Здоровьесберегающие технологии в образовании и воспитании

Маликова В.Х. Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе ДОУ

Оригинаqaл материала размещен в выпуске № 12 (26) https://f.almanah.su/26.pdf

Проблема здоровья подрастающего поколения важна и своевременна как для теории, так для практики. Ее актуальность продиктована введение ФГОС дошкольного образования. Очень важно именно на этапе дошкольного детства сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом. Поэтому, одной из главных задач любого ДОУ является сохранение и укрепление здоровья детей. На здоровье ребенка влияют многие факторы, одним из которых является среда, в которой он растет и развивается. Опираясь на задачи охраны и укрепления здоровья детей, я поставила перед собой три основные задачи: 1.сохранить здоровье детей. 2.создать условия для своевременного психического развития. 3.обеспечить каждому ребенку возможность радостно и содержательно прожить период дошкольного детства. 4.использовать здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе.
В своей работе я использую современные здоровьесберегающие технологии, чтобы поддержать интерес к организованной, образовательной деятельности, снять усталость, поднять эмоциональный настрой и повысить работоспособность. Провожу динамические паузы 2-5 мин, во время занятий и по мере утомляемости детей. Во время их проведения включаю элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия. Ни для кого не секрет, что современные дети испытывают двигательный дефицит, количество движений ниже возрастной нормы. Поэтому ежедневно на прогулке, в групповой комнате провожу подвижные спортивные игры с малой и средней подвижности. Игры подбираются в соответствии с возрастом детей, местом и временем проведения. Для психического здоровья детей провожу релаксацию. Использую спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов, звуки природы). Выполнение таких упражнений, учат умению расслабляться. Ежедневно провожу с детьми индивидуально либо с подгруппой - пальчиковую гимнастику. Так как пальчиковая гимнастика тренирует мелкую моторику, стимулирует речь, пространственное мышление, внимание, кровообращение, воображение, быстроту реакции. Проводится в любой отрезок времени для снятия зрительного напряжения использую гимнастику для глаз, во время проведения использую наглядный материал.

Для постепенного пробуждения делаем бодрящую гимнастику в течении 5-10 мин. В ее комплекс входят упражнения на кроватях, и ходьба по массажным коврикам, умывание. Проводятся утренняя гимнастика, физкультурные занятия в соответствии с программой по которой работает ДОУ. Они направлены на обучение двигательным умениям и навыкам. Регулярные занятия укрепляют организм и повышают иммунитет. Уделяем большое внимание технологии воспитания валеологической культуры или культуры здоровья. Для этого провожу занятия, беседы, игровые упражнения, индивидуальную работу по следующим темам: « Я и мое тело», « Мой организм», «Глаза – орган зрения», и т.д. С детьми проводим самомассаж в игровой форме, обучаем простым массажным движениям в стихотворной форме.

Также, хорошо зарекомендовал себя оздоровительный кислородный коктейль, который применяется для всего детского сада. Он помогает сконцентрироваться, улучшает память, зрение, увеличивает выносливость. Также в группе создали «Уголок здоровья» оснастили традиционными пособиями и нестандартным оборудованием: это коврики из пробок, пуговиц, султанчики, вертушки, различные массажеры, спортивные мешочки и др. В уголке здоровья находятся книги, энциклопедии, схемы про здоровье, наглядный материал, пособия. Здоровьесберегающие технологии применяю и в работе с родителями: это беседы по профилактике заболеваний, консультации, памятки, папки-передвижки, собрания, физкультурные праздники, мастер-классы, досуги. При проведении досугов дети приобщаются к непосредственному участию в различных состязаниях, соревнованиях, с увлечением выполняют двигательные задания, при этом ведут себя непосредственно, раскованно. Применяя в работе здоровьесберегающие технологии: как динамические паузы, подвижные и спортивные игры, релаксацию, гимнастику: пальчиковую, для глаз, дыхательную, физкультурное занятие, самомассаж я повышаю результативность воспитательно - образовательного процесса, формирую у воспитанников ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья. Таким образом, внедрение в образовательный процесс современных здоровьесберегающих технологий – оказалось успешным.
Библиографический список
1.Ахутина Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения.
2. Волошина Н. А. Организация здоровьесберегающего пространства
« Дошкольное воспитание» № 12, 2004.
3. Интернет – ресурсы.
2019