Социальное воспитание и социальная адаптация личности

Лютина А.С., Крючкова А.А. Сравнение жизненных ценностей разных

Библиографическое описание:
Лютина А.С., Крючкова А.А. Сравнение жизненных ценностей разных поколений // Образовательный альманах. 2023. № 11 (73). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2023/73-1.pdf.

Жизненные ценности присущи каждому человеку, и они способны определять нашу судьбу. Основные приоритеты в жизни помогают определить, место человека в жизни, что для человека, как для личности, важно. Именно ценности должны определять, во что человеку стоит вкладывать энергию, ресурсы и время [2].

Жизненная ценность – это то, что важно для человека. Его личные жизненные ценности можно разделить на четыре общие группы: материальные, идеологические, эмоциональные и витальные.

1. Идеологические ценности – идеологическая ценность не осязаемая, она представлена в сознании человека какими-либо словами и образами. Примерами таких ценностей является свобода, религия, постижение нового, мораль, патриотизм и т.д.

2. Материальные ценности – это объекты, которые имеют физическую оболочку, могут быть куплены, проданы или обменяны. Материальные ценности могут быть собственностью отдельного человека, семьи, организации, государства. Жизненные ценности, как психологическая категория.

3. Эмоциональные ценности – это любые чувства внутреннее (неосязаемые) представление, могут быть описаны словами, но они настолько субъективны, что каждый человек переживает их по-своему, эмоции и переживания свойственные человеку и существенно важные для него. Переживания, свойственные каждому из нас. Примеры: гордость, гордыня, дружба, душевное равновесие, любовь, месть, ненависть, покой, радость, смирение, забота и т.д.

4. Витальные ценности – это всё, что связано непосредственно с продолжением и сохранением жизни: дети, забота о родителях, питание, продолжение рода, семья, сохранение жизни, сохранение и укрепление здоровья, экология и т.д.

Жизненные ценности — это важные ориентиры, своеобразные указатели на жизненном пути. Все ценности можно разделить на четыре группы, которые содержат в себе определенные термины, которыми можно охарактеризовать ту или иную ценность для любого человека, определив их как «личностная ценность». Очень актуально, чтобы поступки и слова человека совпадали с его убеждениями. Иначе несоответствие действий с внутренними ценностями вызовут раздражительность, тревогу, ощущение неудовлетворённости жизнью. Нельзя сохранить в приоритете одни и те же вещи с самого детства. Иногда нужно поставить на первое место любовь. Иногда — здоровье. Иногда — деньги. Нельзя забывать о карьере, развлечениях. Но все это должно гармонично существовать внутри личности человека [6].

Жизненные ценности формируется в детском возрасте, когда мы проходим процесс воспитания. Дополнительная система ценностей складывается на протяжении нашей жизни. Вот только изменить взгляды и убеждения в зрелом возрасте практически невозможно.

Можно выделить несколько этапов формирование жизненные ценности:

1. Семья — это первый этап и главный источник формирования системы ценностей. Внутренние установки у ребёнка закладываются родителями, которые воспитывают его. Модель поведения, общение, а также другие приоритетные жизненные ценности прививаются детям в процессе воспитания. Существует огромная вероятность, что всё это будет использовано ребёнком во взрослой жизни.

2. Школа и детский сад. Как только дети попадают в учебное заведение, они начинают проводить больше времени с воспитателями детских садов и учителями в школе. Это считается основным ключевым этапом и именно на нём формируются устоявшиеся убеждения и суждения. Замечали, что школьникам намного интересней те уроки, которые преподают интересные и образованные педагоги. Это не странно, ведь именно они вызывают доверия и уважения учеников [3].

3. Социум. Каждому человеку приходится жить по правилам общества. Социуму не только диктует нормы поведения, но и осуждает человека со странными жизненными позициями и принципами.

4. Самопознание. Этот этап наступает чаще в зрелом возрасте, когда за долгую жизнь собранно много информации. Самопознание позволяет человеку понять глубже свои взгляды и убеждения. В момент осознания того, что они не совпадают с привитыми стереотипами, происходит переосмысление.

