Высшее и профессиональное образование: опыт, проблемы, перспективы

Соколов М. М. Современные проблемы выбора средств обучения в системе среднего профессионального образования

Оригинал материала размещен в выпуске № 6 (44) https://f.almanah.su/44.pdf


Современные производства требуют от молодых специалистов знаний о современных технологиях и технике. Это ставит определенные требования перед учебным заведениями среднего профессионального образования (СПО) и рабочей программой специальности. Этому поспособствовало и появление движения WorldSkills, которое задает тренды для учебно-методического обеспечения и роста практических знаний студентов.
При прохождении преддипломной практики, были проанализированы средства обучения в Коломенском аграрном колледже. В данном учебном заведении производится подготовка рабочих кадров по направлению подготовки 23.01.17 «Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей». В число требований предъявляемых образовательной программой к компетенциям выпускников, так же входит и изучение темы «Коробка передач». В мировой практике устройство различных коробок передач постоянно совершенствуется и модернизируется, поэтому требуется совершенствование средств обучения по этому направлению, для того чтобы обучающиеся могли лучше усваивать знания.
Для повышения продуктивности изучения дисциплин необходимо повысить эффективность использования демонстрационных стендов и наглядных пособий на практических занятиях. Таким образом, студенты получат точное представление о внешнем виде, устройстве, взаимодействии частей, свойствах, требованиях к качеству; изучат способы применения, регулирования, настройки изучаемого объекта, а также смогут обращаться к ним в затруднительные моменты.
Наглядные пособия, стенды относятся к средствам обучения. Средства обучения позволяют реализовать принцип наглядности и содействуют повышению эффективности учебного процесса, дают студентам материал в форме наблюдений и впечатлений для более продуктивного усвоения.
Средства обучения — это составная часть метода обучения, которая состоит из различных объектов, используемых преподавателем и студентом в процессе обучения. Главное дидактическое назначение средств - ускорить процесс усвоения учебного материала [1].
Средства обучения делятся на визуальные и аудиовизуальные. К визуальным средствам обучениям относятся: учебники, справочники, сборники задач, сборники тестов, наглядные пособия, модели, макеты, дидактические материалы, сценарии дидактических игр, инструкционные карты, технологические карты [4].
К аудиовизуальным средствам обучения относят: программы ПК, технологии мультимедиа, экранные средства обучения, видео. Программы ПК, или программные средства обучения для персональных компьютеров, позволяют разнообразить, упростить и повысить качество учебного процесса, являясь как инструментов учебного процесса, так и источником информации. Они позволяют индивидуализировать процесс обучения, позволяя каждому обучающемуся моделировать процессы и явления в динамическом режиме, автоматизировать процесс проверки и анализа результатов знаний, умений студента. Применяются для получения необходимой учебной, технической, технологической информации.
Технологии мультимедиа сочетают информационные и вычислительные возможности современных компьютеров, средств звукового и визуального представления информации. Позволяют воспроизводить системы взаимосвязанных изображений. Являются средством наглядности и самостоятельным источником информации. Позволяют озвучивать компьютерные программы, выводить компьютерные ролики на видео и проекционные экраны, синхронизировать изображение и звук (презентации); позволяют увидеть процессы, которые невозможно воссоздать вживую в условиях учебной аудитории; при изучении сложных и опасных процессов, сборки и разборки деталей и узлов в труднодоступных местах, поиске и определении характера неисправностей; в сжатом формате ознакомиться с информацией в виде совокупности других визуальных и аудиовизуальных средств обучения [3].
Все вышесказанное говорит о том, что современный педагог должен постоянно совершенствовать и обновлять свою библиотеку наглядных пособий. Другим вариантом может служить коллективная работа группы педагогов для создания общей базы дидактических материалов.
В практике средней школы существуют библиотеки учебных материалов и онлайн-конструкторов уроков (МЭШ, РЭШ). Подобных ресурсов для СПО не существует. Для высшей школы существовали сайты, типа Студфайлз, но, к сожалению, их эффективность резко снизилась после создания каждым ВУЗом собственных онлайн-платформ на базе Moddle или др.
На сегодняшний день обмен опытом – важный элемент профессионального роста педагога. Наблюдая за работой преподавателей университета, нами были отмечены некоторые дидактические приемы, которые позволили улучшить качество получаемых знаний в системе среднего профессионального обучения за счет легкой конвертации знаний из традиционной формы обучения в дистанционную [5].
Приведем несколько примеров данных приемов:
1) Визуальный ряд.
На проекционном экране демонстрируются изображения, которые помогут студентам тезисно рассказать о пройденном материале прошлого урока.
3) Продолжение фразы
Преподаватель просит группу закончить предложение. Этот вариант проверки знаний схож с фронтальным опросом (Коробка передач это – это…; Трансмиссия это - …)
4) Да – нет (верно-не верно)
Для организации данного способа проверки знаний преподавателю необходимо подготовить ряд высказываний по теме и предлагает группе ответить, верно высказывание или не верно.
5) Карточки-задания
Заранее составленные задания, которые также позволяют оценить уровень знаний всей группы. Метод прост и не требует дополнительной технической аппаратуры. На подготовку заданий не нужно много времени. Карточки-задания могут содержать в себе элементы других методов проверки знаний. Они вносят элемент индивидуального обучения при наличии нескольких вариантов, позволяют дать дополнительное задание при быстром решении основного задания [2].
Получение высоких результатов от преподавания той или иной дисциплины невозможно представить без использования «золотого правила дидактики» – наглядности, которое было сформулировано великим педагогом Я.А. Коменским. Принцип наглядности предусматривает не только опору на зрение, но и на все другие органы чувств. На это положение обращал внимание и известный русский педагог К.Д. Ушинский. Он отмечал, что большое количество органов чувств, принимающих участие в получении информации какого-нибудь впечатления- залог прочного закрепления его в нашей памяти. Физиологи и психологи объясняют это следующим: все органы чувств человека взаимосвязаны. Экспериментально доказано, что получаемая человеком информация с помощью зрения и слуха воспринимается более обостренно по сравнению с той информацией, которая поступает только посредство зрения, или только через слух [3].
Стоит отметить, что на сегодняшний день дисциплины, не нуждающиеся в наглядности, можно пересчитать по пальцам одной руки. Однако, наличие наглядных пособий уменьшает затраты времени на переработку информации при необходимости, сокращает необходимое время на повторение материала и систематизирует знания, получаемые студентами.

