Оригинaл материала размещен в выпуске № 2 (52) https://f.almanah.su/52.pdf
Потребность в изучении английского языка в наше время обретает особое значение. Обучение иностранным языкам в России ведётся с дошкольного возраста.
Научно доказано, что чем раньше ребёнок начинает изучать иностранный язык, тем лучше он усваивает новую информацию. Именно в этот период очень важно заинтересовать ребёнка английским языком. У младших школьников нет ещё особого понимания или внутренней потребности для чего и зачем ему это нужно. Дети раннего школьного возраста приходят на урок с огромным любопытством, готовые впитывать и учиться новому и очень важно на начальном этапе не упустить этот момент.
В настоящее время, можно выделить несколько основных проблем, с которыми сталкиваются учителя при обучении английскому языку в начальной школе. В зависимости от уровня и профиля учебного учреждения эти проблемы могут варьироваться, но в целом есть характерные для всех сложности.
Во-первых, как правило, класс – это группа совершенно разных учеников; дети различаются по уровню обученности, развитию интеллектуальных возможностей, способности к овладению языка, разные мотивации к изучению английского языка, и даже физического развития. У каждого школьника есть свои особенности характера, свои интересы. Важно также понимать, что дети обладают разными характерами: некоторые слишком активны, другие застенчивы, третьи слишком тревожны, болезненно переживают свои неудачи и боятся сделать ошибку. А сейчас дети с ОВЗ обучаются в одном классе с остальными ребятишками. Учёт всех этих различий обязывает педагога подбирать каждому ребёнку подходящее задание и роль на уроках. Некоторые дети, имеющие низкую самооценку, часто не могут реализовать своих способностей и даже становятся неуспевающими. Важна совместная работа учителя английского языка с классным руководителем и родителями, чтобы помочь ребёнку преодолеть трудности.
Также важно методически правильно организовать структуру урока. Скука - главный враг обучения. Особая роль отводиться подготовке учителя к уроку. Использование разнообразных форм и методов позволяет вовлечь детей в процесс обучения.
Личностно-ориентированный подход в обучении иностранным языкам предполагает обучение в сотрудничестве, метод проектов и разно уровневое обучение. В настоящее время в большинстве школ крайне сложно воплотить такой подход в жизнь: нехватка мест в школах, педагогов соответствующей специализации и квалификации, учебно-методических материалов и главное учебных часов – все это создает серьезные трудности в вопросе качественной и полной подачи материала для усваивания. Однако к этому необходимо планомерно двигаться и стараться максимально воплощать.
Эта технология создает условия для активной совместной учебной деятельности учащихся в разных учебных ситуациях. Ученики разные: одни быстро схватывают информацию на уроке, легко овладевают лексическим материалом, коммуникативными умениями; другим требуется не только больше времени, но и дополнительные индивидуальные разъяснения. В таких случаях хорошо помогает групповая работа, работа в команде, в результате возникает ситуация, в которой каждый отвечает не только за свой личный результат, но и за результат всей команды в целом. Поэтому слабые ученики стараются выяснить у сильных ребят все непонятные им вопросы, а сильные учащиеся заинтересованы в том, чтобы все члены команды, в первую очередь слабый ученик, досконально разобрался в материале.
В целом данный метод оправдал свою эффективность на практике, зачастую один и тот же учебный материал, переданный одним учеником другому усваивается последним в разы лучше, нежели доводимый самим учителем. И дело тут не в низкой способности учителя к обучению или недостаточной квалификации – просто язык общения самих детей все больше отличается от используемого педагогом и взрослыми в целом. Ведь ни для кого ни секрет, что дети и подростки имеют свою языковую субкультуру, которая зачастую непонятна взрослым. А общаясь (объясняя) материал между собой, на «своем языке» дети быстрее и проще могут уловить суть изучаемого. В итоге, совместными усилиями, ликвидируются проблемы, что несомненно только во благо как самим ученикам, так и учителю.
Вторая проблема, на которую хотелось бы обратить внимание – это психолого-возрастные особенности каждого конкретного ребенка. Нужно учитывать психологические особенности развития каждого ребёнка. Умение воспринимать новую информацию, свойства памяти, кому-то достаточно проговорить новое слово, а кому-то прописать его несколько раз. В учебном процессе необходимо использовать образное мышление детей. И как раз на этом этапе необходимо применять элементы игры, можно даже применять метод интриги. Развивающее значение игры заложено в самой природе, так как игра – это всегда эмоции, практическая деятельность по формированию умений и навыков – там, где эмоции, там активность, там внимание и воображение, там работает мышление, а самое главное – желание узнать, как можно больше нового.
Наблюдения за процессом обучения английскому языку с использованием игр и игровых ситуаций показали, что применение их дает возможность привить учащимся интерес к языку, создает положительное отношение к его изучению, стимулирует самостоятельную речемыслительную деятельность детей, дает возможность более целенаправленно осуществлять индивидуальный подход в обучении. Проблема тут возникает только в возможностях образовательных учреждений организовать должный уровень использования данного метода на практике. Необходимо наличие материально-технической базы для проведения подобных уроков, соответствующего места (пространства), если, к примеру, подразумевается проведение выступления (спектакля) на иностранном языке необходим актовый зал или хотя бы соответствующий спортивный и т.п.
