Карельская А.А., Левашова Ю.Е. Логомарафон по развитию речи и профилактике речевых нарушений у детей дошкольного возраста для педагогов и логопедов
Библиографическое описание:
Карельская А.А., Левашова Ю.Е. Логомарафон по развитию речи и профилактике речевых нарушений у детей дошкольного возраста для педагогов и логопедов // Образовательный альманах. 2023. № 2 (64). URL: https://f.almanah.su/2023/64.pdf.
Логомарафон «Мы вместе» организуется как нетрадиционная форма практико-ориентированного повышения компетентности педагогов и эффективности педагогической работы по развитию речи и профилактики нарушений речи у детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО.
Речь занимает чрезвычайно важное место в развитии ребенка. Появившись, слово входит в состав почти всех основных форм психологической деятельности ребенка, участвуя в формировании восприятия и памяти, пробуждая к действию. Через речь совершается развитие отчетливого мышления. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей деятельности, содержательнее и полноценнее отношение со сверстниками и взрослыми.
Но речь не является врождённой функцией. Ее необходимо формировать и развивать в комплексе с общим развитием ребенка. Она развивается постепенно, вместе с его ростом и развитием. Развитие речи – это вовсе не работа над отдельными нарушенными звуками или над расширением словарного запаса, как принято думать. Формирование речи зависит от деятельности очень многих областей головного мозга, поэтому работать надо по всем направлениям: развивать мелкую моторику, обогащать сенсорный опыт, работать над артикуляцией, дыханием, увеличивать словарный запас. Речевое развитие - включает овладение речью как средством общения и культуры, обогащение активного словаря, развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи (по ФГОС ДО).
В дошкольном образовании актуальными стали вопросы оказания специализированной логопедической помощи детям дошкольного возраста. Статистика показывает, что в настоящее время наблюдается увеличение количества детей с дефектами речи.Этому свидетельствует такой документ, как Распоряжение Минпросвещения России от 06.08.2020 N Р-75 "Об утверждении примерного Положения об оказании логопедической помощи в организациях, осуществляющих образовательную деятельность".
Кроме того, в исследованиях детской речи таких ученых как Выготский Л.С, Жукова Н.С., Филичева Т. Б., Лисина М.И. было доказано, что любое нарушение в ходе развития речи отражается на деятельности, поведении детей. Поэтому наиболее раннее выявление факторов риска в развитии речи ребенка является максимально актуальным в настоящее время.
В связи с этим возрастает необходимость совместной работы педагогов общеобразовательных групп и учителей - логопедов по предупреждению речевых нарушений у дошкольников. Ведущая роль в первичной профилактике речевых нарушений в условиях современного ДОО принадлежит, прежде всего, воспитателям, а также педагогам - психологам, музыкальным руководителям, инструкторам по физической культуре и другим специалистам, непосредственно взаимодействующих с ребенком с раннего возраста.
Главное место в дошкольном образовании отводится игре. Это доступный, эффективный, динамичный и естественный метод не только речевого развития дошкольника, но и профилактики нарушений всех психических процессов. Под игрой в процессе организации логомарафона мы понимаем дидактическую, подвижную, словесную игру, игровые упражнения и техники, которые педагоги могут использовать как самостоятельно организованную деятельность, так и в процессе непрерывной образовательной деятельности, режимных моментов, включая прогулку. Организация образовательного процесса посредством игры, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в данном случае, речевой деятельности – это есть ни что иное, как реализация системно-деятельностного подхода, являющегося методологической основой ФГОС ДО.
Таким образом, логомарафон «Мы вместе» организуется как комплексное взаимодействие участников образовательного процесса, с целью создания условий для повышения профессиональной компетентности педагогов через знакомство с современными авторскими играми и техниками по речевому развитию детей дошкольного возраста, мотивации на их системное использование в образовательной практике.
Задачи логомарафона «Мы вместе».
· Повышение профессиональной компетентности педагогов дошкольных образовательных организаций по развитию речи и профилактике речевых нарушений на основе системного подхода.
· Стимулировать педагогов к использованию в своей работе с детьми дошкольного возраста авторских игр и техник, направленных на:
- развитие лексико-грамматической стороны речи,
- совершенствование фонематическкого слуха,
- формирование просодики,
- становление связной речи детей.
Логомарафон «Мы вместе» организуется в три основных этапа (Рисунок 1):
1. информационно – подготовительный,
2. организационно – содержательный,
3. итогово – презентационный.
Рисунок 1. Основные этапы.
Развитие речи – процесс сложный, творческий. Шаблон в развитии речи, механическое запоминание речевых штампов могут принести ребенку только вред. Однако и стихийность тоже не допустима. Развитие речи – это целенаправленная и последовательная педагогическая работа, предполагающая использование арсенала специальных методических методов и собственных речевых упражнений ребенка.
Содержательный раздел логомарафона «Мы вместе» включает в себя набор практических материалов, игр, игровых упражнений и техник по развитию речи с подробным описанием инструкции к использованию. Все они подобраны в соответствии следующих принципов:
· активность игрока (прежде всего стимуляция речевой активности детей);
· доступность игрового материала (простота и понятность в использовании);
· наглядность (наличие необходимого для игры наглядного обеспечения (таблицы, схемы, карточки);
· занимательность и эмоциональность (наличие проблемной игровой ситуации и мотивационная составляющая);
· индивидуальность и коллективность игр (выполнять игровые упражнения можно как самостоятельно (в том числе в рамках индивидуальной коррекционной работы), так и совместно в группах или командах);
· результативность игровой деятельности (возможность самоконтроля в виде визуализации полученного результата).
Учителя – логопеды анонсируют мероприятие, предоставляют игровой материал для каждой группы в соответствии с возрастом воспитанников, с описанием целей, задач и рекомендациями по использованию и анализируют результаты анкетирования педагогов и специалистов ДОО.
Педагоги и специалисты, участвующие в логомарафоне «Мы вместе», готовят презентационные слайды от группы, содержащий фотоматериалы и другие изображения или текст (на усмотрение педагогов), раскрывающий основные ключевые характеристики игровых материалов и опыта по их использованию. Опираясь на этот слайд, творческое выступление участников может включать в себя следующую информацию:
· название игры, игровой техники
· цели и задачи
· особенности использования (как часто, в какой период дня)
· отношение детей (сложности, степень увлеченности, интерес)
· личное отношение
· рекомендации по совершенствованию материала
Выступление от группы или специалиста, продолжительностью не более 3-5 минут, организуется на итоговом мероприятии «Круглый стол» по обмену педагогическим опытом администрацией ДОУ в соответствии с планом методической работы.
Логомарафон «Мы вместе» позволяет:
· улучшить профессиональные навыки педагогов и взаимодействие специалистов внутри ДОУ, как нетрадиционная форма организации совместной деятельности и обмена педагогическим опытом
· мотивировать педагогов на объединение усилий с учителем-логопедом для достижения положительных результатов в вопросах речевого развития детей и профилактики речевых нарушений
· познакомить и систематизировать использование современных авторских игровых техник, игр и игровых упражнений по развитию всех компонентов речевого развития детей дошкольного возраста, в том числе активизируя потребность их совершенствования
· создать условия для раскрытия творческого потенциала педагогов в виде самопрезентации опыта участия в логомарафоне «Мы вместе».