НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Чумак С.В., Скаковская А.С. Развитие конструктивно-технических способностей детей дошкольного возраста в условиях детского сада

Оригинaл материала размещен в выпуске № 01 (03) https://f.almanah.su/03.pdf


Согласитесь, что в настоящее время одной из проблем в нашей стране является недостаточная обеспеченность инженерными кадрами и низкий статус инженерного образования.
В связи с этим, мы считаем, что, привитие интереса у детей к области конструирования, робототехники, автоматизированных систем и популяризацию инженерных профессий надо начинать с раннего детства.
Научно-техническое развитие – важнейшая составляющая современной системы образования на этапе его модернизации.
Одним из направлений инновационной деятельности с детьми является направление - «начальное техническое творчество», развитие конструктивно-технических способностей дошкольников, знакомство с робототехникой на основе организации разнообразной познавательно-исследовательской деятельности.
Техническое творчество – вид творческой деятельности по созданию материальных продуктов – технических средств, образующих искусственное окружение человека – техносферу.
Конструктивной деятельности, занятиям лего-конструированием, уделяется немало внимания в реализации образовательных программ дошкольных образовательных учреждений. Однако, как правило, педагоги активируют ребёнка к занятиям конструктивной деятельностью и деятельностью, направленной на развитие мелкой моторики, в раннем дошкольном возрасте.
Конструктивная деятельность детей старшего дошкольного возраста, чаще организуется в свободной деятельности, и реже в специально организованной. Поэтому разработка образовательного проекта развития конструктивно-технических способностей детей дошкольного возраста в условиях детского сада для детей 5-7 лет является актуальной для системы дошкольного образования.
МБДОУ № 220 города Ростова-на-Дону является дошкольным образовательным учреждением, обеспечивающим достаточно высокий уровень образования воспитанников по образовательной программе дошкольного образования и предоставляющим стартовый набор дополнительных образовательных услуг.
В учреждении фиксируется стабильность усвоения образовательной программы по всем образовательным областям от 85 % до 100% в течение последних 5-х лет.
Основная образовательная программа детского сада разработана на основе примерной основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы.
Представляемый проект развития конструктивно-технических способностей детей дошкольного возраста в условиях детского сада направлен на апробацию технологий и методик развития конструктивно-технических способностей дошкольников, развитие технико-игровой образовательной среды детского сада с использованием потенциала начального технического творчества, конструктивной деятельности и робототехники.
В проекте обосновывается целесообразность развития конструктивно-технических и творческих способностей дошкольников в условиях детского сада.
Необходимо отметить, что выпускники МБДОУ № 220 продолжат обучение в МАОУ «Школа № 115» Советского района, на базе которой организован Образовательный технопарк.
Реализация проекта развития конструктивно-технических способностей детей дошкольного возраста в условиях детского сада соответствует логике ФГОС дошкольного образования и актуализирует проблемы интеллектуального развития и личности в целом.
Выполнение множественных манипуляций детьми во время занятий крупномасштабным конструированием, лего-конструированием, во время знакомства с элементарной робототехникой является достаточно высоким фактором мотивации дошкольников для занятий интеллектуальной деятельностью, экспериментированием, конструированием и техническим творчеством на перспективу.
В учреждении активно используется интерактивная образовательная среда, применяются современные образовательные информационные технологии, технологии развивающего обучения, позволяющие максимально учитывать индивидуальные возрастные и психофизиологические особенности воспитанников ДОУ, создана необходимая технико-игровая образовательная среда:
- игровой центр «детский конструктор»
- лаборатория крупноэлементного конструирования
- творческий центр «робототехника»
- познавательный центр интерактивного моделирования
- информационно-технический центр
- специализированная медиатека.
Опыт практической образовательной работы с детьми с использованием технико-игровой интерактивной среды позволит модернизировать деятельность педагогов по воспитанию у детей дошкольного возраста устойчивого интереса к техническим видам творчества и формированию предпосылок основ инженерного мышления, развитию творческого кругозора дошкольника и его конструктивных навыков, умений и способностей.

Литература.

1. Безбородова Т. В. Первые шаги в геометрии. - М.: Просвещение, 2009.
2. Варяхова Т. Примерные конспекты по конструированию с использованием конструктора ЛЕГО // Дошкольное воспитание. - 2009. - № 2. - С. 48-50.
3. Давидчук А.Н. Развитие у дошкольников конструктивного творчества. - М.: Гардарики, 2008. – 118 с.
4. Емельянова, И.Е., Максаева Ю.А. Развитие одарённости детей дошкольного возраста средствами легоконструирования и компьютерно-игровых комплексов. – Челябинск: ООО «РЕКПОЛ», 2011. – 131 с.
5. Комарова Л. Г. Строим из LEGO (моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора LEGO). — М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2001.
6. Конструируем: играем и учимся Lego Dacta// Материалы развивающего обучения дошкольников. Отдел ЛЕГО-педагогики, ИНТ. - М., 2007. – 37 с.
7. Селезнёва Г.А. Сборник материалов центр развивающих игр Леготека в ГОУ центр образования № 1317– М., 2007г.-58с.
8. Селезнёва Г.А. Сборник материалов «Игры» для руководителей Центров развивающих игр (Леготека) – М., 2007.-44с.
9. Фешина Е.В. Легоконструирование в детском саду: Пособие для педагогов. - М.: Сфера, 2011. – 243 с.
8 961 410 81 62 Skakovskaja.a@yandex.ru
Скаковская Анастасия Станиславовна
2018