НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Самоторина М. В. Социальные сети в работе с родителями

Оригинал материала размещен в выпуске № 06 (32) https://f.almanah.su/32.pdf


С 1 января 2014 года введён в действие Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, который разработан на основе Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации с учётом Конвенции ООН о правах ребёнка. В условиях реализации данного стандарта перед дошкольным образованием ставится целью тесное сотрудничество с родителями. Ответственность родителей за учебно-воспитательный процесс возросла, так как именно родительская общественность заинтересована в повышении качества образования и развития своих детей [2].
Говоря конкретнее о дошкольном образовании, обращаясь к ФГОС ДО, мы видим, что роль родителей в реализации требований сильно возросла. Организация, которую посещает ребёнок, должна иметь очень тесное сотрудничество с родителями. Воспитатель является не просто человеком, присматривающим за ребёнком. Воспитатель изучает все особенности ребёнка, как физические, так и психологические, и является неким проводником, устанавливающим недостающие связи между родителем и ребёнком.
Необходимость таковой работы возникает по причине того, что длительное время ребёнок находится вне дома. Пока родители трудятся во благо семьи на работе, ребёнок, проводя длительное время в детском саду, учится реализовывать себя в социуме, учится налаживать связи с ровесниками, а также со взрослыми. Именно в саду начинает вырисовываться картина общего физического состояния ребёнка, а также психологические особенности характера [3]. Находясь без родителей, ребёнок начинает раскрываться намного ярче. Именно за таким самовыражением ребёнка и наблюдает воспитатель, отмечая для себя особенности поведения, общения. Свои наблюдения педагог раскрывает родителям для того, чтобы те узнавали своего ребёнка более разносторонне, нежели это происходит дома в привычной для ребёнка обстановке. Происходит обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи, в которой воспитатель может давать советы в вопросах образования, развития, как физического, так и психологического, а также во многих других вопросах.
Одной из ведущих форм работы с родителями является познавательные формы организации взаимоотношений воспитателя с родителями. Они повышают психолого-педагогическую культуры родителей, а значит, способствуют изменению взглядов родителей на воспитание ребёнка в условиях семьи [1].
Ни в одной традиционной форме работы с родителями невозможно передать всю информацию о ребёнке, которую хотелось бы донести. В устной форме можно много рассказать, но не показать. В таком вопросе на помощь приходит Интернет.
Современная жизнь стала полностью компьтеризированной. Развиваются технологии, и вместе с ними развивается наша жизнь. На любом предприятии есть доступ к интернет-ресурсам, в поликлиниках появились он-лайн регистратуры, старшеклассники многих школ работают не в тетрадях, а используют ноутбуки, а студенты – планшеты. В настоящее время практически в каждом доме есть компьютер с выходом в Интернет. Помимо удобного и быстрого способа получения какой-либо информации люди используют Интернет, как способ общения с другими людьми. Помогают в этом различные сайты, социальные сети, электронная почта.
Говоря о необходимости общения педагога с родителями, стоит отметить, что именно Интернет-ресурсы в настоящее время выдвигаются на первое место по частоте пользования в качестве метода работы с родителями. Ведь практически все родители являются пользователями тех или иных социальных сетей. Именно метод работы с родителями через социальные сети мы и хотим рассмотреть.
Традиционные формы работы с родителями, такие как родительские собрания, круглые столы, дни открытых дверей зачастую не несут большой практической пользы по той причине, что далеко не каждый родитель располагает достаточным временем, чтобы посещать данные мероприятия. У многих напряжённый рабочий график, у многих маленькие дети, которых просто не с кем оставить на время посещения собраний в саду. Поэтому часто многие вопросы остаются либо нерешёнными, либо решёнными не до конца в связи с тем, что не все родители были проинформированы. В таких ситуациях на помощь приходят социальные сети.
Социальная сеть – платформа, онлайн-сервис и веб-сайт, предназначенные для построения, отражения и организации социальных взаимоотношений в Интернете [4]. Социальными взаимоотношениями мы можем назвать различные связи, возникающие между отдельными людьми либо группами людей, а также связи внутри этих групп, основывающиеся на политической, экономической, духовной, социальной и других сферах жизни. Социальные сети привлекают людей для различных целей. Кто-то пытается восстановить связи в общении со старыми друзьями, кто-то ищет работу, кто-то использует социальные сети для развития бизнеса. Какой бы ни была причина использования тех или иных веб-сайтов, смело можно сказать, что огромное количество людей пользуется услугами социальных сетей. В связи с этим педагогами давно стала использоваться такая форма работы с родителями, как создание специальных групп или страничек в социальных сетях, посвящённых детям конкретной группы детского сада или класса школы.
При создании группы или страницы проводится анкетирование родителей с целью выяснения того, в каких социальных сетях зарегистрировано большинство родителей. Когда общим большинством выбирается социальная сеть (как правило, это «Одноклассники», «В контакте», «WhatsApp»), воспитателями создаётся группа, посвящённая работе с детьми. Зачастую на такого рода страницах создают отдельные темы специалисты детского сада, такие как логопед, психолог, художественный и музыкальный руководители, специалист по физическому развитию. В своих темах специалисты отмечают достижения всей группы в целом, либо успехи какого-либо конкретного ребёнка. В свою очередь при наличии каких-то замечаний или советов, специалист может связаться с родителем через личную переписку, где может обсудить какую-то конкретную ситуацию, дать совет.
