НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Бибикова Е.Н., Олейник Ж.М., Ерёмина О.В. Индивидуализация коррекционно-педагогической работы с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи, в условиях ДОУ

Оригинaл материала размещен в выпуске № 11 (61) https://f.almanah.su/61.pdf

Проблема всестороннего изучения детей с первичными речевыми нарушениями и выбора путей индивидуальной коррекции имеющихся отклонений, является одной из актуальных в теории и практике отечественной логопедии.
 Возрастает число детей с отклонениями в развитии. Поэтому индивидуализация педагогического процесса – один из путей преодоления и коррекции речевых расстройств у дошкольников.
Основной контингент детей логопедических групп имеет общее недоразвитие речи и характеризуется разнообразием дефектов по структуре, тяжести и признакам проявления. Являясь системным нарушением, ОНР наблюдается при сложных формах детской речевой патологии (по клинико-педагогической классификации: моторной, сенсорной алалии, дизартрии, ринолалии, заикании), каждая из которых имеет свой механизм нарушения речевой деятельности и специфическую симптоматику.
Благодаря индивидуальному подходу становится возможным развитие детей с тяжелыми нарушениями, через иное, доступное для них содержание обучения, через особый темп и организацию, использование специфических приемов и способов коррекционно-педагогической работы в соответствии с задачами дошкольного образования.
В последнее время интенсивно развивается система индивидуальной психолого- педагогической помощи детям с отклонениями в развитии. Перед ней стоят ряд актуальных и значимых организационно - методических проблем. В их числе: совершенствование научно - теоретического и методического аппарата обследования ребёнка, разработка и научное обоснование комплекса мероприятий и методик, направленных на диагностику отклонений в развитии ребёнка с целью создания индивидуализированных коррекционных программ, обеспечивающих развитие речи и других психических функций, создание практического материала для обеспечения обследования соответствующими пособиями, материалами, разработка технических средств и их внедрение для объективизации показателей исследования.
Основным в концептуальном подходе к проблеме оптимизации системы изучения ребёнка является стратегия сотрудничества.
 Каждый специалист дошкольного образовательного учреждения должен изучить ребёнка согласно задачам и методам своего направления. В результате взаимосотрудничества обеспечивается целостный взгляд на личность ребёнка, его возможности и проблемы, намечается совместный план индивидуального, комплексного воздействия.
Обследование - важный этап системы специальной помощи ребёнку, так как от правильного решения индивидуально- диагностических проблем зависит не только дальнейшее обучение ребёнка, но и часто - его судьба. При обследовании учёт возрастных и личностных особенностей ребёнка позволяет не только выявлять имеющиеся проблемы, дефекты, но и изучить, оценить объективно сохранные стороны, потенциальные возможности, и опираться именно на них при отборе методов и форм коррекции.
На медицинском уровне стоит задача выявления заболеваний, органических и функциональных отклонений как предпосылки или следствия речевых нарушений.
Диагностика на психологическом уровне включает анализ индивидуальных проблем и резервов ребёнка, которые кроются в ситуации его развития.
Логопедическое обследование включает в себя три основных раздела:
1.Изучение условий воспитания и динамики речевого и общего психического развития.
2.Логопедическое и психолого-педагогическое обследование с подробной регистрацией вербальной и невербальной деятельности дошкольника.
3.Анализ и педагогическая оценка результатов.
Необходимо, чтобы дети с тяжелыми речевыми расстройствами были обследованы неврологом или психиатром и отоларингологом.
Л.С. Волкова, указывает, что логопедическая работа по коррекции нарушений речи у различных категорий детей имеет свою специфику, обусловленную особенностями сенсомоторного и психического их развития. В процессе логопедического воздействия необходимо учитывать уровень развития речи, познавательной деятельности, особенности сенсорной сферы и моторики ребёнка.
Важно изучать детей не только до, но и в процессе организованного обучения и воспитания, для определения микропрограмм коррекционного воздействия для каждого отдельного случая.
Разработанная автором индивидуальная микропрограмма позволит педагогам более четко и наглядно представить ее содержание.
Логопедическая работа с детьми, имеющими первичную речевую патологию, осуществляется поэтапно, на базе того, что уже достигнуто ребенком.
Так, комплексный подход к формированию речи при алалии направляет внимание на становление всех функций речи, способствующих ее развитию и улучшению познавательной деятельности. Системная работа ведется над речью и личностью в целом, при этом учитываются закономерности развития речевой функции в онтогенезе и закономерности становления языка.
Обследование ребенка с дизартрией позволяет выявить структуру и тяжесть фонетико-фонематического нарушения, сопоставив его с тяжестью поражения артикуляционной и общей моторики, а также общим психическим и речевым развитием.
Тесная взаимосвязь развития речи, моторики, сенсорных функций и интеллекта определяет необходимость коррекции нарушений речи в сочетании со стимуляцией развития всех ее сторон, осуществляя тем самым формирование речи как целостной психологической деятельности.
