Библиографическое описание:
Шубина С.А. Формирование информационной культуры дошкольников // Образовательный альманах. 2023. № 9 (71). Часть 2. URL: https://f.almanah.su/2023/71-2.pdf.
Информационная культура является культурой новейшего вида. Как понятие она сформировалась в рамках современного информационного общества, в котором информация стала главным стратегическим ресурсом и были созданы новые технологии для ее хранения, обработки и передачи. Информационная культура является одним из основных показателей общей культуры личности.
При переходе к информационному обществу человек должен быстро воспринимать и обрабатывать большие объемы информации, владеть современными средствами, методами и технологиями работы. Исходя из этого, человек должен не только уметь самостоятельно осваивать и накапливать информацию, но и учиться такой технологии работы с информацией, при которой решения принимаются на основе коллективного знания. То есть, он должен иметь определенный уровень культуры по обращению с информацией. Для обозначения этого факта был введён термин «информационная культура».
Современный ребенок с рождения окружен насыщенной информационной средой. Он становится потребителем разнообразной информации, поступающей из всевозможных источников, поскольку его восприимчивость к любой информации основывается на любопытстве и любознательности, неподдельном интересе ко всему новому и неизведанному. Поэтому именно дети сегодня являются наиболее незащищенным субъектом, неподготовленным к использованию различного рода информации, которая по своему содержанию может быть как созидательной, так и разрушительной.
Информационную культуру дошкольника следует рассматривать как целенаправленный процесс взаимодействия взрослых и детей, который направлен на достижение личностно-значимых результатов в информационной деятельности. При этом именно в ходе взаимодействия взрослых и детей успешно осуществляется процесс формирования основ информационной культуры дошкольника. В результате этой деятельности формируются такие первичные умения и навыки работы с информацией, как: умение оценивать потребность в дополнительной информации; определять возможные источники, средства информации и способы ее поиска; получать информацию из наблюдений, при обобщении; анализировать полученные сведения; наращивать свои собственные знания, сравнивая, обобщая и систематизируя полученную информацию; создавать с помощью взрослого информационные объекты (сообщения, небольшие сочинения, макеты, модели, рисунки, проекты); применять средства информационно-коммуникационных технологий в познавательной и практической продуктивной творческой деятельности.
В связи с этим в условиях современного информационного общества ключевой педагогической задачей институтов воспитания становится формирование информационной культуры дошкольников. Старший дошкольный возраст является наиболее благоприятным для ее формирования, поскольку этот сенситивный период в жизни ребенка связан с развитием психических функций, становлением чувственно-эмоциональных качеств его личности, с формированием способностей к взаимодействию с окружающим миром, стремлением к межличностному общению.
Так как информационная культура формируется на протяжении всей жизни человека, на этапе дошкольного детства мы говорим только о последовательном и планомерном формировании основ информационной культуры. То есть следует развивать интерес детей к современной технике, важнейшим научным открытиям, постепенно обогащать их представления в области информационно-коммуникационных технологий, развивать первоначальные умения и навыки, необходимые для освоения доступной дошкольникам техники, формировать потребность использования современной техники и передовых технологий в разных видах деятельности. А со стороны взрослых важной задачей является формирование такой информационно образовательной среды, которая позволила бы заложить потенциал обогащенного развития личности ребенка и подготовить его к жизни в информационном обществе.
Определим «основы информационной культуры» дошкольника, как интегративное качество личности, формирующееся в процессе личностно-ориентированного целенаправленного взаимодействия с взрослыми и включающее в себя определенные знания, умения и навыки информационной деятельности, позволяющие детям адаптироваться к реалиям современного общества и использовать современные возможности информационно-коммуникационных технологий без вреда для своего психического и физического здоровья. Из определения понятно, что процесс формирования основ информационной культуры осуществляется в ходе взаимодействия взрослых и детей, в результате чего развиваются такие первичные навыки и умения работы с информацией, как: умение оценивать потребность в дополнительной информации; определять возможные источники, средства информации и способы её поиска; получать информацию из наблюдений, при обобщении; анализировать полученные сведения; наращивать свои собственные знания, сравнивая, обобщая и систематизируя полученную информацию; создавать с помощью взрослого информационные объекты (сообщения, сочинения, рисунки); применять средства информационно-коммуникационных технологий в практической деятельности.
Исходя из этого, можно заключить, что большое влияние на процесс приобщения детей к информационно-коммуникационным технологиям оказывают: мотивационная, когнитивная и операционная стороны, составляющие содержание основ информационной культуры дошкольника.