Помимо специалистов работу на такой странице может вести и заведующий садом. При наличии каких-то вопросов заведующий может так же лично обращаться к родителям либо оповещать их, оставляя сообщения на стене группы, чтобы все могли видеть информацию.
Самой основной же работой, конечно, остаётся работа воспитателей группы с родителями. Использование возможностей социальных сетей позволяет решать не только индивидуальные вопросы, но даже проводить онлайн-собрания. Назначив определённое время, педагог создаёт переписку, где поднимает так называемые вопросы дня. Все родители, посетившие данную страницу в назначенное время, могут участвовать в данном обсуждении, не выходя из дома, используя компьютер, планшет, телефон или какой-либо другой гаджет с выходом в Интернет. Это особенно удобно для родителей с напряжённым графиком, для родителей с маленькими детьми.
На стене группы педагогами может выкладываться различная информация, например расписание занятий, расписание кружков, режим дня. Ежедневно могут отмечаться темы, пройденные в течение дня на занятиях. Родителям может быть предложено, как закрепить, так и углубить какой-либо материал. Также может быть выложена информация о спортивных мероприятиях, намечающихся в ДОУ, театральных постановках, предложенных для просмотра.
Воспитатели могут вести фото-отчёт как ежедневных занятий, так и с утренников или каких-либо мероприятий, проходящих в ДОУ: спортивных, музыкальных, посвящённых каким-либо праздникам или датам. Родителям всегда интересно увидеть, как проводит ребёнок время в детском саду, чем он занимается, чем увлекается, с кем из детей общается, в каких мероприятиях принимает участие. Чем больше подобного рода информации будут предоставлять педагоги, тем выше будет заинтересованность родителей жизнью ребёнка и событиями, происходящими у него, тем теснее будут становиться взаимоотношения семьи и педагогов.
Очень удобной может послужить отдельная тема медицинского работника детского сада. В данной теме может выкладываться как консультации и рекомендации по поддержанию здоровья ребёнка, так и могут быть созданы отдельные папки для каждого ребёнка, в которых родители смогут узнавать о намечающихся прививках, об осмотрах специалистами, об ежемесячных измерениях роста и веса.
Обязательным условием в создании такой группы для родителей служит наличие группового номера телефона, по которому родители могут связаться с воспитателями во время работы детского сада, чтобы обсудить интересующие вопросы, а также просто узнать, как себя чувствует ребёнок на данный момент, находясь в саду. Также целесообразно разместить и номера телефонов воспитателей группы и младшего воспитателя, чтобы родители могли поговорить на интересующие темы с определённым представителем педагогического состава группы.
В свою очередь родители также могут поддерживать работу данной группы. Каждая семья может создать индивидуальную страницу для своего ребёнка, в которой может завести анкету ребёнка. В такой анкете могут быть указаны дата рождения, имена родителей, бабушек, дедушек, других родственников с адресами и контактными номерами. В некоторых ситуациях возникает необходимость связаться с родителями, например, когда резко ухудшается физическое состояние ребёнка. В таких случаях воспитатель сразу старается дозвониться до родителей, чтобы поставить их в известность. Но бывает такое, что телефоны недоступны или выключены, и в такие моменты выручают контакты родственников. Поэтому чем больше контактной информации будет предоставлено в анкете, тем проще будет педагогам поддерживать связь с семьёй ребёнка.
Также в анкете родители могут указать наличие каких-либо аллергий у ребёнка. Особенно этот вопрос актуален, когда речь идёт о пищевых аллергических реакциях. Воспитатель обязательно должен быть осведомлён, если таковые имеются, чтобы исключить данные продукты из рациона ребёнка, предоставленного меню сада.
Родители могут оставлять в данной анкете информацию о том, какие кружки или секции посещает ребёнок. Это может помочь воспитателям тогда, когда в ДОУ проводятся соревнования или конкурсы. Если ребёнок занимается в спортивных секциях, то его можно задействовать в спортивных соревнованиях; ребёнка, занимающегося в художественных кружках, можно приглашать на выставки детских творческих работ.
Помимо предоставления подробной информации о ребёнке и его семье, родители могут создать альбом с фотографиями. Выкладывать можно как личные фотографии ребёнка, чтобы наблюдать за тем, как растёт ребёнок, а также совместные семейные фотографии. По желанию родителей могут создаваться тематические альбомы, например: «Мой дом», «Я – мамин помощник», «Я и мой питомец» и т.д. Такие задания помогут родителям выразить себя с творческой стороны, что всегда положительно влияет на настроение. К тому же подобного рода занятия сближают родителей со своими детьми.
Подводя итог, стоит сказать, что, несомненно, правильно организованная работа с родителями повлечёт за собой исключительно положительные результаты. Когда родители начинают интересоваться образовательным процессом, когда родитель активно участвует в обсуждении жизни своего ребёнка с педагогами, когда родители сами размышляют о различных методах работы с детьми и когда всё это положительно влияет на ребёнка, тогда мы смело можем говорить об эффективности проводимой в дошкольном учреждении работы с родителями. Именно ребёнок и станет тем зеркалом, которое отразит в себе совместную работу родителей и педагогов.

Литература:

1.       Березина, В. А, Виноградова Л. И. Волжина О. И. Педагогическое сопровождение семейного воспитания: Программы родительского всеобуча [Текст] / В. А. Березина, Л. И. Виноградова, О. И. Волжина. – СПб.: Каро, 2005. – 144 с.
2.       Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» // [Электронный ресурс] / Режим доступа http://www.rq.ru/.
3.       Михайлова-Свирская, Л. В. Работа с родителями [Текст] / Л. В. Михайлова-Свирская – М.: Просвещение, 2015. – 126 с.
4.       Социальная сеть // [Электронный ресурс] / Режим доступа https://ru.wikipedia.org/wiki/
2020