 Система коррекционного воздействия при ринолалии предполагает исправление расстройства речи, являющегося компонентом клинической картины основного соматического дефекта. Устранение патологической назализации голоса, проводится одновременно с формированием речевых навыков.
При организации индивидуальной коррекции с заикающимся ребенком, целесообразно использование приемов, средств рассматривать в зависимости от характера медицинского воздействия и в сочетании с ним.
Эффективность комплексного медико-педагогического подхода к преодолению заикания отмечали В.А.Гиляровский, Ю.А.Флоренская, М.Е.Хватцев, Н.А.Власова и другие. Основным направлением которого является формирование коммуникативных способностей путем воздействия на разные стороны психофизиологического состояния ребенка усилиями разных специалистов.
Многообразие путей речевого развития детей и возможностей преодоления имеющихся у них отклонений не может не влиять на организацию и содержание педагогической работы с ними, на выбор дифференцированных методов коррекционного воздействия. Поэтому необходимо и важно выявить характер и степень нарушения речевых и неречевых психических функций, а также определить основные направления индивидуального психолого - педагогического воздействия с целью коррекции выявленных особенностей.
Педагогу необходимо  владеть методами оценки разных сторон развития в соответствии с возрастными нормами и конкретной динамикой каждого отдельного ребёнка. Если педагогическое воздействие строится с учётом уровня развития, опирается на сильные стороны личности дошкольника, учитывается особенности окружающей микросреды, то эти воздействия обеспечивают успешное включение ребёнка в коррекционную работу. Если в процессе обучения уровень развития ребёнка, индивидуальные особенности личности учитываются мало или не учитываются вовсе, то исходные отклонения в развитии лишь усугубляются, возникают упущения, компенсировать или навёрстывать которые в будущем окажется почти невозможным.  
В отечественной психолог - педагогической науке утвердилось положение о том, что все особенности человека формируются и проявляются в деятельности. В деятельности он раскрывает и реализует себя. Вне деятельности человек не может существовать и развиваться.
Очень важно в коррекционной работе с детьми, имеющими тяжелые речевые расстройства, уделять значительное внимание развитию мотивации, организации и расширению сферы деятельности ребёнка, поэтому в настоящее
время всё большее звучание получает личностно-деятельный подход. Этот подход ориентирует педагога на оптимальное развитие способностей каждого ребёнка в соответствии с его возрастными, психофизическими и индивидуальными особенностями. Большое значение при этом имеет соответствующий характер общения, которое должно стимулировать личностную, речевую и интеллектуальную активность ребёнка, создавая условия для душевного здоровья, эмоционального благополучия, чувства собственной состоятельности, столь необходимого для детей с общим недоразвитием речи.
 Исследования Р.А. Беловой – Давид, О.К.Усановой, Е.М. Мастюковой, Г.В. Чиркиной показали, что многие речевые нарушения проявляются в структуре различных психических и нервно- психических расстройств. Поэтому система логопедической работы по устранению различных форм нарушений речи должна осуществляться на основе учёта этиологии, механизмов, симптоматики нарушений, структуры речевого дефекта, возрастных и индивидуальных особенностей ребёнка. В процессе коррекции нарушений речи учитываются общие и специфические особенности развитие детей данной категории.
Большое место в коррекционной деятельности с детьми, имеющими нарушения речи, занимает работа по воспитанию личности в целом. Особое значение имеет учёт личностных особенностей при коррекционном воздействии на детей с тяжелой формой речевой патологии. В этих случаях, в симптоматике нарушений отмечаются выраженные особенности формирования личности, которые носят как первичный характер, обусловленный органическим поражением мозга, так и характер вторичных наслоений.
 Коррекция нарушений речи проводится с учётом ведущей деятельности. У детей дошкольного возраста она осуществляется в процессе игровой деятельности, которая становится средством развития аналитико – синтетической деятельности, моторики, сенсорной сферы, обогащение словаря, усвоение языковых закономерностей, формирования личности ребёнка.
Организация индивидуальной комплексной помощи детям с тяжелыми нарушениями речи дошкольных учреждениях, является наиболее значимой в коррекционном обучении.
Интеграция нового знания о развивающемся человеке и проблемах, осложняющих это развитие, выводит на новый уровень осмысления сущности индивидуализации коррекционно-педагогической деятельности, как процесса обучения и развития в целом.
Исходить из признания индивидуальности, учитывать сложившуюся индивидуальность при выборе форм и приемов воздействия – главный принцип коррекционно – развивающего образования на современном этапе.

Библиографический список

1.Белова – Давид Р.А. Клинические особенности детей дошкольного возраста с недоразвитием речи. М., 1972.
2.Заикание (под ред. Н.А.Власовой, К.Г.Беккера ). М., 1983
3.Канова О.Н. Психолого – педагогическое изучение детей с нарушениями речи. (Дефектология. 1993. № 1)
4.Ковальчук Я.И. Индивидуальный подход в воспитании ребенка. М., 1985.
5.Логопедия. (под редакцией Л.С.Волковой), М..1995
6.Мастюкова Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии. М.,1992
7.Назарова Н.М. Специальная педагогика. М., 2000
8.Шаховская С.Н. Индивидуальный подход в коррекционно-логопедической работе. Обр., 1995






2022