НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Еремеева В.И. Конспект открытого урока по русскому языку "Сочинение по репродукции картины К.Ф. Юона "Конец зимы. Полдень"

Библиографическое описание:
Еремеева В.И. Конспект открытого урока по русскому языку "Сочинение по репродукции картины К.Ф. Юона "Конец зимы. Полдень" // Образовательный альманах. 2023. № 10 (72). Часть 2. URL: https://f.almanah.su/2023/72-2.pdf.

Тип: урок развития речи.

Класс: 3.

Цели урока: Формирование умения строить текст на заданную тему по картине.

Задачи урока

Обучающая: познакомить с жизнью и творчеством К. Ф. Юона; формировать умение составлять художественное описание природы с элементами оценки действительности; определять основную мысль сочинения.

Развивающая: способствовать развитию творческого воображения, чувств, эмоций; развивать чувство прекрасного.

Воспитательная: воспитывать самостоятельность, творческую активность, эстетическое восприятие произведений искусства, любовь к природе, живописи, музыке.

Планируемые результаты:

Личностные УУД – ценить, воспринимать образ Родины, природы через произведения изобразительного искусства;

Регулятивные УУД – самостоятельно организовывать своё рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий, планировать алгоритм его выполнения, самостоятельно оценивать;

Познавательные УУД – извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблицы, иллюстрации); восприятия картины как произведения искусства; уметь передавать художественное, эстетическое и эмоциональное содержание картины; самостоятельно делать выводы;

Коммуникативные УУД – участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения; уметь строить текст в определённой композиционной форме, оформлять свои мысли в устной и письменной речи;

Предметные: писать сочинение по картине.

Основные понятия: репродукция, сочинение, художник, творчество.

Ход урока

I. Организационный момент

1. Эмоциональный настрой

Учитель. Здравствуйте, ребята! Хорошего вам настроения и успехов! Все ли готовы к уроку?

Дети. Да!

Учитель. Тогда начнем!

2. Речевые установки

Учитель. У нас сегодня урок развития речи. Поэтому давайте вспомним правила речи. Как мы должны говорить на уроке?

Ожидаемые ответы детей:

- Поднять руку, если хочешь сказать или ответить.

- Говорить полными предложениями.

- Отвечать нужно громко и понятно.

- Нужно беречь тишину на уроке, нельзя разговаривать, когда захочется.

- Активно участвовать на уроке.

- Говорит один, остальные слушают.

Учитель. Молодцы, вспомнили правила. Давайте будем придерживаться их.

II. Самоопределение к деятельности

- На уроке литературного чтения мы с вами учили стихотворение Федора Ивановича Тютчева «Еще земли печален вид…». Давайте вспомним.

(По желанию один ученик рассказывает или читает стихотворение Ф. И. Тютчева “Еще земли печален вид...”)

Учитель. О каком времени года так прекрасно сказал Федор Иванович Тютчев в своих бессмертных строках? (Когда зима граничит с весной)

Учитель. Обратимся к моменту в природе, когда зима граничит с весной. Скажите, какие изменения начинают происходит в природе?

(Ожидаемые ответы детей: это время когда Зима борется с Весной, солнце светит ярче, с крыш капает, птички начинают суетиться и щебетать и т.д.)

Учитель. Идет Весна- красавица,

Легко земли касается.

Идет на поле, на реку

И по снежку, и по цветку.

Зима не хочет уходит, но Весна берёт своё. Подходит её время: маленькими шажками она вступает в свои владения. Под натиском весны Зима отступает. Спасибо зиме, за её чистый ледяной воздух, за её пушистый, белый снег, за наши любимые зимние забавы. Но мы соскучились по Солнцу, теплу. Это время когда в душах людей просыпается надежда. Что-то начинает трепетать в груди. Земля проснётся от сна и у людей тоже все будет прекрасно.

III. Актуализация знаний

Учитель. Это чудесное время года так привлекало внимание поэтов и художников. Сегодня мы познакомимся с творчеством великого русского художника Константина Федоровича Юона. Годы жизни 1875-1958. Родился и вырос он в Москве. Поэтому много картин он посвятил Москве. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Среди его преподавателей был замечательный русский художник В.А. Серов. Юон начал рисовать еще в детстве, в восемь лет. Известность к нему пришла очень рано, уже в студенческие годы. Юон писал портреты, тематические картины, но истинным призванием его стала пейзажная живопись. К. Ф. Юон очень любил весну и зиму. Поэтому лучше всего художнику удавались зимние и весенние пейзажи. Он писал: «Я искал новые краски в природе - в русской весне и зиме». Художник очень любил природу. Чтобы её изучить, он много ездил по стране.

Ребята, у каждого художника есть свой стиль написания картины, свои отличительные черты творчества. (Учитель на слайде показывает несколько картин К. Юона.) Присмотритесь, пожалуйста, заметили ли вы какие-либо особенности в картинах Юона. (Ожидаемые ответы детей: они все очень жизнерадостные, во всех его картинах присутствуют люди и животные.)

Именно присутствие людей, гармонично оживляет силы природы, придает им живительную теплоту.

IV. Тема урока

1. Определение речевой задачи.

Учитель. Остановимся мы сегодня на картине «Конец зимы. Полдень». Картина принесла художнику широкую известность. Написана она в 1929 году.

Как вы и догадались, какую работу нам сегодня предстоит сделать?

