Актуальные вопросы преподавания предметов гуманитарного цикла

Смирнова И. В. Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках общественных дисциплин

Оригинaл материала размещен в выпуске № 11 (61) https://f.almanah.su/61.pdf

Всякое учение – деятельность. Под деятельностным подходом понимается планирование, организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной самостоятельной познавательной деятельности школьников.
Полноценная познавательная деятельность влияет на формирование личности ученика, способствует его умственному и нравственному развитию.
Данная работа посвящена  изучению активизации познавательной деятельности учащихся на уроках общественных дисциплин.
Цели работы:
- проанализировать принципы, методы активизации познавательной деятельности учащихся на уроках истории, обществознания;
- разработать методику, направленную на использование приемов развития познавательной самостоятельности учащихся на уроках.
Предметом исследования являются методы, приемы, технологии активной познавательной деятельности на уроках истории, обществознания. Объектом настоящего исследования является процесс формирования активной познавательной деятельности учащихся.
Практическая значимость работы состоит в том, что на основе анализа разработана методика формирования у школьников системных знаний по истории и обществознанию, повышение их качества в результате собственной познавательной деятельности.

Теоретическое обоснование опыта


Исходя из целей модернизации образования, в своей работе я ищу такие способы и средства их решения, которые позволили бы создать условии для развития и саморазвития личности учащихся. Приоритетной ролью в учебно-воспитательном процессе является внедрение и распространение педагогических технологий, которые позволяют изменить сам ход познавательного процесса, а вместе с этим и позицию самого учащегося.
Методическая система моей работы основывается на теории педагогики сотрудничества. Согласно ей учебный процесс носит характер  субъект – субъектных отношений  между учителем и учеником, где педагог является  субъектом преподавательской деятельности, а ученик - субъектом деятельности учения. Обучение в школе – это совместная деятельность, которая должная научить учащегося навыкам общего труда, сотрудничества, сотворчества.
Моя педагогическая система включает в себя следующие компоненты:
v система уроков традиционной и нетрадиционной формы обучения, целями которой являются не только расширение объемов, интегрирование, обобщение предметного содержания, но и преобразование личного опыта учащегося. При этом каждый ученик имеет право самостоятельного выбора и использования значимых для него способов проработки материала;
v система контроля и оценивания деятельности учащихся, предусматривающая сочетание внешнего контроля с взаимоконтролем и самоконтролем, поэтапный контроль каждого, открытые перспективы для исправления, гласность результатов;
v система внеурочной работы, включающая в себя факультативы по предмету: «История для любознательных» (8-ой класс); «Исторический» (11-ый класс), брейн-ринги, участие в исследовательских работах (о малой родине «Здесь всё наше родное», в конференции участников туристко-краеведческого движения «Отечество» в номинации «Литературно-краеведческое произведение». Проведение школьных викторин среди 10-11 классов, посвященных истории Астраханского края, посещение с учащимися выставок на базе Красноярского музея  («Прикладное искусство», «Искусство Рериха», «Оренбургский пуховый платок», знакомство с работами красноярских, астраханских художников и т.д. Принимала участие с учениками 11-го класса в мероприятии на базе Центральной районной библиотеки на тему «Политическая власть: избирательное право» ( к юбилею Гос.Думы) и т.д.

Данные   виды  деятельности   обеспечивают ученикам возмож-ность саморазвития, самовыражения.

Основными условиями для достижения положительных результатов

 в учебной деятельности я считаю:

1.    Учитывать возрастные и психологические особенности учащихся, осуществлять личностный подход в учебном процессе;
2.    Проявлять доброжелательное отношение к ученику, ведь каждый ученик – это личность;
3.    Обеспечение стойкой мотивации, заинтересованности к изучаемому материалу;
4.    Создавать ситуации взаимопомощи, признавать за учеником права на ошибки;
5.    Проводить взаимосвязь урочной и внеурочной деятельности по предмету;
6.    Направленность и организация учебного процесса на формирование прогностических умений.

Результатами тесного творческого сотрудничества ( учитель-ученик)

 стали:

Устойчивый высокий интерес учащихся к предмету, что выражается в:
·       в посещении ими факультативов – 40%
·       участие в проектной деятельности - 46%
·       участие в исследовательской работе – 50%
·        участие в открытых уроках, круглых столах, семинарах;
·       Кроме того, ученики успешно выступают и побеждают в различных конкурсах.