Их можно представить следующим образом:
· мотивационная сторона: интерес к истории, современному состоянию и перспективам развития компьютерной техники, стремление к поиску информации с использованием различных источников, желание самостоятельно освоить и применять компьютер в игровой занимательной форме для образования, подготовки к обучению в школе и т.п.;
· когнитивная сторона: сведения об информации, ее видах, источниках, назначении, областях использования компьютерной техники, правила её безопасного использования, представление об Интернете, как о постоянно увеличивающемся источнике информации, о расширяющихся возможностях информационно-коммуникационных технологий для образования, общения, игровой и профессиональной деятельности и т.п.;
· операционная сторона: умения использовать компьютерную технику для поиска, сохранения, передачи и творческого использования различной информации, соблюдать правила безопасности в работе с компьютером, использовать важнейшие приемы здоровьесбережения.
Гармоничное сочетание обозначенных выше сторон способствует формированию трех взаимосвязанных структурных компонентов информационной культуры: мотивационно ценностного, когнитивного и практико ориентированного.
Мотивационно-личностная составляющая заключается в создании эмоционально положительного и личностно-значимого интереса к различным источникам и средствам информации, основанного на познавательных потребностях, побуждающих дошкольника на значимую деятельность. Ценность познавательного интереса в формировании основ информационной культуры дошкольников состоит в том, что под влиянием интереса к источникам информации активизируются психические процессы личности ребенка, наступает некое интеллектуальное удовлетворение, способствующее подъему на эмоциональном уровне, что, безусловно, является важным мотивом активности дошкольника, его познавательной деятельности.
Вторым элементом в структуре первоначальных основ информационной культуры дошкольника можно назвать когнитивный компонент, включающий в себя систему первичных знаний о многообразии средств, которые являются источниками получения различной информации. Формируется когнитивный компонент в процессе накопления представлений, связей и ассоциаций между предметами, явлениями, событиями на основании полученной информации. Ребенок усваивает представления о способах получения и обработки, классификации информации; приемах различения и обобщения средств получения информации; устанавливает связи между новой и ранее полученной информацией и т.д. Руководящая роль при этом принадлежит взрослому (педагогу, родителю), который целенаправленно создает и обогащает информационно-насыщенную среду и служит первоисточником информации.
Практико-ориентированный компонент направлен на освоение практических умений, навыков и приемов работы с информационно-коммуникационными технологиями и средствами информации, таких как поиск, сохранение, передача и творческое использование различной информации. Детей учат пользоваться компьютерной техникой, соблюдать правила безопасности и использовать в своей компьютерно игровой деятельности важнейшие приемы здоровьесбережения.
При условиях гармоничного сочетания всех трех компонентов и осуществлении руководства процессом формирования первоначальных основ информационной культуры пробуждается интерес дошкольников к приобретению новых знаний, умений и навыков с помощью современных информационных средств, реализации внутренней целеустремленности и постоянной потребности в получении нужной информации.
В формировании основ информационной культуры могут помочь различные развивающие компьютерные игры. Основная задача их использования – это подготовка ребенка к жизни в информационном обществе, обучение элементам компьютерной грамотности и прежде всего воспитание психологической готовности к применению компьютера, создание чувства уверенности в процессе работы на нем. Среди огромного количества компьютерных игр немало таких, ценность которых сомнительна. Педагоги и родители, желающие воспитать в детях информационную культуру, должны ориентироваться в законах игрового компьютерного мира. В рамках этого вопроса необходимо знание жанровой классификации игр. Жанров компьютерных игр несколько, и в каждом существуют свои разновидности. Но в первую очередь игра должна быть развивающей. Развивающей программе присущ исследовательский характер. К одному из факторов, способствующих воспитанию информационной культуры, можно отнести развитие у ребенка навыка проведения исследовательской работы в процессе компьютерной игры. Приобщение к исследовательской работе происходит незаметно для ребенка. Педагогу важно поддержать развитие таких умений, как: получение информации, ее анализ и интерпретация; способность делать выводы и предположения; умение ставить проверочный эксперимент; умение корректировать свои дальнейшие действия. Наиболее эффективным в решении этих проблем можно считать способ совместного обсуждения и принятия решений, а также простоту в использовании игры при самостоятельных занятиях ребенка, развитие различных навыков и представлений, высокий технический уровень, соответствие возрастным особенностям, занимательность, стимулирующий характер.
