Дополнительное образование: опыт, проблемы, перспективы

Чернова Е.К. Проектная деятельность как одна из форм развития творческой личности

Оригинaл материала размещен в выпуске № 01 (03) https://f.almanah.su/03.pdf


XXI век – век высоких компьютерных технологий. И в новой образовательной парадигме учащийся становится субъектом познавательной деятельности, а не объектом педагогического воздействия. Это обусловливает необходимость организации образовательного процесса, направленного на поиск и развитие способностей, заложенных природой в каждом учащемся. Результатом работы педагога становится активная, творческая деятельность обучающегося, далёкая от простой репродукции.
Я работаю педагогом дополнительного образования в МАУДО «Центр эстетического воспитания детей» с 1984 года, накопив за это время большой опыт непрерывного художественного воспитания детей 5-18 лет. Начинаю заниматься по программам «Азбука творчества» (для дошкольников) и «Основы народного искусства» (для младших школьников), выявляю обучающихся, имеющих склонность к художественному творчеству, и приглашаю их для дальнейшего обучения в объединение декоративно-прикладного искусства «Кудесница». Специализированные занятия здесь ведутся по программе «Развитие творческой личности средствами декоративно-прикладного искусства». Их цель - воспитание личности творца, способного осуществлять свои замыслы в ковроделии. Первые три года отвожу на знакомство с техникой нетканого гобелена, классического гобелена. Ребята учатся составлять эскизы своих произведений, опираясь на законы декоративной композиции.
На четвёртом году из студийцев, успешно справившихся с программой трёх лет обучения (среди них и те, кто освоил программу за более короткий срок, - то есть, наиболее одарённые дети), формирую группу «Мастер-класс». Учитывая накопившийся у ребят опыт изготовления различных изделий, ставлю перед ними более сложные творческие задачи, направленные на создание оригинальных композиций и панно. Воспитанники самостоятельно составляют эскизы произведений и воплощают их в выбранном материале. Моя роль на данном этапе - быть консультантом и советчиком, помогающим организовать работу. Стараюсь задействовать разум, мысль ребёнка, стремлюсь сделать их активными, чтобы он проявил себя как творец.
Обучающиеся, прошедшие четырёхлетний курс по программе «Развитие творческой личности средствами декоративно-прикладного искусства» и желающие продолжить свои занятия в объединении, переходят в творческую мастерскую, где для каждого воспитанника составляю индивидуальный план деятельности.
Обучающиеся объединения «Кудесница» выполняют творческие задания практически с первого года обучения, но переходя в группу «Мастер-класс» и творческую мастерскую, они начинают работать над творческими проектами. Я предлагаю учащимся несколько тем для разработки. При выборе темы творческого проекта каждый руководствуется собственными пристрастиями и интересами.
Метод проекта - одна из личностно ориентированных технологий, активнее других влияющая на формирование организационно-деятельностных, креативных и коммуникативных качеств учащихся. Проектная деятельность является благодатной почвой для взаимодействия педагогов с детьми, позволяет предотвратить утрату духовного наследия и культурных ценностей, способствует формированию интеллектуальных и личностных качеств детей; побуждает педагогов к творческой инициативе. Реализуя проект, учащиеся смогут не только значительно пополнить знания, но и применять их на практике в повседневной жизни, научатся работать самостоятельно или в группе, докладывать результаты своей работы, обсуждать их, отбирать необходимый материал, приобретут опыт межличностного общения и взаимодействия. Таким образом, в условиях модернизации образования, требующей компетентностного подхода, создание творческих проектов становится одной из важнейших методических форм в деятельности педагога.
Главная педагогическая цель любого проекта - формирование различных ключевых компетенций, под которыми в современной педагогике понимаются комплексные свойства личности, включающие взаимосвязанные данные, умения, ценности, а также готовность их мобилизовать в необходимой ситуации. К ним относятся
1.        Рефлексивные умения.
2.       Поисковые (исследовательские) умения.
3.        Навыки оценочной самостоятельности.
4.        Менеджерские умения и навыки.
5.        Коммуникативные умения.
6.        Презентационные умения и навыки.
Выполняется проект по определённому плану, включая следующие этапы:

Таблица 1.

Этапы работы над творческим проектом

Этапы

работы

Содержание

работы

Деятельность учащихся

Деятельность педагога

Подготовительный (погружение в проект)
Определение темы и целей проекта
Обсуждение и выбор темы
Предлагает темы проектов
Планирование
Определение способов, источников сбора и анализа информации
Корректировка и дополнение предложений педагога
Предлагает основную литературу, способы сбора информации
Разработка проекта
Накопление информации путём работы с литературой
Поисковая деятельность по накоплению
Консультации, координирование работы учащегося
Оформление результатов
Оформление результатов согласно выбранной форме
Оформление результатов согласно выбранной форме
Консультации, координирование работы учащегося
Презентация
Представление выполненной работы
Доклад о результатах работы
Экспертиза с приглашением педагогов Центра
Оценивание
Оценка работ согласно разработанным критериям
Участие в оценке: коллективное обсуждение и самооценка
Совместное с экспертной группой оценивание

Рассмотрим пример работы над творческим проектом «Россия-матушка, Урал-батюшка».
Тема проекта: «Россия-матушка, Урал-батюшка. Легенды Северного Урала».
Предмет: декоративно-прикладное искусство.
Продолжительность выполнения проекта: 20 занятий, 60 учебных часов.
Участник: Шамина Ксения, 16 лет.
Цель: создание творческой работы по мотивам легенд Северного Урала.
Продукт: панно в технике нетканый гобелен.

