НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Дьякова Т.А., Малюта Т.А. Профилактика дорожно-транспортного травматизма и воспитание навыков безопасного поведения на дорогах (из опыта работы)

Оригинaл материала размещен в выпуске № 02 (04) https://f.almanah.su/04.pdf


Проблема безопасности детей на дорогах является одной из самых актуальных проблем нашего общества. Скорость движения и количество машин на дорогах резко возрастают с каждым годом. Статистика утверждает, что очень часто причиной дорожно-транспортных происшествий являются именно дети. Поэтому обеспечение безопасности детей на дорогах становится все более важной задачей.
Дорожно-транспортные происшествия по вине детей или с их участием случаются только по тому, что юные пешеходы не усвоили элементарные основы Правил дорожного движения, а так же по причине безучастного отношение взрослых к поведению детей на проезжей части.
Другой причиной является то, что дошкольники ещё в должной степени не умеют управлять своими поведением, у них ещё не выработалась способность предвидеть возможную опасность, поэтому они безмятежно выбегают на дорогу. Жажда знаний, желание открывать что – то новое, ставит наших почемучек перед реальной опасностью, в частности, и на улице. Вот почему уже в детском саду необходимо изучать с воспитанниками ПДД, формировать у них навыки осознанного безопасного поведения. Но учение, ни в коем случае не должно ограничиваться или сводиться к «это можно, а это нельзя»- это скучно и неинтересно детям, поэтому задача педагогов и родителей – сделать обучение занимательным, интересным, игровым, увлекательным.
Во многом безопасность пешехода зависит от соблюдения им правил поведения на улице, поэтому необходимо обучать детей Правилам безопасного поведения на дорогах через дидактические игры и упражнения,
Известно, что привычки, закрепленные в детстве, остаются на всю жизнь, поэтому одной из важных проблем в обеспечении безопасности дорожного движения является профилактика детского дорожно-транспортного травматизма в дошкольных учреждениях.
Сегодня детский сад стремится обеспечить своим воспитанникам качественное, универсальное образование, обеспечить высокий уровень культуры, в том числе и культуры на дороге. Соблюдение правил безопасной жизни должно стать осознанной необходимостью.
Именно поэтому стоит задача выработать у детей стереотип безопасного поведения на дороге.
Главная задача воспитателей доступно разъяснить правила ребенку, а при выборе формы обучения донести до детей смысл опасности несоблюдения правил, при этом не исказить их содержание.
Детей необходимо обучать не только правилам дорожного движения, но и безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте.
Задачи образовательной деятельности которые должны ставить перед собой педагоги:
1. Уточнять и расширять представления о транспортных средствах, об улице (виды перекрестков, о правилах перехода проезжей части.
2. Продолжать знакомить с дорожными знаками.
3. Закреплять навыки поведения в общественном транспорте.
4. Познакомить с правилами езды на велосипеде, с предупреждающими, запрещающими, информационно-указательными знаками и знаками сервиса.
5. Совершенствовать культуру поведения детей на улице и в транспорте
Используемые методы и формы в процессе обучения детей:
Словесные: беседы, рассказы, чтение художественной литературы, обсуждение по картинке.
Практические: художественное творчество (рисование, лепка, аппликация); продуктивная конструктивная деятельность.
Игры, игровые ситуации, проблемные ситуации на настольном перекрестке.
Развлечения, театральные представления.
Экскурсии и целевые прогулки.
Образовательный процесс осуществляю:
- через непосредственное восприятие дорожной среды во время целевых прогулок, где дети наблюдают движение транспорта и пешеходов, дорожные знаки, светофоры, пешеходные переходы и т. д.;
- в процессе специальной развивающей и образовательной деятельности по дорожной тематике.
Во время бесед с детьми обсуждаю следующие темы: «Виды транспортных средств», «Виды и сигналы светофоров», «Опасности на улицах», «Правила перехода проезжей части со взрослыми», «Дорожные знаки для пешеходов».
Очень важным моментом в обучении дошкольников правилам дорожного движения являются и развитие пространственного представления и представления о скорости движения. Ребенок должен научиться ориентироваться в пространстве, понимая такие понятия, как близко, далеко, слева, справа, сзади, по ходу движения. Также малышу необходимо правильно воспринимать и скорость движения, как транспорта, так и пешеходов: быстро, медленно, поворачивает, останавливается.
