НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Измайлова Н. Н., Варламова Е. Н., Васильева С. А. Специфические особенности литературы для детей дошкольного возраста

Оригинал материала размещен в выпуске № 7 (45) https://f.almanah.su/45.pdf


Взрослый человек воспринимает детскую литературу по-разному: один уважительно относится к ее истории, наслаждается богатством ее художественных достижений; другой видит в ней забаву для маленьких, недостойную глубокого внимания; третий вообще не имеет представления о том, что такая литература существует. Между тем детская литература, история развития которой исчисляется с конца ХV в., давно утвердилась в праве быть самоценным видом словесного художественного творчества, играющим приоритетную роль в развитии и воспитании ребенка.
Существуют различные представления о понятии «детская литература». Наиболее распространенным является следующее: детская литература — это комплекс произведений, созданных специально для детей с учетом психофизиологических особенностей их развития. О детской литературе, ее сути и роли в детской жизни не однократно говорили как писатели, так и читатели. Их эмоциональные определения представляют особую ценность в понимании ее феномена. Среди читателей бытует мнение о том, что детская литература — это те произведения, которые человек в своей жизни читает трижды: будучи ребенком, став родителем и затем приобретя статус бабушки или дедушки. Детскую литературу, прошедшую такую проверку временем, называют «классической», «настоящей». Относительно такой литературы вводят понятие «вечная книга». С читательскими перекликаются образные определения, данные писателями. Ф. М. Достоевский о детской литературе говорил так: «Книги, из которых не вырастают». Б. Житков считал, что детские книги должны иметь «запас на вырост», а М. Горький определил детскую литературу как «великую державу» с «суверенными правами и законами». В быту детской литературой считают все книги, которые читают дети. В научных исследованиях понятия «детская литература» и «детское чтение» разграничены. Детская литература — это своеобразная область общей литературы. Она создается по тем же законам художественного творчества, по каким создается и вся литература, но при этом имеет свои существенные признаки: она осознает детство как самоценный период в жизни человека, исследует психологию детства, отдельного ребенка, особенности личности ребенка. Ф. М. Достоевский отмечал как необходимое в детской литературе наличие «нравственного центра», положительного идеала. Все эти признаки могут быть и в литературе о детях, предметом изображения которой является ребенок, а читателем — взрослый. Но в детской литературе они выражены ярче, целенаправленно. По мнению А. Чехова, В. Приходько, М. Москвиной, согласно которому литература не может быть детской или взрослой. Она может быть плохой или хорошей. Последнюю читают все. Первую, т. е. плохую, не надо читать вообще. Одной из самых нестандартных и интересных точек зрения на детскую литературу является точка зрения критика М. Петровского. Он предлагает рассматривать детскую литературу «не как возрастную рубрику литературы вообще», а как «специфическую социально-культурную рубрику — самую демократическую часть общенациональной литературы». М. Петровский считает, прочитанное в детстве, превращается в пожизненную базу культурного развития. Так или иначе через детскую литературу проходят все. Следовательно, прочитанное в детстве — общая, свойственная всем и усвоенная всеми часть общенационального богатства — его самая демократическая часть. При таком подходе резко меняется ценностный статус детской литературы. Из чего-то симпатичного, но несерьезного и второстепенного она возводится в ранг основоположения национальной культуры.
Кроме понятия «детская литература» существует понятие детское чтение — это произведения или фрагменты из произведений общей литературы, доступные детскому восприятию, интересные детям и оттого закрепившиеся в их чтении. Иногда писатели сами перерабатывают свои произведения, меняя возрастную группу читателей (Ш. Перро «Сказки», А. Толстой «Петр I»), иногда это делает за них кто-то другой. Например, К. Чуковский пересказал для детей произведение М. Твена «Похождения Тома Сойера и Гекльберри Финна». Интересна судьба сказок А. Пушкина и П. Ершова. Увидев вторичность сказочных сюжетов и тем самым отказав им в оригинальности и интересе к ним со стороны взрослых читателей, В. Г. Белинский рекомендует их для детского чтения, где они закрепляются прочно и надолго. Некоторые исследователи детской литературы выделяют понятие детское литературное творчество, т. е. произведения, сочиненные самими детьми. На рубеже XX — XXI вв. в печати, особенно