Учитывая новые стандарты жизни, производители стали выпускать компьютерные игры, отвечающие перечисленным требованиям. Удачный пример – игра, предназначенная для создания мультфильмов. Ребенок придумывает свой сюжет, используя известных героев. Такие программы решают целый комплекс образовательных и воспитательных задач: они возвращают детей к «безобидным» героям, которые не могут стрелять и убивать, помогают развить фантазию, а не только приятно провести время. Такие игры дают ребенку возможность искать нестандартные пути решения проблем, что особенно актуально в современном мире.
Также, одним из основных факторов развития информационной культуры является образование. Следовательно, процесс формирования основ информационной культуры невозможен без руководства взрослого, задачей которого является создание такой информационно-образовательной среды, которая позволила бы заложить потенциал обогащенного развития личности ребенка и подготовить его к жизни в информационном обществе.
Помимо этого, развитием информационной культуры у детей сейчас занимаются школьные и детские публичные библиотеки. Понятно, что формы и методы работы, состав аудитории и регулярность занятий сильно различаются и зависят от типа библиотеки и условий.
Формирование информационной культуры у детей может осуществляться также и в процессе дополнительного образования. Могут быть организованы различными формами и методами: занятия комбинированного типа, практические и творческие работы, зачеты, игровые занятия, самостоятельная работа с печатным и электронным материалом и т.д. Таким образом, эффективности процесса формирования информационной культуры у детей в дополнительном образовании способствует создание определенных условий: развитие познавательного интереса детей; приобщение их к ценностям, составляющим аксиологические основы информационной культуры личности; внедрение модульного и уровневого обучения, стимулирование познавательной активности и т.п.
Приобщение к информационной культуре – это не только овладение компьютерной грамотностью, но и приобретение этической, эстетической и интеллектуальной чуткости. То, что дети могут с завидной легкостью овладевать способами работы с различными электронными, компьютерными новинками, не вызывает сомнений; при этом важно, чтобы они не попали в зависимость от компьютера, а ценили и стремились к живому, эмоциональному человеческому общению.
Итак, проблема формирования информационной культуры дошкольника требует осмысления и глубокого анализа в силу специфичности возраста ребенка. Возникает много вопросов относительно определения способов и средств для формирования информационных качеств личности, о роли взрослых в этом процессе, о его перспективах. Пока на эти вопросы нет однозначных, проверенных опытом ответов. Ясно одно: есть предмет для дальнейших раздумий, ведь каждому педагогу необходимо серьезно осмыслить и определить для себя свою личную позицию по данной проблеме.
Список использованных источников
1. Калинина, Т.В. Формирование основ информационной культуры у детей старшего дошкольного возраста [Электронный ресурс] / Т.В. Калинина // Педагогическое образование и наука. – 2016. - №4. – Электрон. текстовые дан. Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=27385111, доступ из НЭБ «L-Elibrary,» (17.01.2023). – Загл. с экрана.
2. Карунцова, К.И. Формирование основ информационной культуры дошкольников [Электронный ресурс] / К.И. Карунцова // Научный аспект. – 2016. - №1. – Электрон. текстовые дан. Режим доступа: http://na-journal.ru/1-2016-gumanitarnye-nauki, (15.02.2023). – Загл. с экрана.
3. Наумова, Н.А. Сущность понятия информационной культуры детей старшего дошкольного возраста [Электронный ресурс] / Н.А. Наумова // Всероссийское сетевое издание Дошкольник (ДОШКОЛЬНИК.РФ) – Электрон. текстовые дан. Режим доступа: http://doshkolnik.ru/ikt-deti/9136-kultura.html, (13.02.2023). – Загл. с экрана.
4. Никотина, Е.В. Содержание и методы формирования информационной культуры у детей младшего школьного возраста в ходе дополнительного образования [Электронный ресурс] / Е.В. Никотина // Мир образования - образование в мире. – 2011. - №4. – Электрон. текстовые дан. Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=17932132, доступ из НЭБ «L-Elibrary,» (17.01.2023). – Загл. с экрана.
5. Редина, А.В. Сущность понятия информационной культуры детей старшего дошкольного возраста [Электронный ресурс] / А.В. Редина // Социальная сеть работников образования nsportal.ru – Электрон. текстовые дан. Режим доступа: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/sushchnost-informatsionnoy-kultury-detey, (13.02.2023). – Загл. с экрана.