В своей работе стараюсь уделять внимание одаренным детям. Провожу
дополнительные занятия по предметам. На уроках, во внеурочное время, дополнительных часах, через деятельное освоение явлений социально-исторического направления, вырабатывается освоение навыков. Проведение индивидуальных консультаций, разбор заданий повышенной сложности, проведение школьных олимпиад, решение проблемно-познавательных задач, освоение более сложных способов в изучении исторического прошлого. В этом направлении проводилась работа и на установление тесных межпредметных связей, овладение обобщенными способами изучения. При работе с практическими заданиями большое место отводилось критическому анализу, интерпретации письменных источников.       
        В результате проводимой работы с одаренными детьми был наработан определенный материал в этом направлении: навыки написания эссе, приемы, обеспечивающие творческое освоение понятийного аппарата, овладение учащимися терминами и персоналиями. Материал по составлению развернутой характеристики исторических персоналий, когда требуется показ исторической направленности, объяснение мотивов деятельности человека, раскрытие взглядов, предъявление различных оценок жизненной деятельности и.т.д. С каждым годом увеличивается число учащихся, увлекающихся историей, обществознанием, исследовательской деятельностью.
Неоднократно старшеклассники принимали участие в проектной и исследовательской деятельности. Ученики занимаются не только получением новой информации, но и учатся сравнивать и анализировать различные точки зрения, источники, формулируют собственное мнение по какой-то проблеме.
Большое внимание в своей педагогической деятельности уделяю работе с неуспевающими учениками, как на уроках, так и дополнительно во внеурочное время. С целью выявления причин не усвоения учебного материала, составляю сравнительные таблицы по результатам контрольных работ, выявляю ошибки, сделанные учениками, провожу их анализ. Затем обязательно провожу работу по дальнейшему закреплению непонятого материала. В данной форме работы с учениками использую дополнительные карточки, устную отработку в форме беседы, диалога, работы у доски. На темы, с которыми учащиеся испытывали затруднения, отвожу дополнительные уроки за счет отведенных часов резервного времени. Провожу работу по включению для неуспевающих детей заданий, связанных с моторикой (из практики видно, что ребята хорошо усваивают данную форму работы). В целом, я стараюсь не торопиться ставить «2», всегда даю возможность ученику не терять надежды в свои силы, всячески стимулирую учащихся к хорошей оценке, давая минимум стандартных требований.

Результаты деятельности:

-       защита проекта: «Беженцы в России: изгои или полноправные граждане?» (1-место в районе, участие в области);
-       написание исследовательских работ о своей малой родине «Здесь всё наше родное», «Я и мои права», « Глобальные проблемы современности», « Я и школа XXI века»
-       участие в школьной ученической конференции «Великая отечественная война: цена победы», в областных конференциях участников туристко-краеведческого движения «Отечество» в номинации «Литературно-краеведческое произведение;
-       качественные показатели на экзаменах
-       профориентация и специализация школьников (обучение на историческом факультете АГУ, на юридическом факультете МЭСИ, в Саратовской академии права).

Для меня, как учителя, ценным помимо возросшего интереса учащихся к актуальным вопросам политической жизни, является возможность корректировки знаний и восполнение пробелов. В результате проведенной работы стало очевидно: следует шире использовать задания, которые непосредственно затрагивают интересы учащихся, предполагают для своего решения привлечения их жизненного опыта.
 Приведу конкретный пример самоанализа урока, проведенного в 11 классе на лучший урок по теме: «Избирательное право» (из опыта)
Цели: - рассказать об этапах выборов, познакомить учащихся с   законами, регулирующими процедуру выборов;
        - продолжить дальнейшее развитие правового мышления учащихся,
умение формулировать и отстаивать свою гражданскую позицию, способствовать практическому овладению способам деятельности, сути и роли избирателя.
        - воспитывать у учащихся чувство собственного достоинства, гражданской позиции уважения к окружающим.
Учащиеся быстро включились в деловой ритм работы. В процессе урока ребята получили нужное представление о необходимости участия в политической жизни общества. Учащиеся выполняли ряд заданий, работали как в группах, так и индивидуально, отвечали на проблемные вопросы. На уроках я всегда стараюсь вызвать ребят на живой диалог, не исключением стал и этот урок. Ребята открыто высказывали мнение в поддержку своей позиции. Кроме того, на уроке они приняли участие в современных выборах «голосовали ногами», работали со «шкалой мнений», голосовали и рукой. Урок соответствовал структуре учебного плана: были представлены учебные оборудования, отобран дополнительный материал. Помимо этого, учащиеся получили опережающие задания, была проведена связь с жизненной гражданской позицией.   
        На уроке осуществлялось применение различных методов и приемов обучения (эвристическая беседа, самостоятельная работа учащихся в сочетании с беседой, использование ТСО, игровых моментов, защита своих политических программ, работа по поисковым, творческим, индивидуальным заданиям.)
        Сам урок был распределен на части: вначале перед учащимися были поставлены задачи на условие достижения положительных результатов, были использованные методы проверки знаний, начиная от фронтальной беседы, индивидуального опроса, блиц-тестов.
На протяжении всего урока ребята работали в форме диалога, «горячего диспута», задавались дополнительные вопросы, создавались ситуации почувствовать себя в роли избирателя; ситуации, произошедшие на избирательных участках; проводилась работа по выявлению ошибок и т.д. Помимо этого, учащимся было дано опережающее задание: составить программу политической партии. Какую? Здесь ребята должны были проявить свою самостоятельность, т.е. для них была предоставлена полная свобода выбора по плану: название, цели, девиз, эмблема, лидер партии, четко выработать свою политическую программу. Вот, например, какими учащимися, в результате проведенной работы, были представлены партии: «Выпускник», «Россия: счастливый человек – счастливая страна», «Фаворит», «Молодая Россия», «Светлое будущее», «За Россию», «Цели нации». Затем на импровизированном избирательном участке, взяв избирательный бюллетень (избирательные бюллетени были подготовлены заранее, отпечатаны). Они должны были проголосовать за ту партию, того политического лидера, которые отвечали бы их требованиям.
На уроке была представлена репродуктивная деятельность. Использование учебных карточек, проводился анализ правовых документов, статей из Конституции РФ, работа со СМИ, использование местной газеты «Красноярский вестник». Проводилось знакомство с целевыми программами Красноярского района, их дальнейшее обсуждение и анализ.
К учащимся на уроке был применен индивидуальный, дифференцированный подход. Показателями выполнения дидактической задачи этапов на уроке стало активная познавательная деятельность учащихся, понимание ими её практической значимости (урок проводился накануне школьного референдума).

