Кузьмина М.С. Альтернативная коммуникация в работе с детьми с расстройствами аутистического спектра при помощи карточек PECS
Библиографическое описание: Кузьмина М.С. Альтернативная коммуникация в работе с детьми с расстройствами аутистического спектра при помощи карточек PECS // Образовательный альманах. 2024. № 1 (76). Часть 2. URL: https://f.almanah.su/2024/76-2.pdf.
Способность к коммуникации (вербальной или невербальной) удетей с расстройствами аутистического спектра (РАС) является одним из ключевых дефицитов, и у каждого из них есть своя специфика в развитии коммуникативной сферы. Всё это объясняется целым рядом причин и факторов, которые влияют на восприятие окружающего их мира. Наиболее часто встречающиеся причины нарушения коммуникации у детей с РАС связаны с полным или частичным отсутствием понимания речи, трудностями в экспрессивной коммуникации – такому ребенку трудно начать диалог, подобрать слова. Преодоление трудностей в развитии навыков коммуникации и социализации, естественным путём не формируется.
Развитие речи и формирование коммуникативных способностей у детей с РАС имеет особую значимость в адаптации к окружающему миру. Отсутствие речи или, в частности, её коммуникативной функции является одной из самых значительных трудностей в работе с ребёнком и ведёт к огромной пропасти в понимании его окружающими, а самое главное родными и близкими ему людьми. Неумение ребёнком выразить свои желания и просьбы чаще всего приводит к появлению нежелательного поведения, выполняющего функцию «потребности», а умение общаться играет весомую роль во взаимодействии со взрослыми и сверстниками в целом. И вместе с тем в умении действовать самостоятельно, без значительной помощи близких людей (родителей, учителей, воспитателей и т.п.).
На сегодняшний день разработано много разных методов, форм и приёмов в коррекционно-развивающей работе, являющихся важным направлением по обучению практическим навыкам коммуникации детей с аутичными чертами.
Альтернативная коммуникация предоставляет людям с расстройствами аутистического спектра (РАС) возможность эффективно общаться и выражать свои желания, мысли, потребности, чувства. Система альтернативной коммуникации облегчает повседневную жизнь семьи и позволяет такому ребёнку управлять собственной жизнью, даёт возможность общения с окружающими детьми.
Система дополнительной и альтернативной коммуникации обмена изображениями (карточками-картинками) «PECS» была разработана в 1985 году в США штат Делавэр в рамках Программы поддержки людей с аутизмом под руководством доктора философии Энди Бонди (Andy Bondy) и его помощницей магистром и сертифицированным логопедом Лори Фрост (Lori Frost) и подробно описана в книге «Система альтернативной коммуникации с помощью карточек PECS».
Этот эффективный метод при помощи карточек PECS по обучению людей с различными проблемами коммуникации практическим навыкам общения получил широкое распространение во всём мире. Он адресован родителям и специалистам, которые могут применять данную методику при работе с детьми с РАС, а также с их типично развивающимися сверстниками.
В данной публикации я хочу поделиться своим опытом работы по системе альтернативной коммуникации при помощи карточек PECS в первую очередь с теми, кто работает с детьми с расстройствами аутистического спектра. В своей работе я часто применяю эту систему и уверена в её эффективности.
В своей работе использую коммуникативный альбом c карточками PECS, как средство альтернативной коммуникации, для не говорящих детей или детей, которые не могут сформировать фразу. Он используется ребёнком самостоятельно для спонтанных просьб, а также использую его в обучающих целях.
Карточки PECS представляют собой картинки, изображающие как предметы, так и действия. Кроме того, карточки могут служить для напоминания о запрете каких-либо действий. Актуальными являются также карточки для высказывания желаний. Ребёнок начинает пользоваться ими не сразу и, как правило, если уже умеет читать, то зачастую они сопровождаются надписью: «Я хочу» и др.
Карточка «жди» может использоваться со смайликом и без него. Цель: научить ребёнка спокойно ждать, не хватать предметы или желаемое, например, со стола. Навык «жди» отрабатывается пошагово, начиная с 2-3 секунд, внедряя жетоны, которые можно использовать непосредственно на самой карточке «жди», постепенно увеличивая количество жетонов, начиная с одного до пяти и тем самым увеличивая время ожидания.
Также в своей работе отдельно использую «жетонную систему». Ребёнок собирает жетоны, чтобы получить вознаграждение (желаемый, мотивационный предмет). Одно задание – один жетон. Начинает собирать с одного жетона, т.е. на почти собранную планшетку даём один последний жетон за то, что он просто спокоен, не предъявляя никакие требования, далее так же собираем просто жетоны на пустую планшетку, не предъявляя никакие требования и хвалим за то, что он спокоен.
Следующий шаг: перед ребенком пустая планшетка, даём ему по одному жетону, а последний жетон даём ему за простую инструкцию. Затем следующий шаг - за два последних жетона даём простые инструкции. Далее за каждый жетон даём ребенку простую инструкцию.
После удачного внедрения жетонов, при отсутствии нежелательного поведения (НП) усложняем инструкции, увеличиваем время и количество заданий до 10.
В своей работе с детьми использую визуальное расписание «сначала-потом», например, сначала задание, потом игра, планшетку «надо сделать / сделано», на которой по мере выполнения задания перемещаем карточки с полосы «надо сделать» на полосу «сделано».
С помощью коммуникативного альбома, формируем и отрабатываем просьбу у ребенка, процесс построен на мотивационных (желаемых) предметах, которые ребенок очень хочет получить. Данная система имеет несколько этапов, хочу рассказать о некоторых начальных.
1 этап: одна карточка с изображением желаемого предмета, которая лежит перед ребенком и которую он должен обменять на желаемый предмет, вложив ее в руку собеседника;
2 этап: «расстояние и настойчивость», учим ребенка самостоятельно брать карточки из коммуникативного альбома и приносить ее собеседнику, тем самым выражая свою просьбу о желаемом. Учим преодолевать расстояние;
3 этап делится на два подэтапа:
А - выбор из одного мотивационного и одного не мотивационного;
Цель 4 этапа: научить ребенка использовать несколько карточек для построения предложения.
Непосредственно сама работа по методу альтернативной коммуникации может быть длительным и трудоёмким процессом, требующим много сил и времени, но при терпеливом и грамотном подходе этот метод помогает детям с расстройствами аутистического спектра почувствовать себя более уверенно и включиться во взаимодействие с другими людьми, т.е. облегчает социализацию и адаптацию к внешнему миру.
3. Фрост Л., Бонди Э. «Система альтернативной коммуникации с помощью карточек (PECS)».
4. Рыскина В., Лазина Е. Коммуникация – это не только слова, Методическое пособие по дополнительной коммуникации для родителей и педагогов, Коммуникация с помощью картинок, Пособие издано при поддержке Филиала благотворительной компании «Эвричайлд» (Великобритания) в РФ. — 2007.