Загадки в обучении информатике / А. А. Зубрилин // Гуманитарные науки и образование. - 2011. -№.3.-с.9-13

4. Карпова, Е. В. Дидактические игры в начальный период обучения: попул. пособие для родителей и педагогов / Е. В. Карпова. - Ярославль: Академия развития, 1997. - 197 с.

5. Рыбникова М.А. Загадки – Academia – 1932 г. – 492 с.

6. Волков Г.Н. Этнопедагогика: Учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 168 с.

7. Информатика для детей [Электронный ресурс]: https://sites.google.com/site/informatikakids/informatika-znanie-2
2023