Принципы педагогической деятельности

В основе моей работы лежат ведущие принципы педагогики сотрудничества: индивидуализация, дифференциация, позволяющие создать необходимые условия для развития каждого учащегося в отдельности, учитывая при этом их личные особенности, их индивидуальность. С целью обеспечения условий для развития и саморазвития ученика, выявляя его индивидуальные особенности, составляю, а затем отслеживаю и анализирую, таблицы по динамике развития мотивации учащихся.

Рисунок №1

Динамика развития мотивации учащихся 8 класса на нетрадиционных уроках.

ФИ учащихся

1 уровень (низкий)

2 уровень (средний)

3 (уровень)

Сентябрь

Декабрь

Сентябрь

Декабрь

Сентябрь

Декабрь

1.

+

+





2.

+



+



3.




+

+

4.

+

+





5.


+



+

6.

+



+



7

+

+





8..




+

+

9.


+



+

10.

+

+





11.

+



+



12.

+



+



13.




+

+

14.




+

+

15.




+

+

ВСЕГО:

8

4

2

4

5

7

В целях определения результативности педагогической деятельности использую следующие формы работы: анкета «Ведущий мотив твоей учебной деятельности по истории» для учащихся 8-11 классов; методика «Мое отношение к учению» (автор – Т.В. Балабкина) для учащихся 10-11 классов; анкета «Любишь ли ты историю?» для учащихся 6-8 классов. Анализ анкеты, проведенной в 8-11 классах (61 человек), показал, что ведущими мотивами учебной деятельности по истории школьники считают: интерес к предмету, желание узнать больше –21 человек (34%); желание расширить свой кругозор, повысить общекультурный уровень -25 человек(41%); только 6 человек (9,8%) опрошенных в качестве мотива учебной деятельности по истории назвали опасение получить отметку и связанные с этим неприятные последствия.
Социологическое исследование, проведенное в 10-11 классах по методике Т. В. Балабкиной «Мое отношение к учению», показало, что из 28 опрошенных старшеклассников 67,8% считают, что знают предмет в пределах программы и больше, 96,4% удовлетворены умением учителя донести материал до учащихся, 85,7% не видят необходимости в изменении хода урока. Это свидетельствует о высоком уровне удовлетворенности старшеклассников уроками истории.
На вопросы анкеты «Любишь ли ты историю» в 6-8 классах отвечало 54 человека. В частности, на вопрос о рейтинге истории среди школьных предметов 23 ученика (42,5%) поставили историю на 1 или 2 место, 5 человек (9,2%) – на 3 место. На вопрос «Что особенно привлекает тебя в предмете история?» 12 человек (22,2%) отметили интерес к личности учителя, умение учителя организовать интересную деятельность на уроке – 25 человек (46,2%). На вопрос «Хотели бы вы что-то изменить на уроках истории?» положительный ответ дали 4 человека (7,4%).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Необходимость перехода к личностно-ориентированному образованию связана с изменениями, происходящими в социально — экономической, политической, культурной и образовательной областях. Уже сегодня востребован образ учащихся нового типа, способных работать в новых условиях, обладающих высоким уровнем общей культуры, умением работать с современным объемом информации, планировать и прогнозировать результаты своей работы. Предлагаемые виды учебной деятельности предоставляют ученику, опираясь на его способности, интересы, реализовать себя в учебной деятельности.














"Библиографический список" (Использованные источники / Список литературы) 

1.    1. Балабкина Л. Методика анализа отношения школьников к учению, ж. « Школьный психолог» № 23, 2000г. с. 1-3
2.    2. Ворожейкина Н.И. Активизация учебной деятельности. – М., 1988.

2022