периодической, появилось много произведений авторов-детей. У некоторых из них вышли книги (В. Ветрова, К. Сполитак и др.). Но, видимо, еще рано говорить о детском литературном творчестве как особом пласте детского чтения ввиду слабой его распространенности, хотя и не замечать его нельзя. Детская литература учитывает особенности интеллектуального и эмоционального развития ребенка, объем его знаний и жизненного опыта. Вся литература не может быть одинаково интересна всем. В связи с этим выделяются такие возрастные группы читателей, как дошкольники, которые в свою очередь делятся на детей раннего, среднего и старшего возраста и по отношению к которым правильнее применять понятие «слушатель», так как немногие из них умеют читать сами; младшие школьники (I — III кл.); школьники среднего возраста (IV — VIII кл.); читатели старшего школьного возраста (IX — XI кл.). Каждая из возрастных групп имеет свой интерес к определенным темам, определенным жанрам, определенному способу чтения: ребенку читают, он читает сам вслух, затем читает «про себя». Детская литература для дошкольников, литература для детей первого возраста (М. Соболев), или дошкольная литература (Е. А. Флерина), стала активно выделяться в последней трети XIX в., когда педагогические и детские журналы ввели практику обзоров детских изданий и начали давать рекомендации по чтению книг для детей определенного возраста. Н. Чехов, понимая условность деления по возрастам, выделяет не литературу, а книги для детей дошкольного возраста, не умеющих читать, не проходящих курс системного обучения.
Достаточно часто детский текст имеет игровой характер. Писатель, как ребенок, играет «словами, мыслями, звуками», порою заботится о «внешнем» виде своих произведений (К. Чуковский). История литературы свидетельствует: «писать детством» (М. Мещерякова), т. е. сказать так, как сказал бы ребенок, угадать течение его мысли, выразить его представление о мире, авторы пробовали давно, но в XX в., особенно во второй половине, эксперимент, нонсенс, парадокс, игра словом стали ведущей стилевой тенденцией.
Текст детской книги для дошкольников непредставим без иллюстраций.
Иллюстрации доставляют радость ребенку, активизируют его чувства, мысли, расширяют кругозор, способствуют усвоению родного языка, помогают углубить восприятие и понимание ху­дожественных произведений. И. П. Павлов рассматривает понимание как образование вре­менных связей и использование прежних ассоциаций.
Иллюстрации помогают детям излагать прослушиваемый текст более выразительно, об­разно, способствуют возникновению у них эмоционального от­ношения к героям. Влияние иллюстраций на понимание текста в разные периоды дошкольного детства различно и сильнее всего у младших до­школьников. Иллюстрации, более точно и последовательно пере­дающие основные моменты содержания текста, позволяют ребенку шаг за шагом проследить события, о которых ему рассказывают, что увеличивает эффективность воспроизведения содержания. Если же они недостаточно точно соответствуют содержанию и до­школьник лишен возможности проследить на наглядном матери­але основные действия и взаимоотношения героев, эффективность воспроизведения оказывается низкой.
Слушая текст и рассматривая иллюстрации, дошкольники вос­принимают отраженный в них реальный мир с помощью слуха и зрения, и он представляется перед ними разносторонне, со всеми возможными деталями. Иллюстрации конкретизируют, уточняют образы, выраженные словом, и помогают полнее воспринимать идейное содержание произведения. Таким образом, в книге взаи­модействуют два вида искусства, объединенные единой творче­ской задачей: художественное слово (текст), выражающее идей­ное содержание в целом, и иллюстрации, изображающие отдель­ные его стороны.
Детской литературе для дошкольников присущ особый тип сюжетосложения. Зачастую в построении и развитии сюжета большая роль отведена игре, игрушке, занимательному, неординарному случаю, парадоксу. Развитие процесса игры является одновременно и развитием сюжета произведения, а содержание игры — содержанием текста. Маленький слушатель не терпит длинных, мало понятных рассуждений. Динамичный сюжет, быстро меняющиеся картины повествования — одно из важнейших правил в построении текста.

Использованные источники

1.       Гриценко З. А. Литературное образование дошкольников: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / З. А. Гриценко. — 5-е изд., стер. — Москва: Изд. центр «Академия», 2014. — 352 с.
2.       Яшина В. И. Теория и методика развития речи детей: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / В. И. Яшина, М. М. Алексеева; под общ. ред. В. И. Яшиной. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательский центр «Академия», 2013. — 448 с.
3.       
2021