Библиографический список

1.      Бабина Н.Ф. Технология: методика обучения и воспитания. 2 часть [Текст]/ Н.Ф. Бабина – М.: Директ-Медиа, 2016 - 390 с.
2.      Василькова Н.А. Учебно-методическое обеспечение преподавания раздела «учебно-методическое обеспечение и материально-техническое оснащение учебного процесса. Средства обучения [Электронный ресурс] // А.Н. Василькова – Челябинск: Библиотека А. Миллера, 2018 - 45 с.
3.      Логинова С.В. Методическое обеспечение и методическое сопровождение как важные составляющие методической работы преподавателя ВУЗа [Электронный ресурс]// Теория и методика профессионального образования. – Режим доступа: https://interactive-plus.ru/e-articles/135/Action135-8726.pdf (Дата обращения 23.03.2021)
4.      Методические указания к проведению практических, семинарских и лабораторных занятий [Электронный ресурс] // ЭУ КГЭУ. – Режим доступа: https://clck.ru/Nt9Mf (Дата обращения 23.03.2021)
5.      Содержание методической деятельности преподавателя [Электронный ресурс] // Инфоурок. – Режим доступа: https://infourok.ru/soderzhanie-metodicheskoj-deyatelnosti-prepodavatelya-4179245.html (Дата обращения 23.03.2021)
2021