НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Беседина Д.В., Достова А.Ю. Игровые технологии как средство социализации детей в условиях дошкольного образования


Оригинaл материала размещен в выпуске № 5 (55) https://f.almanah.su/55.pdf

В настоящее время особое внимание в вопросах социализации уделяется детям дошкольного возраста. Это связно с тем, что именно в дошкольном возрасте у детей формируется фундамент личности, который включает в себя самооценку, эмоциональный интеллект, ценности и социализацию. 
Основываясь на принципах федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, можно сказать о том, что образовательный процесс в дошкольном учреждении выстраивается на основе различных форм работы с детьми, применимые к определенной возрастной категории. В связи с этим основной формой работы в дошкольном учреждении являются игровые технологии. Сделав анализ литературы в области педагогики и психологии, можно констатировать, что для детей дошкольного возраста, главной деятельностью является игра. Посредствам игры выстраивается определенная система обучения дошкольников. Отличительной чертой данной системы является вариативность ее применения.
Был проведен всесторонний анализ понятия «игра», который показал широкий спектр данного понятия. На наш взгляд наиболее важные аспекты отражены в определении педагогического энциклопедического словаря, где утверждается, что «Игра – это форма деятельности в условных ситуациях, направленной на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах осуществления предметных действий, в предметах науки и культуры» [4, с. 285].
Обращаясь к определению «игровые технологии» было определено, что, по мнению Кукушкина В.С. они представляют собой «достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме разных педагогических игр. В отличие от игр вообще, педагогическая игра обладает существенным признаком — четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью» [2, с. 147].
Проведя теоретико-методологический анализ игровых технологий, было выявлено, что на первый план в игровых технологиях выдвигается творческое воображение. Для его развития педагогу необходимо давать понятные и близкие детям образы, которые бы легко преобразовывались из детской фантазии. Воздействие на ребенка с помощью игровых технологий влияет на образовательно-воспитательный процесс в целом, затрагивая двигательную, творческую, познавательную и эмоциональную сферу деятельности ребенка. Необходимо также отметить, что игровые технологии позволяют стимулировать умственную и творческую активность ребенка, тренировать память и внимание, а также развивать навыки игры в команде.
Н.В. Соковикова в своих трудах отмечала важность игровых технологий, утверждая, что «Игровая, речевая, изобразительная, конструктивная, музыкальная деятельности в детстве тесно переплетаются в своем развитии и, внося свой определенный вклад, обеспечивают становление важнейших возрастных новообразований психики ребенка в рациональном возрасте» [5, с. 47].
Также в ходе проведения анализа, были определены наиболее важные функции игровых технологий, среди них:
- Социокультурная функция. В связи с тем, что игра в дошкольном возрасте является ведущей деятельность, то необходимо отметить и тот факт, что по средствам игры происходит постепенная социализация ребенка. Игровые технологии включают в себя социально-контролируемые процессы целенаправленного воздействия как на становление личности ребенка, усвоение им знаний, умений, духовных ценностей и норм, присущих обществу или группе сверстников, так и формирование личности в целом;
- Функция межнациональной коммуникации. С помощью игр возможно моделирование различных жизненных ситуаций, основываясь на этом необходимо обучать детей быть терпимее, доброжелательнее, искать мирные выходы из конфликтных ситуаций, без использования агрессии.  Также необходимо формировать в ребенке эмоциональное восприятие тех или иных ситуаций и вещей в окружающем мире;
- Игротерапевтическая функция. Основная задача данной функции заключается в помощи и совместном преодолении ребенком и педагогом создающихся трудностей, транслирующихся как в игровой, так и в реальной жизни;
- Коррекционная функция, помогающая внести позитивные изменения в структуру личностных показателей ребенка;