В процессе обучения очень важно не пугать ребенка улицей и транспортом. Ведь такой страх так же опасен для малыша, как беспечность или невнимательность. Нужно наоборот, развивать в нем внимание, собранность, ответственность, уверенность и осторожность. Очень эффективным, является обучения детей правилам дорожного движения чтение им стихов, загадок, детских книжек, посвященных безопасности движения.
Занимаясь художественным творчеством, мы рисуем с детьми различные виды транспорта: автобус, грузовые автомобили. В интересной стихотворной форме знакомимся с их назначением. Рассматриваем их форму, величину, строение, соотношения частей. При проведении лепки продолжаем знакомиться с транспортом. С помощью круп изображаем части автомобиля.
В изучении ПДД особенно важным является приобретение умений и навыков в процессе игровой деятельности. Игра у детей представляет собой воссоздание социальных отношений между людьми, их поведение в условиях реальной общественной жизни. Игра является основным видом активности дошкольников, в процессе которой они упражняют свои силы, расширяют ориентировку, усваивают социальный опыт. Особый интерес по изучению ПДД вызывает у детей сюжетно- ролевая «Автобус» «Я водитель», «Едем в гости», «Отправляемся в путешествие». При проведении игры мы знакомимся с правилами поведения в общественном транспорте, на дороге во время езды.
В нашей группе имеется большая магнитная доскамакет дороги с улицами. специально приобретенная для моделирования ситуаций в уголке безопасности движения. Этот набор помогает провести время весело и с пользой: познакомить детей с основными правилами дорожного движения, развивает память и внимание. Все детали магнитные и мгновенно крепятся на нужное место. Уникальная магнитная доска и большое количество магнитных деталей с разными машинами, зданиями и дорожными знаками делает эту обучающую игру любимой у наших воспитанников. Ведь каждый раз можно моделировать ситуации по-новому. А методические рекомендации, которые входят в набор, помогают нам в обучающем процессе.
Поставив детей вокруг макета, мы обсуждаем дорожные знаки, сигналы светофора, пешеходные переходы. Используя фигурки пешеходов и транспорта, наглядно показываем, что может произойти, если нарушать правила дорожного движения. А также объясняем, как правильно нужно вести себя на улицах и дорогах нашей станицы. При изучении с детьми ПДД я использую дидактические игры: «Какой знак», «доскажи словечко», «Угадай знак», «Собери машину»; настольно – печатные игры: «Правила движения», «Подбери знак». Во время прогулок использую подвижные игры: «Воробушки и автомобиль», «Цветные автомобили», «Ловкий пешеход», «Светофор».
Значительное место в обучении детей ПДД отвожу практическим формам обучения: наблюдениям, экскурсиям, целевым прогулкам. Во время, которых мы изучаем правила для пешеходов, наблюдаем дорожное движение. На прогулках обучаем детей ориентироваться на местности, а именно на территории детского сада. Также объясняю детям, что за пределы детского сада самостоятельно выходить нельзя. Мы закрепляем знания, полученные в группе, на прогулках. А также разыгрываем ситуации на дороге, используя атрибуты постового: жезл, свисток, головной убор; рули для автомобилей.
Для родителей мы оформляем специальный стенд. На нем помещаем выдержки из правил дорожного движения, которые должны усвоить дети, перечень литературы для взрослых и дошкольников о правилах поведения на улице. Размещаемдетские рисунки, образцы книг, картинок, тексты стихотворений и загадок, задания по закреплению у детей правил поведения на улице.
Таким образом, единство требований семьи и детского сада обеспечит успешную подготовку детей к обучению в школе, практическое применение и соблюдение ими правил дорожного движения.
Список используемой литературы:
1. Основы безопасности жизнедеятельности. Гафнер В.В. 2013-2015 // ОБЖ.РФ ОБЖ: URL: http://обж.рф/uchebnye-materialy-obzh/bezopasnost-na-dorogah/prichiny-dorozhno-transportnyh-proisshestviy-s-uchastiem-detey-i-podrostkov. (дата обращения 18.12.2017)
2. Саулина Т.Ф. Три сигнала светофора/ Т.Ф. Саулина -М. «Просвещение» 1989г
3. Степаненкова Э.Я., Филенко М.Ф. Дошкольникам о правилах дорожного движения/ Э.Я.Степаненкова, М.Ф. Филенко.- М. «Просвещение» 2005
4. Шорыгина Т.А. Беседа о правилах дорожного движения с детьми 3-7 лет. / Т.А. Шорыгина– М.: ТЦ Сфера, 2009.[i]
5. https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2015/02/14/tvorcheskaya-rabota-obuchenie-pravilam-bezopasnogo.
6. https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2015/02/14/tvorcheskaya-rabota-obuchenie-pravilam-bezopasnogo
Контактные данные: ds10ds@yandex.ru
89184436188

2018