Актуальность проекта: Вопросы сбора, утилизации и переработки использованных батареек и аккумуляторов чрезвычайно актуальны в настоящее время. Утилизация этих отходов является одной из самых сложных проблем переработки вторичного сырья. Практически во всех батарейках содержаться токсичные вещества в виде различных металлов и химикатов, которые при разрушении корпуса батарейки попадают в окружающую среду. При производстве элементов питания используются: свинец, никель, кадмий, цинк, ртуть, оксид серебра, кобальт, литий и др. Никелево – кадмиевые батарейки, которые применятся в сотовых телефонах – наиболее потенциально опасные источники загрязнения окружающей среды. Большую опасность так же представляют ртутные и литиевые батарейки, как поставщики ртути и лития в природную среду, кроме того, литий может самопроизвольно вступать в реакции с кислородом и воспламеняться. Наша жизнь во многом зависит от состояния окружающей среды. И сегодня это понимает каждый житель планеты Земля. С каждым годом все сильнее ощущается экологические проблемы. Люди стараются выбирать для себя качественные, экологически чистые продукты питания в магазинах, проводят свободное время в местах, где чистый воздух, строят дома в районах удаленных от производств, загрязняющих окружающую среду. И при этом многие не задумываются, что состояние окружающей среды напрямую связано с нашим поведением в быту, в природе. Когда вырастут наши дети и внуки, экологические проблемы придется решать им. Поэтому наша задача – научить их поступать правильно уже сейчас, ценить окружающую природу. Проблема Мы побеседовали с детьми о том, что они знают об элементах питания. Оказалось, каждый из них видел приборы, работающие на батарейках: часы в дома, сотовый телефон, калькулятор, различные игрушки, работающие от батареек. Но ни кто из них не задумывался раньше о том, куда попадают использованные элементы питания. Посмотрев мультфильм «Фиксики», дети поняли, что использованные батарейки представляют опасность для окружающей среды и человека. Когда провели анкетирование родителей, стало понятно, что многие выбрасывают батарейки просто в мусорное ведро. Это объясняется тем, что родители не знают про пункты приема использованных элементов питания и где они находятся. Цель проекта – формирование экологической сознательности и устойчивого экологического поведения детей среднего дошкольного возраста. Задачи: Познавательно развитие: · Развивать познавательные способности детей с помощью исследовательской деятельности; · Расширять представление о составе, использовании и экологическом вреде различных элементов питания; · Воспитывать сознательное экологическое поведение в вопросе утилизации использованных батареек. Социально-коммуникативное развитие: · Формировать у детей навыки сотрудничества; · Воспитывать сознательное экологическое поведение в вопросе утилизации использованных батареек. · Создавать благоприятные условия для привлечения родителей к активному участию в деятельности дошкольного учреждения; · Развить коммуникативные навыки детей среднего дошкольного возраста; · Формировать доверительные отношения между воспитателем, родителями и детьми. Речевое развитие: · Обогащать активный словарь детей; · Развивать связную, грамматическую речь детей в монологе, диалоге и при описании иллюстраций. Художественно – эстетическое развитие: · Закрепить накопленные представления в продуктивной деятельности. Материал и техническое оборудование: подбор художественного, иллюстрированного, игрового материала, картотеки бесед, дидактических, пальчиковых, подвижных игр, ноутбук. Участники проекта: дети и родители средней группы (4 -5 лет), воспитатели. Вид проекта: групповой, краткосрочный Тип проекта: экологический и познавательно-исследовательский Методы: наглядный, игровой, практический, словесный, интерактивный. Продукт проектной деятельности: создание информационной стенгазеты «Сдай батарейку! Сохрани Землю чистой!», изготовление контейнера для приема использованных элементов питания, экологическое развлечение «Мы – друзья природы».
Этапы реализации проекта
I этап - Организационный Цель: Выявление проблемы, прогнозирование результатов работы с целью определения основной концепции проекта и направлений работы. Содержание этапа: - изучение проблемы «Вред, наносимый природе неправильной утилизацией батареек» и сбор теоретического и методического материала по теме проекта; составление плана работы над проектом. - анкета для родителей «Что Вы знаете о батарейках?» (рис. 1, 2) - беседа с родителями «Сколько батареек вы используете в вашей семье и как вы их утилизируете?» - консультация для родителей «Опасность тяжелых металлов» (рис. 3) - поисковая работа по подбору иллюстративного и информационного материала, художественных произведений, дидактических игр; - решение проблемы утилизации использованных батареек. II этап - Практический Цель: Разработка системы работы по формированию экологического поведения воспитанников в процессе образовательной деятельности. Содержание этапа: - целевые прогулки и наблюдения; - познавательно-исследовательская деятельность: «Путешествие в прошлое батарейки», «Как работает батарейка» (опыт с лимонной кислотой и содой), «Что будет, если каждый выбросит одну батарейку», «Вода и металл» (эксперимент); - сочинение сказки «Наш друг – батарейка!»; - беседы «Как вести себя в природе», «Человек и животное», «Как сберечь природу», «Для чего нужна батарейка?», «Почему нельзя бросать батарейки в мусорное ведро», «Без чего нам не прожить?», «Куда деть использованную батарейку?»; - чтение экологических сказок Н.А. Рыжовой «Сказка о Человеке Золотой рыбке», «Серая Шапочка и красный волк» - проблемы отношения человека и природы, «Жила-была батарейка» «Сказка о батарейке Баточке»; - просмотр м\ф «Фиксики», презентации «Экологический вред батарейки» - д\игра «Можно и нельзя», рассматривание плакатов: «Батарейка – враг?», «Батарейка - друг», фотографий, буклетов. III этап - Заключительный Цель: Подвести итоги работы, проанализировать результаты, определить перспективы на будущее. Содержание этапа: - экологическое развлечение «Мы – друзья природы» (рис. 4); - создание информационной стенгазеты «Сдай батарейку! Сохрани Землю чистой!» (рис. 5); - изготовление контейнера для приема использованных элементов питания (рис. 6, 7). Результаты проекта Участники проекта получили не только новые знания, но и приобрели навыки бережного, созидательного отношения к окружающему миру. Совместная проектная деятельность помогла родителям освоить некоторые педагогические приемы, так необходимые в семейном воспитании, объективно оценить возможности своих детей и сотрудничать с ними как с равноправными партнерами. Родители, участвуя в реализации проекта, были не только источниками информации, реальной помощью и поддержкой ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и стали непосредственными участниками образовательного процесса. Все участники проекта «прожили» тему через разные формы совместной деятельности: поиск ответов на вопросы, чтение, рассматривание иллюстраций и фотографий, изготовление рисунков. Дополнения к проекту https://infourok.ru/user/bekbulatova-ekaterina-anatolevna/page/ekologicheskij-proekt-zhizn-batarejki
Библиографический список
1.Акленова М. Д. Энциклопедия для детей том 14. М.: Аванта, 2001. 2. Володин В. А. Энциклопедия для детей том 17. М.: Аванта, 2001. 3. Первая энциклопедия / Пер. с англ. А. В. Мясникова. – М.: ЗАО «РОСМЭН – ПРЕСС», 2010 г. 4. Разумова Е. Р. «Экология» М.: МИЭМП, 2010 г.