НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Кривогуз Т.Ю. Реализация задач по организации и проведению изобразительной деятельности посредством авторского дидактического пособия «Колесо фортуны»

Оригинaл материала размещен в выпуске № 2 (02) https://f.almanah.su/02.pdf


В связи с внедрением ФГОС, современное дошкольное образование развивается в принципиально новых условиях. В приоритете воспитание личности, творческое развитие ребенка, сохранение детства. Принципиально изменился подход взаимодействия педагога с ребенком: переход из позиции «Учитель-ученик» в статус «Партнер-партнер». Исходя из этого, изменились и требования к организации и проведению образовательной деятельности, которая в первую очередь должна быть подкреплена интересом детей.
Новый подход к дошкольному образованию требует выхода педагогов на новый уровень профессионально-личностных компетенций. Педагог должен постоянно развиваться, находить новые методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют требованиям ФГОС ДО к образовательному процессу.
В своей педагогической деятельности, в октябре 2016 года, я проводила диагностику художественно-творческого развития детей, разработанную Ириной Александровной Лыковой к программе «Цветные ладошки».
Результаты диагностики показали преобладание среднего и низкого уровня художественно-творческих способностей детей (График 1).

График 1.
Размышляя на тему, с чем это может быть связано, я пришла к выводу, что, возможно, причина кроется в специфики моей профессиональной деятельности, а именно в том, что мне во время работы приходится перемещаться из группы в группу. Поэтому есть трудность в быстрой подготовке образовательного пространства группы с целью мотивации детей к деятельности и создания оптимальных условий для реализации поставленных целей и задач. Кроме того, в наш век технологий, современных детей изначально очень трудно удивить и заинтересовать чем-либо, а сфера их интересов часто ограничивается навыками владения телефоном, планшетом, просмотром мультфильмов, игрой со сложными электронными игрушками.
Следовательно, необходимо было найти такую форму работы, которая будет соответствовать ряду условий:
·         мобильность (так как я следую из группы в группу);
·         возможность использования подготовленных материалов в совместной деятельности с разными возрастными группами детей;
·         универсальность использования вне зависимости от темы и вида изобразительной деятельности;
·         способность вызывать устойчивый интерес у дошкольников.
В своем поиске я исходила из того, что основной деятельностью в дошкольном возрасте является игра. Поэтому и вдохновение я искала в детских играх. В результате я пришла к идее разработать свое «Колесо фортуны».

Что же оно представляет из себя? Оно состоит из круглого игрового поля, которое можно вращать. Так как пособие задумывалось универсальным средством мотивации, то игровое поле не имеет четкого деления на сектора, как это происходит в оригинальной игре. Это позволяет мне положить на поле столько заданий, сколько требуется для достижения поставленной в программе цели.
Например, мне необходимо познакомить ребят средней группы с разрезанием квадрата и прямоугольника по диагонали, с целью получения двух треугольников.
Ребята делятся на команды и присаживаются за столы. Каждый отдельный стол — это команда. Каждая команда выбирает капитана. Капитан подходит к колесу и вращает его. После того, как колесо остановится, капитан забирает карточку с заданием, и мы узнаем, что же было скрыто за выпавшим его команде сектором. В данном случае это будут различные аппликативные изображения, которые можно сделать из треугольников: дом, жираф, самолет и т. д. Получив задание, капитаны возвращаются к команде.
На этапе планирования мы обсуждаем, каким образом можно получить такие картинки, имея в наличии прямоугольники и квадраты. Показываю способ получения треугольников из квадрата и прямоугольника.
Далее настает черед продуктивной деятельности детей, результатом которой может быть как коллективная аппликативная работа, так и индивидуальные, в зависимости от решения ребят в каждой отдельной команде.
Завершает образовательную деятельность рефлексивный этап, на котором также можно использовать «Колесо фортуны».
С помощью «Колеса фортуны» можно знакомиться с цветами радуги, изучать оттенки, свойства материалов, способы реализации замысла и многое-многое другое. Главное это неизменно положительный результат, так как само появление в групповой комнате «Колеса фортуны» уже вызывает небывалый интерес у дошколят. Данное пособие помогает решать множество задач, обратите внимание на слайд.


Повторная диагностика, проведенная в мае 2016 года (График 2), показала значительную положительную динамику результатов, что свидетельствует о благотворном влиянии дидактического пособия «Колесо фортуны» на образовательный процесс. График 2.
Затем я решила попробовать использовать «Колесо фортуны» в работе с родителями. Мной было запланировано родительское собрание на тему «Привлечение родителей к развитию творческих способностей детей через знакомство с нетрадиционными техниками рисования».
В начале собрания родителям, желающим принять участие в игре, было предложено разделиться на команды. С помощью колеса родители получили задания и приступили к творчеству. В это время я провела с остальными родителями игру «Угадай технику рисования», разработанную специально для этого собрания.
Далее команды презентовали свои рисунки и рассказывали нам, каким способом и с использованием каких инструментов они смогли достичь полученного результата.
В завершение была проведена рефлексивная беседа и оценка родителями качества полученных знаний и способа их получения.
Собрания в такой форме мной проводились уже неоднократно в разных группах. Неизменным остается одно: такие мероприятия всегда проходят на одном дыхании, родители принимают активную позицию по отношению к развитию творческой стороны личности их детей, потому как за время собрания сами проживают яркие моменты творчества.
Примечательно то, что мой вариант «Колеса фортуны» нашел свой отклик среди других педагогов нашего детского сада.
Таким образом пособие, разработанное в качестве организационного средства и средства мотивации в процессе изодеятельности, стало универсальным способом работы во многих видах деятельности.
Источники:
1.        Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки».- М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2007. - 144 с., 24 л. вкл., переиздание дораб. и доп.
2.        Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа. (Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»): учебно-методическое пособие.- М.: Издательский дом «Цветной мир», 2016. - 216 с., перераб. и доп.
3.        Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Подготовительная к школе группа. (Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»): учебно-методическое пособие.- М.: Издательский дом «Цветной мир», 2016. - 208 с., перераб. и доп.
8-928-278-9131
ds34gel@mail.ru
2017