Шубина С.А. Формирование информационной культуры дошкольников // Образовательный альманах. 2023. № 9 (71). Часть 2. URL: https://f.almanah.su/2023/71-2.pdf.
Информационная культура является культурой новейшего вида. Как понятие она сформировалась в рамках современного информационного общества, в котором информация стала главным стратегическим ресурсом и были созданы новые технологии для ее хранения, обработки и передачи. Информационная культура является одним из основных показателей общей культуры личности.
При переходе к информационному обществу человек должен быстро воспринимать и обрабатывать большие объемы информации, владеть современными средствами, методами и технологиями работы. Исходя из этого, человек должен не только уметь самостоятельно осваивать и накапливать информацию, но и учиться такой технологии работы с информацией, при которой решения принимаются на основе коллективного знания. То есть, он должен иметь определенный уровень культуры по обращению с информацией. Для обозначения этого факта был введён термин «информационная культура».
Современный ребенок с рождения окружен насыщенной информационной средой. Он становится потребителем разнообразной информации, поступающей из всевозможных источников, поскольку его восприимчивость к любой информации основывается на любопытстве и любознательности, неподдельном интересе ко всему новому и неизведанному. Поэтому именно дети сегодня являются наиболее незащищенным субъектом, неподготовленным к использованию различного рода информации, которая по своему содержанию может быть как созидательной, так и разрушительной.
Информационную культуру дошкольника следует рассматривать как целенаправленный процесс взаимодействия взрослых и детей, который направлен на достижение личностно-значимых результатов в информационной деятельности. При этом именно в ходе взаимодействия взрослых и детей успешно осуществляется процесс формирования основ информационной культуры дошкольника. В результате этой деятельности формируются такие первичные умения и навыки работы с информацией, как: умение оценивать потребность в дополнительной информации; определять возможные источники, средства информации и способы ее поиска; получать информацию из наблюдений, при обобщении; анализировать полученные сведения; наращивать свои собственные знания, сравнивая, обобщая и систематизируя полученную информацию; создавать с помощью взрослого информационные объекты (сообщения, небольшие сочинения, макеты, модели, рисунки, проекты); применять средства информационно-коммуникационных технологий в познавательной и практической продуктивной творческой деятельности.
В связи с этим в условиях современного информационного общества ключевой педагогической задачей институтов воспитания становится формирование информационной культуры дошкольников. Старший дошкольный возраст является наиболее благоприятным для ее формирования, поскольку этот сенситивный период в жизни ребенка связан с развитием психических функций, становлением чувственно-эмоциональных качеств его личности, с формированием способностей к взаимодействию с окружающим миром, стремлением к межличностному общению.
Так как информационная культура формируется на протяжении всей жизни человека, на этапе дошкольного детства мы говорим только о последовательном и планомерном формировании основ информационной культуры. То есть следует развивать интерес детей к современной технике, важнейшим научным открытиям, постепенно обогащать их представления в области информационно-коммуникационных технологий, развивать первоначальные умения и навыки, необходимые для освоения доступной дошкольникам техники, формировать потребность использования современной техники и передовых технологий в разных видах деятельности. А со стороны взрослых важной задачей является формирование такой информационно образовательной среды, которая позволила бы заложить потенциал обогащенного развития личности ребенка и подготовить его к жизни в информационном обществе.
Определим «основы информационной культуры» дошкольника, как интегративное качество личности, формирующееся в процессе личностно-ориентированного целенаправленного взаимодействия с взрослыми и включающее в себя определенные знания, умения и навыки информационной деятельности, позволяющие детям адаптироваться к реалиям современного общества и использовать современные возможности информационно-коммуникационных технологий без вреда для своего психического и физического здоровья. Из определения понятно, что процесс формирования основ информационной культуры осуществляется в ходе взаимодействия взрослых и детей, в результате чего развиваются такие первичные навыки и умения работы с информацией, как: умение оценивать потребность в дополнительной информации; определять возможные источники, средства информации и способы её поиска; получать информацию из наблюдений, при обобщении; анализировать полученные сведения; наращивать свои собственные знания, сравнивая, обобщая и систематизируя полученную информацию; создавать с помощью взрослого информационные объекты (сообщения, сочинения, рисунки); применять средства информационно-коммуникационных технологий в практической деятельности.
Исходя из этого, можно заключить, что большое влияние на процесс приобщения детей к информационно-коммуникационным технологиям оказывают: мотивационная, когнитивная и операционная стороны, составляющие содержание основ информационной культуры дошкольника.
