НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Каплина О.В. Путешествие в город мастеров (ознакомление со свойствами дерева и металла)

Библиографическое описание:
Каплина О.В. Путешествие в город мастеров (ознакомление со свойствами дерева и металла) // Образовательный альманах. 2024. № 2 (77). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2024/77-1.pdf.

Занятие по познанию (ознакомление с предметным миром) для детей старшего дошкольного возраста (5 – 6 лет) с ЗПР

Цель: познакомить детей с некоторыми профессиями людей, понятием – «Мастер»; развивать умение самостоятельно определять материалы, из которых изготовлены предметы, характеризовать свойства и качества предметов: структуру и температуру поверхности, твердость – мягкость, вес (тяжелее, легче); показать детям, как свойства этих материалов люди используют при изготовлении предметов; воспитывать в детях уважение к людям труда и бережное отношение к окружающим предметам.

Оборудование: различные предметы и игрушки, сделанные из металла и дерева; иллюстрации с изображением плотника, столяра, кузнеца и металлурга; книга В. Маяковского «Кем быть?»; две таблицы с нарисованными четырьмя предметами; три корзинки с эмблемами; стаканы с водой (по количеству детей); фишки деревянные и металлические, карточки с предметными картинками.

Ход занятия

– Сегодня мы с вами совершим путешествие в Город Мастеров. А каких людей мы называем Мастерами? (Тех, которые очень хорошо выполняют какую – либо работу.) Мастера бывают разные: резчики по дереву, гончары, чеканщики, стеклодувы. Но, чтобы попасть в Город Мастеров надо сказать волшебные слова.

Дети встают в круг, берутся за руки и говорят: «Круг волшебный повернем, в Город Мастеров мы попадем».

– Вот мы и попали в город Мастеров. А вот и мастера вышли нас встречать.

Воспитатель вывешивает на магнитную доску иллюстрацию с изображением столяра и плотника.

- Знаете ли вы, как называются эти мастера? (плотник, столяр)

- Они работают с деревом. Какие инструменты они используют? (пила, рубанок, молоток…)

Дети рассматривают иллюстрацию, а воспитатель зачитывает отрывок из стихотворения В. Маяковского «Кем быть?».

…Нужные работники – столяры и плотники!

Сработать мебель мудрено: сначала мы берем бревно и пилим доски длинные и плоские.

Эти доски вот так зажимает стол – верстак.

От работы пила раскалилась добела.

Рубанок в руки – работа другая: сучки, закорючки, рубанком стругаем.

- Посмотрите вокруг, на предметы, которые нас окружают. Какие из них могли бы сделать столяр и плотник? (дети перечисляют)

- А вот и другие Мастера вышли нас встречать.

Воспитатель вывешивает на магнитную доску иллюстрации с изображением кузнеца, металлурга.

– Эти Мастера работают с металлом и инструменты у них другие. Какие?

Воспитатель зачитывает отрывок из стихотворения Маяковского «Кем быть?».

…Можем железо ножницами резать,

Краном висящим тяжести тащим,

Молот паровой гнет и рельсы травой,

Олово плавим, машинами правим.

Работа всякого нужна одинаково…

- Какие предметы в нашей группе могли бы сделать эти мастера? (дети перечисляют)

- В городе мастеров есть секретная лаборатория. Чтобы туда попасть, надо отгадать несколько загадок, которые приготовили для нас Мастера.

1. «Что лишнее?» Дети рассматривают таблицы, называют предметы, которые на них изображены, находят лишний предмет, объясняют свой выбор. (На рисунке все предметы деревянные, а один сделан из металла он лишний…)

2. «Разложи предметы по корзинкам». (Фото 1) Дети рассматривают предметы, которые воспитатель выкладывает на коврик, а потом раскладывают их по корзинам в соответствии с эмблемами.

В 1 корзину - все деревянные предметы. Во 2 корзину - все металлические предметы. В 3 корзину - предметы, сделанные из другого материала (из пластмассы, из бумаги, из плюша, из резины). Проверка, анализ.

- Представьте, что вы – МАСТЕРА! Возьмем в руки молоточки, построим дом. / Физкультурная минутка /

Целый день - тук, да тук – раздается этот звук.

Строим дом, дом большой - и с крылечком, и с трубой.

Будут жить в доме том зайка с мишкой и слоном.

Строим дом, дом большой - и с крылечком, и с трубой.

3. «Расставь правильно фишки». (Фото 2, 3) Дети садятся за столы, рассматривают карточки с предметными картинками. На деревянные предметы кладут деревянные фишки, а на металлические – металлические. Объясняют, почему на некоторые предметы не положили ничего (сделаны из другого материала).

- Мы разгадали все загадки и теперь можем посетить секретную лабораторию.

Дети встают вокруг стола (лаборатории), на котором металлические и деревянные предметы, стаканы с водой.

· - Возьмите в одну руку деревянный предмет, а в другую металлический. Какой холоднее? Какой теплее? Если мастера захотят построить дом, то какой материал они выберут? В деревянном доме и зимой будет тепло!

· - Проведем ладошкой по металлической и деревянной поверхности. – Какая шероховатая, а какая более гладкая?

· - Теперь бросим металлический предмет в стакан с водой. Что произошло? (Утонул)

- Бросим в этот же стакан деревянный кубик. Что произошло? (Он плавает)

- - Почему металлический предмет утонул, а деревянный нет? (Металл – тяжелее, а дерево легче)

- Если Мастера захотят построить лодку, то какой материал они выберут?

· - А сейчас я возьму деревянный кубик и попробую на нем провести черточку металлической пластиной. – Как вы думаете, получится? Проверим.

· - А теперь деревянным кубиком попробуем провести черточку на металлической пластине. Получится? (Предположения детей)

· - Не получилось, так как металл – очень твердый материал, а дерево – мягче.

- Если Мастера захотят изготовить нож, то какой материал они для этого выберут? Почему?

- А какие предметы можно сделать из дерева металлическим ножом?

(Деревянные ложки, матрешки, …) Этих Мастеров называют - резчики по дереву.

- Вот как много мы сегодня узнали о дереве и металле. Понравилось вам в городе Мастеров?

- Пора возвращаться в детский сад. Встанем в круг, возьмемся за руки и скажем волшебные слова: «Круг волшебный повернем, в детский сад мы попадем».

- Садитесь на свои места. Вспомним, какие Мастера встретили нас в городе Мастеров?

- Какого работника мы называем Мастером?

- Что вы узнали о металле? О дереве?

- Люди знают разные свойства материалов и поэтому делают разные предметы, которые им нужны. Нужно быть очень терпеливым, старательным, чтобы сделать красивые ложки, пирамидки… Нужно приложить много труда.

Чтобы все эти предметы служили людям долго, надо очень бережно с ними обращаться. Я думаю, что вы все будете бережно относиться ко всему, что нас окружает.

Библиографический список

1. Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Москва: ЦГЛ, 2004.

2. Маяковский В.В. Кем быть. Стихи. (Для дошкольного возраста) Москва: Дет. лит., 1987.

Фото 1 «Разложи предметы по корзинкам».

Фото 2 «Расставь правильно фишки».

Фото 3 «Расставь правильно фишки».
2024