Дети. Написать сочинение по картине

2. Составление плана сочинения

Учитель. Первым делом мы должны составить план работы. Сколько частей должно быть в сочинении? Назовите их.

Дети. Три: вступление, основная часть, заключение.

Примерный план

Учитель. О чём мы говорим в первой части сочинения.

Дети. В начале мы называем автора, название картины и о чём картина. Первый пункт плана мы можем назвать художник и его картина.

Учитель. О чём будем говорить во основной части?

Дети. В основной части мы описываем картину, более детально обсуждаем её. Второй пункт плана – это описание картины.

Учитель. Что мы должны сказать в заключении?

Дети. Своё отношение к картине. Третий пункт плана – моё отношение к картине.

Физминутка

Загадаю вам загадку,

Становитесь на зарядку. (Ходьба на месте)

Раз — листочки поднимаем. (Руки через стороны вверх)

Два — листочки загибаем. (Руки за спину)

Три — ещё разок свернули, (Обхватили руками плечи)

На четыре - развернули. (Руки в стороны)

Буква спряталась внутри. (Приседания)

Кто догадлив? Назови! (Прыжки на месте)

3. Лексическая работа

Учитель. Мы отдохнули, теперь с новыми силами можем приступать к работе. Откройте в учебниках «Картинную галерею» и внимательно рассмотрите репродукцию картины К. Ф. Юона«Конец зимы. Полдень».

Учитель. И так приступим. Составим предложение по первому пункту плана.

Дети. На картине Константина Федоровича Юона «Конец зимы. Полдень» изображена окраина деревни.

Учитель. А откуда вы догадались, что это окраина деревни?

Дети. Потому что, дальше нет домов и начинаются холмы.

Учитель. Давайте напишем это предложение в тетрадях.

Учитель. Приступим к основной части нашего сочинения. Перечислим предметы изображенные на картине. Как называются слова называющие предметы?

Дети. Имена существительные.

Учитель. Напоминаю Вам, называем начиная с основных предметов. По очереди каждый называет по одному существительному, сразу же записываем в черновиках, далее мы будем работать с этими словами. (Снег, дом, берёзы, ели, куры, тени, следы, забор, небо, воздух, поленница, лыжники, холм, лес и т.д.)

Учитель. А теперь попробуем подобрать к предметам, изображённым на картине, их признаки, которые помогли бы увидеть эти предметы ярче, выразительнее. Как называются слова обозначающие признаки предметов?

Дети. Имена прилагательные.

- Снег осевший, рыхлый, протоптанный и т.д.

- Дом деревянный, деревенский, большой и т.д.

- Берёзы стройные, белоствольные, высокие и т.д.

- Ели зелёные, пушистые и т.д.

Учитель. А теперь нам нужно оживить нашу картину. А какая часть речи за это отвечает? (Глаголы) Нам нужно подобрать подходящие глаголы к нашим словосочетаниям. Не забудьте записывать понравившиеся слова у себя в черновиках.

4. Развитие творческого воображения

Учитель. Поэты и писатели используют приём сравнения. Чтобы наши сочинения зазвучали более ярко, мы тоже попробуем добавить сравнения. С чем можно сравнить ветки берёз?

Дети. Ветки, словно паутинки, висят в воздухе.

Учитель. С чем можно сравнить наряд деревьев?

Дети. Ёлки словно в треугольных платьях.

Учитель. С чем можно сравнить снег на крыше?

Дети. Шапка, которая стала мала.

Учитель.Приступим к заключительной части нашего плана, нам осталось только закончить наши сочинения. Понравилась ли вам эта картина и почему? Запишите своё мнение и ещё раз прочитайте предложения. Оставьте те варианты предложений, которые вам кажутся более удачными. При необходимости распространите предложения, добавляя нужные слова.

5. Самостоятельная работа над сочинениями

6. Выход в связную речь

- Все ли с правились?

- Кто совсем не справился?

- А теперь послушаем, что же у нас получилось? Кто хочет прочитать свой вариант сочинения. (Чтение сочинений)

V. Рефлексия

1. Оценка речи и деятельности детей.

Учитель. Чему мы учились на уроке развития речи?

Дети. Мы любовались красотой нашей Родины, наступающей весной и поняли, что это время года бывает таким прекрасным и таким многообразным…

Учитель. Узнали ли вы что-нибудь нового на уроке?

Дети. Познакомились с творчеством К. Юона, с его картинами и т.д.

VI. Итоги урока

1. Д/З

- Дома прочитайте своё сочинение своим близким, обсудите с ними картину, послушайте их отношение к данной картине и впечатления. Ещё раз проверьте и перепишите в тетради для развития речи.

2. Учитель. Мы все в ожидании весны. А чтоб она быстрее наступила, давайте все вместе призовём её. Повторяйте за мной.

Весна-Красна, приходи,

Снег холодный растопи,

Деревья зеленью одень,

Пусть теплее будет день.

Ребята, наше занятие подошло к концу. Хочу сказать Вам спасибо за активную работу на занятии и внимание. До новых встреч!

Библиографический список

1. Культура.РФ [Электронный ресурс]. URL: https://www.culture.ru/persons/9593/konstantin-yuon?ysclid=ln95d9zm82643041439 (дата обращения: 01.10.2023)

2. Матвеева Е. И. Как научить писать сочинение младшего школьника. Пособие для учителя. М: Просвещение/Бином, 2020.
2023