- Функция самореализации ребенка в игре является одной из важнейших. В процессе игры ребенок реализует себя как личность, ему важен процесс игры и проживание определенной социальной роли, а не достижение цели игры.
Изучая нормативно-правовую базу в сфере дошкольного образования было определено, что согласно образовательной программе ФГОС дошкольного образования рекомендуется использовать игровые формы занятий. В процессе игровых занятий необходимо реализовывать приемы и ситуации посредствам основных направлений, среди которых:
- Постановка игровой задачи и формулировка правил игры, которые выступают в роли дидактической цели занятия;
- Учебный материал занятия, который должен использоваться в качестве средства игры;
- Введение соревновательного элемента, который позволяет перевести учебную деятельность в игровую;
- Выполнение правил игры и достижение необходимого результата, которые свидетельствуют об успешном выполнении дидактического задания игры.
В образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» программой предусмотрены игры в парах, пальчиковые игры, сюжетно-ролевые, театрализованные, дидактические, а также подвижные (игры с правилами).
Посредствам применения сюжетно-ролевых игр в дошкольном обучении происходит социально-коммуникативное развитие детей. В процессе игры дети овладевают знаниями, умениями и навыками, а также приобретают начальный социальный опыт. Социальный опыт ребенка проявляется в виде освоения общепринятых норм и правил поведения в обществе. Примером сюжетно-ролевых игр, с помощью которых происходит социально-коммуникативное развитие, могут быть такие игры как «Больница», «Магазин», «Кафе», «Семья», «Школа» и т.д. В процессе игры ребенок погружается в социальную роль, которую может прожить в различных ситуациях, диктуемых правилами игры.
До начала игры педагогу нужно объяснить ребенку плавила игры, рассказать о той роли, которую будет исполнять ребенку, основной задачей является донести ребенку смысл и мотив данной игры и роли. Затем педагогу необходимо постепенно вводить ребенка в созданную проблемную ситуацию и ненавязчиво подсказывать пути возможного разрешения конфликта. В игре дети могут проявлять инициативу и предлагать введение дополнительных правил, педагогу в данном случае необходимо поддержать творческий подход детей. В процессе игры ребенок приобретает представления о действиях в различных ситуациях, в дальнейшем транслируя их в повседневной жизни. 
Необходимо отметить, что сюжетно-ролевые игры в дошкольном возрасте помогают преодолеть детям такие черты характера как застенчивость, неуверенность, обидчивость, высокое самолюбие и т.д. Для этого педагогу необходимо создать условия для преодоления данных эмоций, создания чувства защищенности, а также улучшения коммуникации детей в коллективе и ставить игровые задачи, способствующие этому. Сюжетно-ролевые игры дают навык совместной работы, играют важную роль в формировании самостоятельности, дружного детского коллектива.
На основании вышесказанного, можно сделать вывод о том, что игровые технологии и их применение в дошкольном образовании оказывают позитивное влияние на социализацию детей. С помощью сюжетно-ролевых игр дети дошкольного возраста знакомятся с социальными ролями, конфликтами и путями мирного урегулирования проблем, тем самым приобретая начальный социальный опыт.
Таким образом, игра как средство социально-коммуникативного развития детей способствует формированию полноценной личности, способной жить и работать в современном обществе.


Список источников и литературы
1.      Кавтарадзе Д. Н. Обучение и игра: введение в интерактивные методы обучения / Д. Н. Кавтарадзе. 2-е изд. М.: Просвещение, 2009.173 с.
2.      Кукушин В. С. Теория и методика обучения / В. С. Кукушин. Ростов н/Д.: Феникс, 2005. 476 с.
3.      Павлова, М. И. Игровые технологии в дополнительном образовании детей / М. И. Павлова. – Текст : непосредственный // Молодой ученый.  2014. № 5 (64). С. 543-546. URL: https://moluch.ru/archive/64/10338/ (дата обращения: 05.04.2021).
4.      Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б. М. Бим-Бад; Редкол.: М. М. Безруких, В. А. Болотов, Л. С. Глебова и др. М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. 528 с.
5.       Соковикова, Н.В. Психологические условия оптимизации развития специальных танцевальных способностей: Дис... канд. психол. Наук / Н.В. Соковикова. Новосибирск, 2003. 306 с.


2022