Жизненные ценности всегда имеют ряд признаков, и именно они помогут понять, в чём их отличие от обязанностей. Эти признаки можно поделить на 4 важных составляющих: Важность. Устоявшиеся убеждения и взгляды имеют огромное значение для каждого человека. В обычной жизни люди дорожат ими и стараются всячески их соблюдать. Осознанность. Казалось бы, что установки зарождаются в раннем детстве и мы не понимаем их важность, но это совсем не так. Все нормы поведения и выбранные принципы придерживаются человеком осознано. При помощи самодисциплины и самоконтроля нам удаётся соответствовать внутренним установкам в момент совершения разных поступках. Самодостаточность. У человека существуют личные убеждения. Для соблюдения своих принципов у человека не возникает необходимости прислушиваться к чужим советам. Обрести позитив. Суть в соблюдении ценностей всегда сопровождается позитивным настроем, а чего не скажешь об обязанностях. Необходимость выполнения обязательных дел может не нравиться человеку, а соблюдение жизненных ценностей всегда приносит радость. Зная признаки жизненных ценностей, мы можем с лёгкостью отличить их от неприемлемых и тяжёлых обязанностей [5].

Тест «Иерархия личностных ценностей» К. В. Харского.

Одной из отличительных особенностей теста К. В. Харского является классификация личностных ценностей по четырём группам (см. рис. 1.): идеологические ценности включают в себя все (любые) идеи, которым привержен человек.

Рис. 1. Классификация личностных ценностей по К. В. Харскому

Автором предлагается перечень из 13 ценностей в каждой группе, и испытуемым предоставлена возможность дополнить его. Инструкция: «Выберите ценности, представляющие для Вас особую важность. Если необходимо, впишите недостающие ценности в таблицу. Можно выбрать до 10 различных ценностей» [9].

Использован именно этот метод из-за того, что людям будет проще сосредоточиться на уже представленных идеях и им не придётся «додумывать» лишнее и повторяющееся, соответственно, сохранит их личное время на себя или работу, а не на тестирование.

Метод актуален и незамысловатый, учитывая то, что в современном мире люди дорожат своим временем, а следовательно, и своими личностными ценностями. Жизненные ценности имею ряд особенностей и категорий, представленные в четырёх направлениях: идеологические, материальные, эмоциональные и витальные. Для каждого поколения присуще свои ценности, и также, как и прогресс, личностные ценности человека шагают вперёд, меняясь из-за социальных условий.

Все жизненные ценности у каждого человека разные. Человек выбирает их, исходя из того, что ему общество, семья и окружение вложило в детстве. Полагаем, что каждый человек задумывался о том, что ему важно в жизни и он мог составить для себя список личностных ценностей. Жизненная ценность — это жизненно важный компонент человека, без которого человек не может существовать. Все ценности делятся на четыре группы: идеологические — это моральные ценности духовного уровня, созданная в сознании человека каким-либо образами или словами; материальные ценности, которые помогают человеку существовать или создают для него основу для жизни. К этому можно отнести: деньги, работу и все то, что имеет материальную оболочку неодушевлённого характера. Третья ценность — это эмоциональная сфера человека, к ней относится любовь, дружба, удовольствие и другое. К четвертой группе относится жизненные ценности, называемые «витальные» — это семья, дети, здоровья и другие критерии. Каждому важно своё, в зависимости от поколения, в котором он родился и рос. За всё столетие можно выделить несколько видов поколения: величайшее поколение, начинающее от 1900 года по 1923; молчаливое с 1923 по 1943; поколение беби-бумеров от 1943 по 1963; поколение Х (неизвестное поколение) с 1963 по 1984; поколение Y (миллениум) от 1984 по 2000) и последнее поколение, которое в данный момент идёт – поколение Z с 2000 по настоящее время. Важно помнить, что все временные рамки – условны и ориентировочны.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Алексеев С.С. Право: азбука – теория – философия: Опыт комплексного исследования. – М., 2018. – 317 с.

2. Афанасьева Ю. Л., Кошарная Г.Б. Ценностные ориентации современной российской молодёжи // http: cyberleninka.ru.

3. Бурлачук, Л. Психодиагностика / Л. Бурлачук. - СПб.: Питер, 2018. - 384 c.

4. Никифоров А. Ю., Семенова Е. В. // Жизненные ценности современного студента // Вестник Баршкирского университета. – Уфа, 2018. – С. 1301-1305.

5. Саинова А. Г., Снопок Е. В // Жизненные ценности молодёжи // Электронный вестник Ростовского социально-экономического института. – Ростов, 2014. – С. 1-9.

6. Одинцова, О.В. Психодиагностика: Учебник / О.В. Одинцова. - М.: Academia, 2018. - 352 c.

7. Чернышева Л. Н. Чтение, как компонент духовно-нравственного развития подрастающего поколения // http: cyberleninka.ru.

8. Юматова, И.И. Психодиагностика: учебное пособие // И.И. Юматова. - РнД: Феникс, 2017. - 254 c.

9. Яницкий М.С. Модификация методики Р. Инглхарта для изучения ценностей структуры массового сознания // http: spf.kemsu.ru.
2023