Их можно представить следующим образом:
· мотивационная сторона: интерес к истории, современному состоянию и перспективам развития компьютерной техники, стремление к поиску информации с использованием различных источников, желание самостоятельно освоить и применять компьютер в игровой занимательной форме для образования, подготовки к обучению в школе и т.п.;
· когнитивная сторона: сведения об информации, ее видах, источниках, назначении, областях использования компьютерной техники, правила её безопасного использования, представление об Интернете, как о постоянно увеличивающемся источнике информации, о расширяющихся возможностях информационно-коммуникационных технологий для образования, общения, игровой и профессиональной деятельности и т.п.;
· операционная сторона: умения использовать компьютерную технику для поиска, сохранения, передачи и творческого использования различной информации, соблюдать правила безопасности в работе с компьютером, использовать важнейшие приемы здоровьесбережения.
Гармоничное сочетание обозначенных выше сторон способствует формированию трех взаимосвязанных структурных компонентов информационной культуры: мотивационно ценностного, когнитивного и практико ориентированного.
Мотивационно-личностная составляющая заключается в создании эмоционально положительного и личностно-значимого интереса к различным источникам и средствам информации, основанного на познавательных потребностях, побуждающих дошкольника на значимую деятельность. Ценность познавательного интереса в формировании основ информационной культуры дошкольников состоит в том, что под влиянием интереса к источникам информации активизируются психические процессы личности ребенка, наступает некое интеллектуальное удовлетворение, способствующее подъему на эмоциональном уровне, что, безусловно, является важным мотивом активности дошкольника, его познавательной деятельности.
Вторым элементом в структуре первоначальных основ информационной культуры дошкольника можно назвать когнитивный компонент, включающий в себя систему первичных знаний о многообразии средств, которые являются источниками получения различной информации. Формируется когнитивный компонент в процессе накопления представлений, связей и ассоциаций между предметами, явлениями, событиями на основании полученной информации. Ребенок усваивает представления о способах получения и обработки, классификации информации; приемах различения и обобщения средств получения информации; устанавливает связи между новой и ранее полученной информацией и т.д. Руководящая роль при этом принадлежит взрослому (педагогу, родителю), который целенаправленно создает и обогащает информационно-насыщенную среду и служит первоисточником информации.
Практико-ориентированный компонент направлен на освоение практических умений, навыков и приемов работы с информационно-коммуникационными технологиями и средствами информации, таких как поиск, сохранение, передача и творческое использование различной информации. Детей учат пользоваться компьютерной техникой, соблюдать правила безопасности и использовать в своей компьютерно игровой деятельности важнейшие приемы здоровьесбережения.
При условиях гармоничного сочетания всех трех компонентов и осуществлении руководства процессом формирования первоначальных основ информационной культуры пробуждается интерес дошкольников к приобретению новых знаний, умений и навыков с помощью современных информационных средств, реализации внутренней целеустремленности и постоянной потребности в получении нужной информации.
В формировании основ информационной культуры могут помочь различные развивающие компьютерные игры. Основная задача их использования – это подготовка ребенка к жизни в информационном обществе, обучение элементам компьютерной грамотности и прежде всего воспитание психологической готовности к применению компьютера, создание чувства уверенности в процессе работы на нем. Среди огромного количества компьютерных игр немало таких, ценность которых сомнительна. Педагоги и родители, желающие воспитать в детях информационную культуру, должны ориентироваться в законах игрового компьютерного мира. В рамках этого вопроса необходимо знание жанровой классификации игр. Жанров компьютерных игр несколько, и в каждом существуют свои разновидности. Но в первую очередь игра должна быть развивающей. Развивающей программе присущ исследовательский характер. К одному из факторов, способствующих воспитанию информационной культуры, можно отнести развитие у ребенка навыка проведения исследовательской работы в процессе компьютерной игры. Приобщение к исследовательской работе происходит незаметно для ребенка. Педагогу важно поддержать развитие таких умений, как: получение информации, ее анализ и интерпретация; способность делать выводы и предположения; умение ставить проверочный эксперимент; умение корректировать свои дальнейшие действия. Наиболее эффективным в решении этих проблем можно считать способ совместного обсуждения и принятия решений, а также простоту в использовании игры при самостоятельных занятиях ребенка, развитие различных навыков и представлений, высокий технический уровень, соответствие возрастным особенностям, занимательность, стимулирующий характер.
