В последнее десятилетие XX в. в системе начального образования утвердился принцип личностно-ориентированного обучения. Среди прочих характеристик он предполагает внимание учителя к особенностям протекания адаптационного периода, построение педагогического процесса природосообразно, то есть с учётом индивидуальных характеристик каждого первоклассника. Первоклассник, начав учиться, попадает в новые социальные условия: другая социальная среда, незнакомый коллектив, нетипичная для вчерашнего дошкольника деятельность, новые роли (ученик, одноклассник, член школьного коллектива), которыми он не владеет. Поэтому первые месяцы его нахождения в школе связаны с привыканием к этим условиям. Адаптация с точки зрения физиологии и психологии – явление положительное, она позволяет организму приспособиться (привыкнуть) к изменившейся среде обитания, повысить устойчивость индивида к обычным проявлениям среды, принять её законы. Вместе с тем следует отметить, что затянувшийся процесс привыкания, протекающий болезненно и трудно, отрицательно влияет на человека, его самочувствие, эмоциональное состояние, отношение к деятельности. Это становится причиной негативных проявлений ребёнка (асоциальное поведение, непослушание, капризы, замкнутость). Более серьёзные нарушения приводят к возникновению стрессов и нервных срывов. Этого можно избежать, если учитель правильно организует обучение в адаптационный период, бережно относиться к тем детям, которые не могут быстро привыкнуть к школе, учителю, одноклассникам, не сразу принимают требования незнакомых взрослых. Чего учитель часто не учитывает? Во-первых, упускается из виду, что первоклассник по своему психическому развитию ещё не стал младшим школьником и к нему нельзя предъявлять те же требования, что к учащимся других классов начальной школы. Учащийся 6-7 лет находится как бы на переходном этапе от дошкольного к младшему школьному возрасту, и ему нужно помочь преодолеть успешно этот кризисный период. Во-вторых, ученик первого класса ещё не овладел деятельностью, которой он начал заниматься в школе: он не умеет учиться. Это проявляется во многом. Ребёнок не может выдерживать сразу предлагаемую нагрузку, он недостаточно внимателен, у него не сформирована произвольность поведения, усидчивость. В-третьих, весьма актуальной для учащегося первого класса остаётся деятельность, которая была ведущей в дошкольном возрасте, - игра. А учитель часто задаёт продолжительную однообразную деятельность, с ней ребёнок справиться пока не может. Например, невыносимо трудно шестилетке целый урок писать или читать по слогам.[1, с.59] Всё это приводит к тому, что ребёнок теряет интерес к учению, становится равнодушным, неконтактным, а подчас и агрессивным. Поэтому необходима особая организация процесса обучения, в адаптационный период. Здесь важно ответить на два вопроса: как построить учебный день первоклассника, чтобы его адаптация прошла успешно, и как строить взаимоотношения учителя с детьми и детей между собой? Ответ на первый вопрос дан в ряде рекомендаций Министерства образования и науки РФ. Например, рекомендуется в течение двух первых месяцев проводить не по четыре, а по три урока в день (при пятидневной учебной неделе). При этом время пребывания в школе не изменяется, меняется характер деятельности школьников. Это время занимает разнообразная интересная деятельность вне класса и школы, которую организует учитель или воспитатель. Особенно важно поддержать двигательный режим школьников в первые месяцы обучения,когдаидёт резкое изменение привычной жизни ребёнка. Нужно использовать любые возможности урока. Например, дети могут беседовать об осени, сидя за партами, а могут сесть на ковёр вокруг учителя и представить, что они на лесной полянке. Во-втором случае их поза будет менее статичной, а значит, дети не будут переутомляться. Многие задания по родному языку и математике можно проводить стоя в кругу, шеренге. Важно продумать двигательный режим во время перемен. Есть интересный опыт организации музыкальных переменок, в процессе которых несколько минут дети произвольно двигаются под музыку. Во многих школах в коридорах организовываются спортивные мини-залы. Здесь есть лесенки, небольшие качалки. Даже несколько минут занятий на физкультурных снарядах снимают усталость и предохраняют организм ребёнка от гиподинамии. [2, с. 157] Развитие культурно-гигиенических навыков и культуры поведения. К сожалению, многие современные дети не владеют навыками самообслуживания. С первых дней у первоклассников возникают проблемы с одеванием: они не помнят, где повесили свою одежду, куда задевалась варежка, почему стоит только один ботинок. Всё это осложняется тем, что сейчас родителей не пускают в школу, и дети вынуждены одеваться самостоятельно. Возникают проблемы и с питанием в школьной столовой, и с организацией своего рабочего места в классе. Период адаптации к школьной жизни идёт значительно легче, если уже с первых дней они чувствуют себя членами коллектива. Сплочению детей помогают совместные мероприятия, общая деятельность.В это время проводятся экскурсии и целевые прогулки. Выделяются следующие формы организации учебно-воспитательной работы в адаптационный период: -экскурсии (целевые прогулки); -урок-игра; -урок-диалог; -урок-импровизация; -театрализованные игры. Все они могут проходить в рамках учебной программы по любому предмету, было бы желание учителя. В адаптационный период очень важным является установление отношений между учителем и детьми. Можно охарактеризовать их как весьма тонкие, поскольку любое неправильное действие учителя может привести к их нарушению: положительное эмоциональное восприятие школы сменяется на отрицательное. На что должен обратить внимание учитель? 1.Прежде всего учитель должен быть доброжелательным, улыбчивым, приветливым, добродушным – человеком, с которым приятно заниматься любой деятельностью: учением, игрой, беседой. 2.Учитель должен быть убеждён в том, что каждый ребёнок может иметь право быть индивидуальностью, и особенности его личности принимаются педагогом как ценность (почему мы никогда не критикуем ребёнка за то, что у него голубые глаза, но его медлительность вызывает отрицательные эмоции у учителя). 3.Система педагогических влияний должна строиться на оптимистической гипотезе – уверенности учителя в том, что у школьника всё получится, что ему всё будет удаваться, только ему нужно помочь проявить свои достоинства и способности. Именно поэтому не допускается система отметок в первом классе, а рекомендуется положительная вербальная оценка. Именно поэтому нужно учитывать индивидуальный темп обучения первоклассника, то есть одному предоставить возможность быстро продвигаться вперёд, а другому – «спешить медленно». Всё сказанное хорошо известно любому учителю, только не каждый реализует это в своей деятельности. Поэтому и возникают у младших школьников школьные проблемы, в том числе и в адаптационный период.
ЛИТЕРАТУРА
1. Баданина Л. П. Адаптация первоклассника: комплексный подход // Начальная шк. плюс до и после. - 2007. - N 12. - С. 59-62. 2. Ермакова И. Адаптация первоклассников к школе // Народное образование. – 2008. - N 5. - С. 157-165. 3. Ермакова И. Цена адаптации и как ее снизить // Там же. - 2009. - N 4. - С. 248-256. 4. Псеунок А. А. Физиологическая адаптация детей младшего школьного возраста к новым образовательным моделям обучения // Изв. Высш. учеб. заведений. Северо-Кавказский регион. Естественные науки. – 2005. - N 1. - С. 65-68.