Актуальные вопросы начального общего образования

Большакова К.А. Возможности технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» в формировании ключевых компетентностей учащихся

Оригинал материала размещен в выпуске № 09 (23) https://f.almanah.su/23.pdf


Сегодня в российском образовании провозглашен принцип вариативности, который дает возможность педагогическим коллективам учебных заведений выбирать и конструировать педагогический процесс по любой модели, включая авторские. Главная задача современной системы образования – создание условий для качественного обучения.
В настоящее время перед учителем стоит множество проблем. Отмечается снижение грамотности учащихся, их нежелание читать художественную литературу. Поэтому учителю следует стимулировать учеников к «учению с увлечением», развивать самостоятельность обучающихся, раскрывать их творческий потенциал. А для этого необходимо применять на своих занятиях современные образовательные технологии и активные методы обучения. Это позволит развивать у учащихся познавательную, коммуникативную и личностную активность.
Одной из технологий, предоставляющих возможность перехода от репродуктивной деятельности учащихся к продуктивной и способствующих становлению ключевых компетентностей учащихся, является «надпредметная» педагогическая технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» (далее-РКМЧП)
В самом названии технологии указана значимость процессов чтения и письма для развития критического мышления. «Чтение и письмо – те базовые процессы, с помощью которых мы получаем и передаем информацию, следовательно, необходимо научить школьников эффективно читать и писать. Речь идет не о первичном обучении письму и чтению, как это происходит в начальном звене школы, а о вдумчивом, продуктивном чтении, в процессе которого информация подвергается анализу и ранжируется по значимости»
Под критическим мышлением понимается «открытое мышление, развивающееся путем наложения новой информации на жизненный личный опыт.» Чтобы обучающийся мог воспользоваться своим критическим мышлением, важно развить ряд качеств, среди которых выделяются: готовность к планированию, гибкость, настойчивость, готовность исправлять свои ошибки, осознание и поиск компромиссных решений. В основе технологии РКМЧП-базовая модель, состоящая из трех этапов:1) стадия вызова 2) смысловая стадия 3) стадия рефлексии
На стадии вызова происходит обращение обучающегося к личному опыту, обмен информацией, собственная информация подвергается сомнению. Первая стадия- это этап целеполагания, на котором каждый обучающийся формулирует свои цели вне зависимости от целей учителя и остальных учеников: им обозначается вопрос, на который он хочет получить ответ. Учитель же дает ему инструментарий, с помощью которого учащийся будет «продвигать» свои цели.
Таким образом, деятельность педагога на стадии вызова направлена на актуализацию у обучающихся имеющихся знаний по изучаемой теме, активизацию их деятельности и мотивацию к дальнейшей работе С этой целью учитель использует такие технологические приемы, как составление списка «известной информации», рассказ-предположение, по ключевым словам, кластер, набор верных и неверных утверждений и т.д. Пробно-поисковой характер технологии РКМЧП создает поле для собственного апробирования целевого маршрута учащимися. А это напрямую связано с использованием гуманитарного потенциала технологии РКМЧП, позволяющего ученику раскрыть свой творческий потенциал и развиваться сообразно своим целям.
На смысловой стадии ученики знакомятся с новой информацией, ищут ответы на вопросы, поставленные на стадии вызова, и корректируют свои цели с учетом поступающего к ним нового информационного материала. Чтобы сохранить интерес к изучаемой теме, ее активное восприятие, на второй стадии используются следующий технологический прием: ИНСЕРТ/INSERT (интерактивная, размечающая система для эффективного чтения и размышления, представляющая собой маркировку текста условными значками по ходу чтения, восприятия изучаемого материала)
Технологические приемы, которые используются на смысловой стадии, направлены на освоение способов деятельности в сферах:
·          Информационной компетентности: поиск информации, умение выделять главную мысль, способность работать с учебником, справочной литературой;
·          Познавательной компетентности: умение сравнивать объекты, классифицировать, видеть закономерности;
·          Коммуникативной компетентности: умение работать с разными вопросами, участвовать в дискуссии; способность слушать и слышать других
На стадии рефлексии, учащиеся обращаются к первоначальным записям и предположениям, дополняют их, выполняют исследовательские, творческие задания на основе изученного материала. Размышляя над новой информацией, полученной на смысловой стадии, и соотнося ее со своим личным опытом, обучающиеся выходят на более глубокое понимание изученного материала.
Поскольку на стадии рефлексии изучаемый материал подвергается анализу, систематизации, классификации, устанавливаются связи, взаимосвязи между объектами, и каждому ученику предоставляется возможность выразить собственное отношение к теме и оценить свою деятельность на уроке, происходит рождение нового знания как элемента личностного опыта.
Таким образом, освоение учителями технологии РКМЧП открывает широкие возможности для развития ключевых компетентностей учащихся: общекультурной, коммуникативной, социально-трудовой и компетентности в сфере личностного самоопределения. Базовая модель технологии РКМЧП, а также ее стратегии и приёмы, предоставляют учителю возможность развивать такие необходимые для жизни в современном информационном обществе компетенции, как способность отбирать, преобразовывать, структурировать, обобщать и присваивать информацию, превращая ее в личностное знание, умение анализировать, синтезировать. Работая в режиме технологии РКМЧП, учитель создает такие условия, которые позволяют ученикам заниматься познавательными проблемами, проистекающими, прежде всего, из внутренних потребностей.

Библиографический список

1.       Вишнякова Е. Е, Зачесова Е. В., Родионова О.А, Вызываю вас…на мысль! //Опыт включения ООТ в структуру повышения квалификации педагогических кадров. М.: МИОО,2007. С. 42.
2.       Заир –Бек С. И., Муштавинская И. В. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителя. М.: Просвещение, 2004. С. 22-23
3.       Халперн Д. Психология критического мышления. СПб.: Питер, 2000. С. 56.
4.       Зинченко В. П. Психологические основы педагогики. М.: Гардарики, 2002. С. 11.
5.       Сайт международного журнала о критическом мышлении «Перемена» http://www.ct-net.net/ru/rwct_tcp_ru
2019