Учитывая новые стандарты жизни, производители стали выпускать компьютерные игры, отвечающие перечисленным требованиям. Удачный пример – игра, предназначенная для создания мультфильмов. Ребенок придумывает свой сюжет, используя известных героев. Такие программы решают целый комплекс образовательных и воспитательных задач: они возвращают детей к «безобидным» героям, которые не могут стрелять и убивать, помогают развить фантазию, а не только приятно провести время. Такие игры дают ребенку возможность искать нестандартные пути решения проблем, что особенно актуально в современном мире.
Также, одним из основных факторов развития информационной культуры является образование. Следовательно, процесс формирования основ информационной культуры невозможен без руководства взрослого, задачей которого является создание такой информационно-образовательной среды, которая позволила бы заложить потенциал обогащенного развития личности ребенка и подготовить его к жизни в информационном обществе.
Помимо этого, развитием информационной культуры у детей сейчас занимаются школьные и детские публичные библиотеки. Понятно, что формы и методы работы, состав аудитории и регулярность занятий сильно различаются и зависят от типа библиотеки и условий.
Формирование информационной культуры у детей может осуществляться также и в процессе дополнительного образования. Могут быть организованы различными формами и методами: занятия комбинированного типа, практические и творческие работы, зачеты, игровые занятия, самостоятельная работа с печатным и электронным материалом и т.д. Таким образом, эффективности процесса формирования информационной культуры у детей в дополнительном образовании способствует создание определенных условий: развитие познавательного интереса детей; приобщение их к ценностям, составляющим аксиологические основы информационной культуры личности; внедрение модульного и уровневого обучения, стимулирование познавательной активности и т.п.
Приобщение к информационной культуре – это не только овладение компьютерной грамотностью, но и приобретение этической, эстетической и интеллектуальной чуткости. То, что дети могут с завидной легкостью овладевать способами работы с различными электронными, компьютерными новинками, не вызывает сомнений; при этом важно, чтобы они не попали в зависимость от компьютера, а ценили и стремились к живому, эмоциональному человеческому общению.
Итак, проблема формирования информационной культуры дошкольника требует осмысления и глубокого анализа в силу специфичности возраста ребенка. Возникает много вопросов относительно определения способов и средств для формирования информационных качеств личности, о роли взрослых в этом процессе, о его перспективах. Пока на эти вопросы нет однозначных, проверенных опытом ответов. Ясно одно: есть предмет для дальнейших раздумий, ведь каждому педагогу необходимо серьезно осмыслить и определить для себя свою личную позицию по данной проблеме.
Список использованных источников
1. Калинина, Т.В. Формирование основ информационной культуры у детей старшего дошкольного возраста [Электронный ресурс] / Т.В. Калинина // Педагогическое образование и наука. – 2016. - №4. – Электрон. текстовые дан. Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=27385111, доступ из НЭБ «L-Elibrary,» (17.01.2023). – Загл. с экрана.
2. Карунцова, К.И. Формирование основ информационной культуры дошкольников [Электронный ресурс] / К.И. Карунцова // Научный аспект. – 2016. - №1. – Электрон. текстовые дан. Режим доступа: http://na-journal.ru/1-2016-gumanitarnye-nauki, (15.02.2023). – Загл. с экрана.
3. Наумова, Н.А. Сущность понятия информационной культуры детей старшего дошкольного возраста [Электронный ресурс] / Н.А. Наумова // Всероссийское сетевое издание Дошкольник (ДОШКОЛЬНИК.РФ) – Электрон. текстовые дан. Режим доступа: http://doshkolnik.ru/ikt-deti/9136-kultura.html, (13.02.2023). – Загл. с экрана.
4. Никотина, Е.В. Содержание и методы формирования информационной культуры у детей младшего школьного возраста в ходе дополнительного образования [Электронный ресурс] / Е.В. Никотина // Мир образования - образование в мире. – 2011. - №4. – Электрон. текстовые дан. Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=17932132, доступ из НЭБ «L-Elibrary,» (17.01.2023). – Загл. с экрана.
5. Редина, А.В. Сущность понятия информационной культуры детей старшего дошкольного возраста [Электронный ресурс] / А.В. Редина // Социальная сеть работников образования nsportal.ru – Электрон. текстовые дан. Режим доступа: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/sushchnost-informatsionnoy-kultury-detey, (13.02.2023). – Загл. с экрана.