Третьей проблемой на сегодняшний день изучение грамматического материала.
При попытках перевести предложение на английский язык, ученики чаще всего используют речевую структуру русского языка, что чаще всего искажает значение данного высказывания. Поэтому речевой механизм русского языка зачастую заменяет или даже вытесняет иностранный язык.
В то же время учащиеся часто переносят особенности русского языка на английский язык.
На уроках английского языка дети чаще всего переводят на русский язык отдельные слова с английского языка, то есть понимание ими этих слов происходит не с помощью английского языка, а на русском языке.
Определённой проблемой в обучении иностранному языку в младшем школьном возрасте, является конечно же обучение письму. Все эти навыки взаимосвязаны. Письмо- это сложное речевое умение. Но чтобы выполнить эту задачу, именно на начальном этапе, особенно на первом году обучения, ребята должны овладеть техникой письма, научиться писать буквы. Темп у учащихся в этом возрасте очень медленный и на русском языке. Поэтому сначала все задания нужно выполнять вначале устно, а потом уже письменно.
Для того, чтобы данный процесс прошел качественно и имел большую результативность в образовательных учреждениях этому должно уделяться достаточное количество времени. Однако, в нынешних реалиях, это практически невыполнимо.
Следует отметить, что важное значение при обучении младших школьников имеет уровень физического развития и подготовленности. На сегодняшний день, большинство детей страдают различными хроническими заболеваниями. Слабое здоровье влияет на усвоение учебного материала. От детей требуется дополнительная физическая нагрузка. Некоторые школьники быстро утомляются, теряют сосредоточенность, у некоторых даже возникают головные боли. Одной из причин быстрой утомляемости является нагрузка от использования детьми компьютеров, смартфонов и иных гаджетов.
Учитель должен стремиться к тому, чтобы весь урок проходил непринужденно, а тон учителя был весёлым и доброжелательным, создавалась бы приятная, располагающая к занятиям атмосфера. Обязательными элементами урока должны быть физические минутки, зарядки, игры и релаксация. Цель релаксации – сбросить умственное напряжение, дать детям небольшой отдых, перевести внимание, вызвать положительные эмоции, хорошее настроение, что приведёт к улучшению усвоения материала.
Очень важно активно внедрять в учебный процесс и другие формы: групповые, коллективные, а также проектные. При этом очень важно по возможности правильно размещать детей в классной комнате.
Очень полезно в процессе изучения английскому языку использовать различные персонажи при помощи игрушек. А также интересным для детей будет просмотр мультфильмов, фильмов, клипов на языке оригинала.
В настоящее время, ученик чаще всего не видит реальной возможности воспользоваться своими знаниями в обыденной жизни. Отсутствие языковой среды, бытовых ситуаций, где могли бы применяться языковые навыки, не дает многим осознанной мотивации и понимания необходимости владения данными знаниями.
Хотелось бы затронуть тему проектной деятельности. Проектная деятельность эффективна при изучении любой темы. При работе над проектами, учащиеся объединяются в команды, которые ведомы единой целью. В данной работе, ребята проявляют самостоятельность, творческую активность и главное, у каждого появляется коллективная ответственность за порученную работу. Работа над проектом позволяет детям применять полученные знания на практике. В такой работе привлекаются слабые ученики наравне с сильными и конечно повышает интерес к изучаемому предмету.
Со всеми перечисленными проблемами мы - учителя сталкиваемся ежедневно, и наша задача найти правильные способы для их решения.
На уроках иностранного языка в начальной школе педагогу необходимо создать условия для получения положительных результатов:
1) Интересный подбор ситуаций. Они должны быть просты и понятны для школьника.
2) Следить за тем, чтобы каждый ребёнок был вовлечён в процесс обучения. Если ребенок не будет чувствовать свою значимость, он, скорее всего, потеряет интерес к предмету.
3) Создать благоприятную атмосферу для общения на своих уроках. Необходима постоянная смена деятельности на уроках, иначе интерес у учащихся быстро пропадёт.
Ну и конечно же нужно любить свою профессию, детей и то чем вы занимаетесь! Желаю вам успехов в работе и новых идей.
Библиографический список
1. Меирбеков А.К., Бегайдарова А.Е. ПРОБЛЕМЫ, С КОТОРЫМИ СТАЛКИВАЮТСЯ УЧИТЕЛЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В СРЕДНИХ ШКОЛАХ // Современные наукоемкие технологии. – 2021. – № 9. – С. 204-210.2. МАЗУНОВА Л.К. Учебник как компонент системы «Учитель – ученик – учебник» // Иностранные языки в школе. – 2010. – № 2. – С. 11–16.
3. English: газета для тех, кто изучает и преподает английский язык [Электронный ресурс]. URL:www.eng.1september.ru