Оригинал материала размещен в выпуске № 04 (30) https://f.almanah.su/30.pdf
Современные приоритеты школьного образования мотивируют педагогов к поиску новейших результативных технологий преподавания, разрешающих достигнуть более высоких результатов в процессе обучения и воспитания, а также вводить в практику актуальные эффективные технологии. В связи с этим особое внимание уделяется созданию условий для развития творческого личностного потенциала учащихся и расширения возможностей углублённого образования, в том числе языкового.
Знание иностранных языков и компьютерных технологий - важнейшие требования к уровню и качеству образования. В последние годы всё чаще поднимается вопрос о применении новых информационных технологий в школе. Это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения.
Использование цифровых образовательных технологий (ЦОТ) в современных реалиях - действенный инструмент преподавания, который активизирует мыслительную деятельность учащихся, позволяет сделать учебный процесс привлекательным и интересным. Это мощный стимул повышения мотивации к овладению иностранным языком.
Успешность освоения предмета в процессе самообразования значительно повышается, если регулярно в должной мере применять информационные технологии. Данное утверждение можно объяснить тем, что при работе с информацией, записанной в цифровом (электронном) виде, выявление нужной информации легко осуществимо с помощью систем автоматического поиска. В настоящий момент многие известные печатные издания (энциклопедии, словари, учебные пособия, справочники, книги) оцифрованы и конвертированы в электронный вид. Дистанционное образование набирает все большую популярность, преподаватель пересылает задания и методические рекомендации обучающемуся через Интернет или по электронной почте, и, соответственно, таким же образом получает выполненные задания обратно и осуществляет контроль усвоения знаний.
В связи с этим появилась необходимость - использовать при подготовке к уроку цифровые образовательные технологии, а непосредственно на уроках включать учащихся в активную познавательную деятельность с применением мультимедийных средств.
Использование ЦОТ позволяет:
1. Улучшить эффективность и качество образования;
2. Ориентироваться на современные цели обучения;
3. Повысить мотивацию учащихся к обучению;
4. Использовать взаимосвязанное обучение различным видам деятельности;
5. Учитывать страноведческий аспект;
6. Сделать уроки эмоциональными и запоминающимися;
7. Реализовать индивидуальный подход;
8. Усилить самостоятельность школьников;
9. Повысить качество наглядности;
10. Облегчить труд учителя.
Цифровые образовательные технологии – это средство, с помощью которого успешно решаются вопросы интенсификации и оптимизации образования, воспитания личности, адаптированной к жизни в информационном обществе. Однако необходимым условием научно обоснованного применения ЦОТ в обучении является разработка теоретических вопросов организации учебного процесса и форм учебной деятельности с учетом психолого-дидактических особенностей использования ЦОТ в образовательном процессе. При этом какие бы концепции и теории ни создавались, во главе угла каждой из них должна стоять личность обучаемого, так как введение новейших технологий в учебный процесс возможно лишь путем соединения достижений в области информационной техники, психологии и педагогики в единое целое.Акмеологический подход должен стать неотъемлемой частью обучения с применением ЦОТ, основой формирования положительных личностных качеств обучающегося в современных условиях. Чрезвычайно важно, чтобы процесс компьютеризации и информатизации обучения не превращал личность в машину, решающую сложные задачи с помощью разработанных программ и алгоритмов, а стимулировал ее к самообразованию, саморазвитию, самореализации. Поэтому основная цель интеграции ЦОТ в процесс преподавания иностранных языков – постепенная адаптация обучающегося к применению компьютерных технологий, предполагающая формирование информационной культуры студента, учет индивидуальных особенностей его мыслительных способностей и психологической готовности к использованию компьютера, поддержание его устойчивой мотивации к обучению.
Целесообразность использования ЦОТ в обучении основывается на их дидактических свойствах и функциях в учебном процессе и на наличие методических разработок для данного сервиса. По определению Е.С. Полат, под «дидактическими свойствами того или иного средства обучения понимаются основные характеристики, признаки этого средства, отличающие их от других, существенные от дидактики как в плане теории, так и в плане практики». Такими характеристиками средств обучения следует считать их природные качества, которые могут быть использованы с дидактическими целями. Общие дидактические свойства ЦОТ основываются на двух ключевых функциях – информационной и коммуникативной – и используются в любой системе образования. Эти свойства проявляются на всех стадиях учебного процесса – от презентации учебной информации, до ее закрепления и контроля. Можно выделить следующие общие свойства и соответствующие им функции ЦОТ.
Общие дидактические свойства и функции ЦОТ.
Основным дидактическим свойством ЦОТ является мультимедийность. Средства мультимедиа придают мобильным и компьютерным устройствам некоторые признаки одушевленности: появилась возможность показывать видео, полноцветные изображения, говорить и понимать отдельные фразы, слушать музыку, воспроизводить анимацию и т.д. Все это в первую очередь способствует повышению мотивации обучения, скорости усвоения знаний и развития умений. Мультимедиа позволяют формировать навыки, которые с помощью других технологий сформировать невозможно, например, произношение при изучении иностранного языка.Преимущество современных технологий заключается в том, что процесс обучения и получения необходимой информации является индивидуальным: обучающийся может работать в удобном для него режиме и темпе. Все это способствует повышению мотивации, поскольку обучающийся ищет то, что ему действительно необходимо, интересно и способствует совершенствованию знаний.
В современном мире цифровых технологий, необходимо разрабатывать такие методы обучения, которые бы гармонично сочетали преимущества традиционного и информационного образования, повышали мотивацию обучающихся к изучению и совершенствованию уровня владения иностранным языком, делали этот процесс менее трудоемким, но в то же время и более эффективным.
Внедрение современных информационных технологий в изучение иностранных языков, значительно разнообразит процесс восприятия и обработки данных. С помощью ПК, Интернета и мультимедийных устройств, обучающимся предоставляется оригинальная возможность овладения большим объемом данных с ее следующим анализом и сортировкой.
Библиографический список
1. Титова С. В. Цифровые технологии в языковом обучении: теория и практика. М.: Эдитус, 2017. 240 с.2. Титова С.В., Авраменко А.П. Мобильное обучение иностранным языкам. М.: Икар, 2014. 224 с.
3. Беляева Л.А. Интерактивные средства обучения иностранному языку Интерактивная доска. М.: Юрайт, 2019. 157 с.
4. Молодой ученый [Электронный ресурс]. URL: https://moluch.ru/archive/292/pdf/1460/ (дата обращения: 20.03.2020).