Подходит пора отдавать ребёнка в первый класс. Родители заняты поиском лучшей школы. Многие родители начинают усиленную подготовку с детьми к учебной деятельности. Кроме того, что ребёнок находится весь день в детском саду, его записывают на выходные дни в центры развития, нанимают репетиторов, забывая о самом главном, о здоровье своего малыша.
Забывая о возрасте своего ребёнка, заставляют его заниматься с утра до вечера, лишая его игры и прогулок. Такое заботливое отношение о своём чаде может не дать положительных результатов. Очень часто ребёнок умеет читать и даже писать, а психологи и учителя говорят родителям ваш ребёнок не готов к школе. Сколько обид, негодований родителей, как так да он лучше всех читает, а к школе не готов. Однако уметь читать и писать это не значит, что ребёнок готов к школе. Чтобы ребёнок был готов к школе, он должен пройти определённый этап развития, у него должны сформироваться новые психологические функции, которые у него развиваются с возрастом.
Что значит быть готовым к школе? Прежде всего, у ребёнка должна сформироваться учебная мотивация. Он должен уметь видеть учебную задачу.
Как же родители могут помочь своему малышу, подготовится к школе, не нанося вред его здоровью. Прежде всего, обязательно следить за режимом дня, питанием ребёнка, исключить переутомления. Мы знаем, что у дошкольников ведущая деятельность игра. Так вот именно используя игру, ненавязчиво заниматься с ребёнком. К школе у дошкольника необходимо развить память, мышление, воображение, логическое мышление, мелкую моторику, речь.
Развить произвольность внимания вам помогут такие игры и упражнения как: «найди отличия между картинками», «Запутанные дорожки», «Найди недостающие детали», «Что здесь лишнее». Они забавны, интересны и очень полезны для развития произвольности.
Для обеспечения эмоционального благополучия можно порекомендовать следующее:
- использовать живое эмоциональное общение с ребенком;
- доверительно относиться к нему, старайтесь больше времени проводить с ребенком. Общайтесь с ними на равных, тем самым, давая понять, что он уже взрослый;
- создавать ситуации успеха, подчеркивать, выделять в качестве чрезвычайно значимой ту сферу деятельности, где ребенок больше успешен, помогать тем самым обрести веру в себя;
- поощрять за личные достижения (сравнивать ребенка можно только с самим собой и хвалить только за одно: улучшение его собственных результатов.
Мотивационная готовность включает в себя позитивное отношение к школе, учителям, учебной деятельности, развитие познавательных критериев, любознательности, желания ходить в школу.
Для этого вам помогут следующие формы работы:
- беседы о школе, рассказы о своем школьном обучении (положительных моментах);
- чтение художественной литературы о школьной жизни, совместный просмотр и обсуждение мультфильмов, кино о школе;
- никогда не запугивайте ребенка школой. Нельзя говорит: «Ты плохо считаешь, как же ты будешь учиться? Ты не умеешь себя вести, таких детей в школу не берут. Не будешь стараться, в школе будут одни двойки.
Интеллектуальная готовность к школе включает в себя:
- наличие широкого кругозора;
- концентрации внимания;
- аналитическое мышление;
- возможность логического запоминания, умения воспроизводить образец;
Будьте последовательны в своих требованиях. С пониманием отнеситесь к тому, что не все получится сразу. Запаситесь терпением и помните, что высказывания типа: "Ну, сколько тебе можно повторять?», «Что же ты такой неумелый, глупый?» - кроме раздражения с обеих сторон ничего не вызовут.
Психологическая готовность - это необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной программы в условиях обучения в коллективе сверстников. Она формируется у детей к семи годам путем специальных занятий. Ваш ребенок может с радостью пойти в школу, но это не означает, что он желает учиться. Ходить в школу и учиться - две большие разницы. Как пишет детский психолог Л.А. Венгер "Быть готовым к школе - не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе - значит быть готовым всему этому научиться".
Необходимо выработать у ребенка ряд навыков и умений. Например, умение преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца. Необходимы для школы и аналитические навыки: умение сравнивать, сопоставлять, делать выводы и обобщения. Для этого читайте с вашим дошкольником книжки, а потом просите вкратце изложить содержание прочитанного. Это приучает ребенка анализировать смысл книги и делает его речь связной, закрепляя в словаре новые слова. Кроме этого, обязательны для будущего первоклассника такие качества как: любознательность, внимание, сосредоточенность, память, усидчивость, потребность в поиске ответов на вопросы, а также умение регулировать свое поведение, выполнять длительное время не очень привлекательное задание. Все эти навыки можно нарабатывать ежедневно (игры, лепка, чтение, общение).
Личностная готовность - это потребность общаться со сверстниками и умение общаться, способность исполнять роль ученика, а также адекватность самооценки малыша. Важно создать мотивацию для ребенка, чтобы у него возникло желание учиться и узнать что-то новое и полезное. В этом поможет рассказ родителей о школе, об учителях, о знаниях. И, несомненно, ребенок должен быть приспособлен к общественной жизни, чувствовать себя уверенно, находясь вне дома. Ему нужно уметь самостоятельно одеваться и раздеваться, переобуваться, завязывать шнурки, справляться с пуговицами и молниями на одежде, уметь пользоваться общественным туалетом. На готовности ребенка идти в школу отражается и то, как вы с ним общаетесь. Часто ли вы говорите: "Это я с тобой нянчусь, а в школе с тобой никто так носиться не будет"? Или: "Опять отвлекаешься. Вот в школе поставят тебе два по поведению, а с двоечниками никто не дружит". Если да, то избегайте таких фраз и создавайте у ребенка положительный образ школы. Все это необходимо ребенку, чтобы чувствовать себя комфортно в новых условиях.
Список литературы
1. Вьюнова Н.И., Гайдар К.М., Темнова Л.В. Психологическая готовность ребенка к обучению в школе. - 3-е изд. - М.: Академический проект, 2010. - 256 с.2. Грудненко Е.А. Психологическая готовность к школе. Подходы отечественных психологов к определению психологической готовности // Тенденции развития педагогической науки: Материалы межд. заочной науч.-практ. конф. 23 октября 2010 г.