Ход проекта:

1 этап - подготовительный. Из предложенных педагогом вариантов тем ученица выбрала тему регионального конкурса изобразительного и декоративно-прикладного творчества «Россия - матушка, Урал - батюшка». Темой года (на момент выполнения проекта) организаторы конкурса (Центр эстетического воспитания детей «Детская картинная галерея» г. Магнитогорск) выбрали «Легенды Северного Урала». И ученица, и педагог понимали, что познания в этой области у них весьма поверхностны, но проект тем и интересен, что предполагает приобретение новых знаний.
2 этап - планирование. Под руководством педагога был составлен план-график выполнения учебного исследования: определены временные рамки, объём работы и этапы её выполнения. Обсуждены возможные источники информации.
3 этап - разработка проекта. Проанализировав предания северных народов, выделили наиболее часто встречающиеся персонажи: шаманов, сверхъестественных животных, птиц. Рассматривая предметы из археологических раскопок Прикамья, обратили внимание на многочисленные изображения птицы-зверя с головой волка или собаки. Напрашивалась аналогия со средневековыми грифонами, скифским звериным стилем. Параллельно познакомились с искусством скифов, а также с искусством средневековой Европы. В ходе исследовательской деятельности выдвинули гипотезу, что в образе фантастических существ северных народов Урала, возможно, слились воедино местные представления и иконографические черты, воспринятые через скифов из греческой традиции. Исследовательская деятельность была оформлена в виде реферата. Так сформировался первоначальный замысел.
Следующий шаг - мозговой штурм по разработке эскиза панно. Исходя из того, что в мифологии уральских народов большая роль отводится шаманизму, был определён главный герой композиции. Центральное место в эскизе заняла фигура шамана с бубном в руках. Ритуальный костёр подсказал форму панно, замыкающуюся языками пламени. По одну сторону ритуального костра расположили фигуры волка в прыжке и орла в полёте. Следуя логике шаманизма, по другую сторону костра поместили мифическое существо с головой и крыльями птицы и туловищем волка.
Схематический рисунок постепенно превратился в детальный эскиз будущего панно, которое обрело своё название: «Магия огня». Применив полученные знания из разных областей (искусство, археология, история, устное народное творчество), получили реальный и ощутимый результат. Работа над проблемой, таким образом, приобрела контуры проектной деятельности.
Следующая задача педагога – организация самостоятельной работы обучающегося по выполнению творческой работы в материале в соответствии с эскизом – также была успешно решена.
4 этап - оформление результатов. На данном этапе была оформлена проектная папка, содержащая документы, послужившие отправной точкой для создания эскиза панно, реферативное исследование, варианты эскизов, окончательный эскиз панно, перечень необходимых материалов и инструментов для выполнения работы, примерная смета расходов по изготовлению панно, поэтапные фотографии работы над проектом, фото готовой работы, текст презентации творческой работы. Эта папка стала частью портфолио обучающегося. Кроме этого, такие папки можно использовать в качестве методических пособий при обучении других детей.
5 этап - презентация полученных результатов. Педагогическая цель - выработка презентативных умений и навыков.
6 этап - оценивание. Учащийся, анализируя свою работу, указывает достигнутые результаты, отмечает успехи и неудачи, их причины. Присутствующая на презентации экспертная группа выскажет своё мнение о творческом проекте и рекомендует дальнейшее участие в конкурсных мероприятиях.

Таблица 2.

Результативность творческого проекта «Россия - матушка, Урал -батюшка. Легенды Северного Урала»: панно «Магия огня»


Региональный

уровень

Всероссийский

уровень

Международный

уровень

Диплом лауреата регионального конкурса детского рисунка «Россия - матушка, Урал - батюшка», г. Магнитогорск
Диплом лауреата 3 степени Всероссийского конкурса изобразительного искусства «Ангел вдохновения», г. Санкт-Петербург
Диплом победителя Международного фестиваля детского творчества «Звёзды нового века», г. Москва

Рис. 1. Эскиз панно «Магия огня»
 Рис. 2. Панно «Магия огня»






Как показала практика, проектная деятельность способствует формированию нового типа учащегося, обладающего набором умений и навыков самостоятельной конструктивной работы, владеющего способами целенаправленной деятельности, готового к сотрудничеству и взаимодействию, наделённого опытом самообразования.
Актуальность учебно-исследовательской и проектной деятельность определяется повышением качества образовательного процесса и компетенции педагогов и учащихся. Считаю, что, накопив опыт использования данного метода при выполнении творческих работ, мои ученики смогут овладеть всеми ключевыми компетенциями школьника, что позволит им не только успешно выдержать выпускные испытания, но и стать востребованными специалистами, занять достойное место в обществе.
elenachernova.2010@mail.ru; 89127954998

2018