Построение образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС

Михалина Д.А. Интегрированная образовательная деятельность в средней группе «Иней»

Оригинал материала размещен в выпуске № 02 (16) https://f.almanah.su/16.pdf

(интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие)
Цель: знакомство детей с нетрадиционной техникой рисования.
Программное содержание:
1.       Формировать познавательный интерес к явлениям природы (инею); умение устанавливать причинно-следственные связи, строить умозаключения.
2.       Учить изображать иней нетрадиционными способами (смятой бумагой и пластмассовой мочалкой); продолжать знакомить со средствами художественной выразительности.
3.       Обогащать словарь детей новыми словами (иней, заиндевелый)
4.       Развивать у воспитанников эстетическое восприятие, воображение, творчество, коммуникативные способности.
5.       Воспитывать доброжелательность, взаимопонимание, самостоятельность, любовь и бережное отношение к природе.
Материалы и оборудование: 4 листа тонированной голубой бумаги А-3 с изображением веток деревьев, 9 листов бумаги А-4(для смятия), 9 пластмассовых мочалок, тарелки с белой гуашью, влажные салфетки; сенсорная книга «Круглый год»; 2 мольберта (магнитных); магниты; подносы для использованных листов и губок.

Ход занятия:

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Какой сегодня чудесный день. Скажите, какое у нас время года сейчас?
Дети: Зима
Воспитатель: Мы с вами очень долго ждали, когда наступит зима. И вот она наконец пришла. Посмотрите, какая красивая снежинка, она нам поможет познакомиться. Протяните ладошки. Кому она ляжет на ладошку, тот называет свое имя. Сейчас она у меня на ладошке, я Дарья Александровна (передает снежинку каждому ребенку, знакомство детей). Посмотрите ребята, к нам пришли гости, давайте с ними поздороваемся.
Я сегодня приглашаю вас совершить со мной путешествие в волшебный мир природы и творчества. А снежинка нас приглашает взглянуть на картину зимы.
(Слайд или картина с изображением зимы)
Чудная картина
Как ты мне родна:
Белая равнина,
Полная луна,
Свет небес высоких
И блестящий снег
И саней далеких
Одинокий бег
Ребята, какое настроение возникает у вас, глядя на эту картину?
Дети: веселое, праздничное, грустное
Воспитатель: кому-то радостно, а кто-то грустит, что пропали яркие краски осени.
Воспитатель: Какой зимний месяц, гостит у нас сейчас?
Дети: декабрь
Воспитатель: «Год кончает - зиму начинает»- так говорят о декабре, последнем месяце года и первом – зимы. Все ниже солнце, все короче и темнее дни. А морозные ночи светлее от звезд. Иногда, в декабре, происходят чудеса. Однажды утром мы проснемся, а за окном белым-бело. (на столе лежит сугроб)
Воспитатель: Ребята посмотрите, какой сугроб намело. А если мы на него подуем, то узнаем, что же прячется под сугробом. (дети дуют на сугроб). Посмотрите, что это?
Дети: Книга
Воспитатель: Да книга, и называется она «Круглый год». Давайте мы ее с вами откроем на странице нашего времени года. Посмотри те, наша зимняя картина, очень пуста. Что не хватает? Что бывает у нас зимой?
Дети: снежинки, сугробы.
Воспитатель: Ребята, у меня в руках волшебный мешочек, с помощью него мы с вами и украсим нашу картину. Давайте, достанем из него украшение. (дети достают с мешочка детали и помещают на картину)
Воспитатель: Посмотрите ребята, картина наша просто стала сказочной.
Воспитатель: На ветвях ели повисли хрустальные льдинки. ……, потрогайте их. Они похожи на стеклянные – твердые и холодные.
(обращается к последнему ребенку)…, Какое необычное дерево. Погладь его веточки.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, как мрачные голые деревья превращаются в сказочные.
Дети: нет
Воспитатель: Они наряжаются в королевские одежды. А что это за одежды вы узнаете из загадки.
Он не снег, но тоже белый,
А в тени – немного синий.
Что же это? В чем тут дело?
На ветвях белеет… (иней)
Дети: Иней
Воспитатель: Правильно, это иней. Давайте, мы еще раз с вами повторим, слово иней. А когда иней покрывает все деревья в лесу, то лес называется заиндевелый. Заиндевелый – это значит покрытый инеем. А хотите узнать, как образуется иней в природе?
Дети: Да
Воспитатель: Давайте посмотрим с вами видео фильм. Оказывается, красота не вечна. Можно ли сохранить эту сказочную красоту и как?
Дети: Нарисовать
Воспитатель: Правильно, мы можем его нарисовать. И я покажу вам, как можно нарисовать иней разными способами, хоть это и не просто. У нас должна получиться просто волшебная картина, а чтобы волшебство сработало, мы немного поколдуем. Повторяйте за мной.
Логоритмика. (под музыку)
Вечер зимний в небе синем (руки поднять вверх, покачать)
Звезды синие зажег (пальцы щепотью, «ставим» звезды)
Ветви сыплют синий иней (плавные движения рук перед собой вверх, вниз)
На заснеженный лужок (рисуем луг круговыми движениями)
Утром только рассвело, (руки вверх)
А кругом белым бело. (руками взяться за голову, покачать)
Не от краски, не от мела: (грозим пальцем)
Просто всё заиндевело! (движение сверху вниз потряхиваем кистями рук)
Воспитатель: Иней на веточках этого дерева мы нарисуем с помощью смятой бумаги. Посмотрите, как я буду рисовать (показ с объяснением).
А эти ветки мы нарядим в иней при помощи пластмассовой мочалки.
Вот как я это сделаю (показ с объяснением).
Теперь вы можете попробовать нарисовать иней сами. Для этого у вас на столах лежат листы с нарисованными веточками, смятая бумага, пластмассовые мочалки, и белая гуашь. Давайте мы с вами разделимся на пары. На счет, один, два, три, мы с вами превращаемся в волшебников и начинаем творить волшебство.
(Самостоятельная работа детей.)
Воспитатель: Какие веточки! Как вы думаете, нам удалось сохранить, запечатлеть красоту? Давайте из наших деревьев сделаем волшебный заиндевелый лес. И немного постоим в нашем волшебном лесу.
Инеем покрыты деревья и кусты
Я, кажется, не видела подобной красоты.
Знакомые деревья сейчас не узнаю.
В какой-то сказке зимней я, кажется, стою.
Воспитатель: Послушайте, мы с вами рисовали, а наша снежинка за нами наблюдала. Давайте мы возьмем ее в руку и расскажем, с чем мы сегодня познакомились и что мы делали? (ответы детей)
Воспитатель: Ребята вы слышите нас кто - то зовет, вы слышите музыку?
Дети: Да
Воспитатель: Это в книге музыка звучит, давай те мы к ней подойдем. Посмотрите, пока мы с вами рисовали, веточка нашего дерева ожила, и покрылась инеем. Я хочу подарить вам эту веточку, в память о нашем занятии. Ребята, сегодня благодаря нашему творчеству мы смогли сохранить хрупкую красоту природы. Всем спасибо!
2019